Хуситы мечтают взять Мекку и Медину - АНАЛИЗ

Хуситы мечтают взять Мекку и Медину - АНАЛИЗ
23 марта 2024
# 10:00

Международный валютный фонд опубликовал данные о транзите товаров через Суэцкий канал.

Согласно подсчетам, под обстрелами йеменских повстанцев-хуситов поток грузоперевозок в указанном районе уменьшился на 62 процента.

В то же время на 74 процента увеличился  транзит через мыс Доброй надежды. Иными словами, хуситы заставили глобальные торговые компании избегать Красного моря и Суэцкого канала и вести товары в обход Африки. Это увеличило время транзита на 14 суток и, соответственно, повысило стоимость товаров. 

Через Суэцкий канал и Красное море в недавнем прошлом перемещалось около трети товаров, доставляемых в Европу из Индо-тихоокеанского региона и с Ближнего Востока. Здесь было сосредоточено около 12 процентов всего потока международной торговли и 9 процентов мировой морской торговли нефтью.

Что не менее важно, Суэцкий канал был одним из главных источников доходов египетского государства и потеря 62 процентов этих поступлений грозит взорвать хрупкую экономику и, вслед за тем, политическую систему страны. Сейчас обсуждается экстренная помощь Египту за стороны стран коллективного Запада размеров в 7 млрд долларов - руководство держав боится повторения Арабской весны - революционных событий 2011-2013 гг.

Кроме того, как сообщается, хуситы перебили важные кабели, по которым осуществляется информационный обмен между Азией и Европой - около 25 процентов подводного трафика в регионе.

Ось сопротивления

Официально хуситы ведут военные действия, чтобы поддержать ХАМАС, сражающийся в Газе против израильской армии. Они, как и ХАМАС, ливанская Хезболла и ряд иракских ополчений, входят в огромный (преимущественно шиитский) военно-политический альянс, именуемый "Ось сопротивления". Этот альянс, щедро финансируемый и вооружаемый Тегераном, ведет войну против американо-израильской коалиции. Формально они сражаются с тем, чтобы поддержать ХАМАС в Газе. 

На самом деле, их задачи намного более масштабные, они хотели бы удалить американское влияние с Ближнего Востока и установить там свое господство. С этой целью проиранские ополчения обстреливают  американские базы в Ираке и Сирии, а также бьют по торговым и военным судам в Красном море, стремясь установить свой контроль над этим важнейшим маршрутом международной торговли. Кроме того, они запускают время от времени ракеты по Израилю. Правда, в последнее время, после ответных бомбежек США, удары проиранских ополчений по американским военным в Ираке прекратились. Но хуситы продолжают обстреливать корабли в Красном море.

Слабый ответ США

Согласно господствующим в мире представлениям, статус сверх-державы определяется прежде всего ее способностью контролировать важнейшие торговые маршруты, прежде всего, морские коммуникации, с учетом современных масштабов глобальной торговли. И напротив, потеря контроля  над международной логистикой ведет к потере статуса великой державы. Кто контролирует логистику планеты, тот держит за горло всех остальных. 

Не стоит преувеличивать возможности хуситов. Крылатые ракеты и дроны используют не хуситы, а иранские военные специалисты. Это сложная технология не только в том, что касается производства, но и в том, что касается применения.
В самом Йемене просто нет соответствующей промышленности. Ракеты и дроны производятся в Иране, доставляются по частям в Йемен, где их собирают. Их применение по движущимся объектам - кораблям - весьма сложный процесс, который невозможно себе представить без наведения с помощью иранских РЛС. Даже если иранцы обучили несколько десятков йеменских (хуистских) операторов запускать ракеты и дроны, это ничего не меняет в уравнении.  Иными словами, это иранские ракетчики и дронщики перекрыли Красное море, а хуситы - не более, чем их наземная охрана и инструмент для правдоподобного отрицания участия Тегерана.

О том, зачем иранцам отрицать то, что очевидно всем экспертам, изучающим этот вопрос, становится понятно из оценок американских международников, специалистов по Ближнему Востоку.

Так, Грегори Джонсен указывает на то, что США в рамках операции по охране судоходства в Красном море (задача эта, как видим, провалилась) приняли решение ограничиться ударами по обнаруженным ими расчетам ракетчиков и дронщиков, отказавшись от идеи бомбить другие объекты хуситов. Причина отказа в том, что США боятся нанести слишком серьезные потери иранцам, вызвав эскалацию и большой военный конфликт с Тегераном.

Еще раз: иранцы бьют по торговым и военным судам в Красном море, а США боятся нанести удары по иранским базам в Йемене! 

Иранцы отрицают свое участие. Если бы вместо отрицания  они указали на то, что именно их военные перекрыли Красное море,  Вашингтон оказался бы в странном положении, откровенно демонстрируя свой страх перед Ираном. А так все шито-крыто - иранцы говорят, что они тут не причем, а вашингтонская администрация подтверждает это, утверждая, что сражается с хуситами.

Хуситы - наземная охрана иранских интересов

Но надо отдать должное хуситам. В качестве наземной охраны иранских ракетных систем они просто незаменимы.   Это хорошо обученные партизанские соединения, имеющие центральное командование, но обладающие высокой автономией на местах. 

Сила этих партизан столь велика, что даже в планах США и их союзников отсутствует идея высадки в Йемене сухопутных войск, будто Йемен - это аравийский Афганистан.

Хуситы контролируют около трети территории Йемена, включая столицу - Сану. Здесь проживают более половины йеменцев. Большинство из них относятся к зейдитскому направлению ислама, близкому к шиизму.

Попытка Саудовской  Аравии и ОАЭ вторгнуться в Йемен, с тем, чтобы победить хуситов и привесли к власти в Сане международно признанное правительство, ни к чему не привели. Хуситы сохранили контроль над занятыми ими регионами, нанесли оппонентам тяжелые потери и совершили ряд рейдов на территорию Саудовской Аравии, разгромив  несколько бригад противника. Кроме того, они, или скорее иранцы, действуя с территории Йемена и Ирака, стали обстреливать ракетами и дронами саудовские нефтеперерабатывающие заводы и аэропорты.  В настоящее время саудовцы согласились на прекращение огня, отказались от участия в йеменской войне и ведут с хуситами мирные переговоры.   

Все это известно американцев, поэтому  планы сухопутной операции против хуситов администрация в Вашнгтоне даже не обсуждает.


Откуда взялись хуситы?


В отличие от  батальона Фатимиюн, который состоит из афганских шиитов, но находится под управлением иранских военных из КСИР, Хуситы - самостоятельное движение, и у них есть собственные интересы.
 
Майкл Найтс, один из ведущий специалистов США по странам Персидского  залива, проливает свет на этот вопрос. Основываясь на данных, собранных в ходе многолетних исследований Вашингтонского института и Центра по борьбе с терроризмом при Вест-Пойнт  (военная академия, высшее федеральное военное учебное заведение армии США), он утверждает, что отношения между хуситами и Ираном следует рассматривать не как вынужденные, а скорее как "глубоко укоренившийся альянс, подкрепленный тесной идеологической близостью и общими геополитическими интересами. 

Сегодня "южная Хезболла" в Йемене -  реальный факт.  Расположенный у самых стратегически важных морских путей в мире, Йемен будет иметь большое значение для США и их противников в будущем. Для Вашингтона критически важно не допустить, чтобы он полностью перешел под контроль хуситов и Ирана.  Но как мы видим, США не справляются с этой задачей, и хуситско-иранский альянс демонстрирует уверенность в том, что касается боевых действий.

"Первый инкубатором" движения хуситов, по словам Марике Брандт, антрополога, изучающего эту группировку, стала система племенных и брачных связей. 
 
Основатель организации - Бадр аль-Дин аль-Хуси, был атворитетным религиозным деятелем. Он женился пять раз и произвел на свет от разных жен тринадцать сыновей, причем почти все они дожили до зрелого возраста. Он и сыновья сумели создать сеть богатых семей и группировок родственников, сосредоточивших в своих руках власть внутри большой племенной конфедерации хавланов на севере Йемена.  Иными словами, речь идет о богатой племенной знати, подчинившей себе часть семейных кланов северного Йемене.
 
Кроме того, Бадр аль-Дин, как и большинство лидеров хуситов, являются частью Ахль аль-Баит, они - сейиды потомки пророка Мухаммеда, - и поэтому считают себя единственной группой, достойной управлять страной.

Важную роль в возвышении хуситов сыграло их вероучение. Они - чуть ли единственные йеменцы, придерживающиеся тех же принципов, что и преобладающее в Иране, Ираке и Ливане направление шиитского ислама-12. В теологическом плане это означает, что они, как и другие шииты-двунадесятники считают, что правильная линия от Мухаммеда идет через пятого имама Мухаммеда аль-Бакира - через строго определенный набор божественных имамов к мессианскому двенадцатому имаму. Большинство йеменских зейдитов - а мы помним, что в Йемене преобладает зейдитское направление ислама, близкое но не тождественное шиизму-12 -  верят в иной метод преемственности. 

Эти теологические различия имеют огромное значение, поскольку вероисповедание Бадр аль-Дина  и его сыновей сблизило их с Ираном, где в ходе революции 1978-1979 гг к власти пришло шиитское духовенство во главе с духовным лидером аятоллой Рухоллой Хомейни. Хуситкий клан заявил о безоговорочной преданности идеалам исламской революции в Иране и встретил теплое отношение к себе со стороны Тегерана (в данном случае, речь идет об использовании широкого многоклассового народного восстания против диктатуры с целью утверждения у власти другой диктатуры - шиитских религиозных лидеров, в условиях подавлении остальных политических течений).  Хотя, дело было не только в религии - клан хуситов хотел укрепить свое влияние в Йемене и нуждался в сильном союзнике.

В сфере политики власти эти пристрастия означают, что Бадр аль-Дин и его сыновья были тепло встречены зарождающейся Исламской Республикой Иран и ливанской "Хезболлой" в 1980-х и 1990-х годах.

Именно тогда был создан второй "инкубатором" движения хуситов. Им стали религиозные и экономические связи с Тегераном. Так появилось на свет йеменское движение "Правоверная молодежь", возглавляемое Бадр аль-Дином и созданное по образцу послереволюционного Ирана. Оно распространяло свою идеологию через летние лагеря, проводило идеологическую индоктринацию молодежи, создавало на иранские средства различные программы помощи беднякам и даже создало политическую партию. 

Найтс указывает, что "в 1994 г. Бадр аль-Дин и его старший сын Хусейн начали посылать в Кум по сорок религиозных студентов в год - в итоге в Куме прошли обучение около восьмисот студентов, некоторые из которых проходили заодно и военную подготовку в Корпусе стражей исламской революции (КСИР). " 

В силу преклонного возраста сейид Бадр ад-Дин аль-Хуси делегировал руководство движением Хусейну. В том же году 1994 году было официально создано движение хуситов Ансар Аллах (Партизаны Аллаха). Хусейн учился в Судане и Иране, а после возвращения,  представил обществу лозунг, новую эмблему и символ  хуситов, известный как "Крик" (аль-Сарха): "Смерть Америке, Смерть Израилю, Проклятие иудеям, Победа исламу!".

В 2004 году Хусейн уже считался имамом - духовным йеменских зейдитов. Он обвинил власти Йемена в дискриминации зейдитского населения и в сотрудничестве с США. Хуситы подняли антиправительственный мятеж. После смерти Хусейна руководство группировкой перешло к его брату Абдул-Малику аль-Хуси и другим родственникам.

Первые повстанческие действия хуситов не были удачными. Все же они не располагали крупными силами.  В 2004-2009 гг они оказались сжаты в своей вотчине - северном горном районе Саада и не могли эффективно противостоять правительственным войскам.

Но все изменили два фактора. Во-первых, иранцы многократно увеличили поддержку хуситов, накачивая их оружием и предоставляя им военное обучение. Во-вторых, в начале 2010-х гг в Йемен, подобно Тунису, Египту, Сирии и Ливии пришла Арабская весна - серия широких народных восстаний против диктаторских правительств, вылившаяся в гражданскую войну. В Египте и Тунисе централизованные государственные системы сохранились. Но Йемен постигла судьба Сирии и Ливии. Последовал развал йеменского государства, хуситы воспользовались ситуацией и начали широкомасштабные военные операции. 

В сентябре 2014 года они свергли поддерживаемое США и ООН йеменское правительство, захватили часть часть страны в ходе серии хорошо спланированных при поддержке Ирана наступательных операций. КСИР перебрасывал инструкторов и оружие в зоны военных действий.  В 2015 хуситы взяли под контроль столицу Йемена - город Сана.

Именно  в ответ на эти действия, возглавляемая саудовцами и ОАЭ коалиция вторглась в Йемене, чтобы вернуть к власти прежнее правительство, победить хуситов и не возволить Ирану создать свою , по сути дела, военно-политическую базу на саудовской границе, да еще вблизи Красного моря, что передавало в руки хуситско-иранскому альянсу контроль над важнейшим глобальным торговым машрутом. 
 
Не тут-то было!

Тактика коммандос в стиле ливанской "Хезболлы" и иранского КСИР и военная поддержка последних помогла победить саудовских военных, в то время как саудовская территория стала мишенью для ударов ракет и дронов, запускаемых иранцами из зон влияния хуситов. Хотя саудовцы и их союзники смогли потеснить хуситов, о победе нечего было и думать. Как мы уже говорили, все закончилось саудовскими предложениями и переговорами о мире.

Будущее хуситов

История возвышения хуситов типична для Ближнего Востока. С одной стороны важную роль сыграли  родственные связи, позволившие духовному лидеру одного из богатых семейных кланов расставить повсюду в качестве начальников своих многочисленных сыновей. С другой  стороны, альянс с иранцами, обеспечившими широкомасштабные поставки  оружия (наряду с идеологическим и политическим проникновением) позволил группировке возвысится над Йеменом. И, наконец, хаос, вызванный Арабской весной, коррупция и развал центральных правительств, создали условия для появления влиятельных негосударственных вооруженных акторов,  способных вести борьбу за контроль над страной. История хуситов не так уж отличается от успешных действий проиранских шиитских ополчений в Ираке (а до этого в Ливане).

Некоторые аналитики указывают на то, что хуситы имеют глубокие корни в самом Йемене и не являются простыми исполнителями воли Тегерана. Возможно, они правы. Но как отмечает израильский аналитик Джоанатан Спайер, такая оценка является неполной и не дает реального представления о сложившейся ситуации, потому что интересы хуситов и Тегерана очень близки. 

Хуситам необходимо оружие и, в особенности, дальнобойные средства поражения, многократно усиливающие их военную мощь. Иран дает им все это в обмен на их готовность помогать атакам на торговый маршрут в Красном море, на США и на Израиль. Без хуситов, иранцы не смогли бы проецировать свое влияние на регион, перекрыв один из основных маршрутов глобальной морской торговли. Без Тегерана, хуситы не смогли бы завоевать треть Йемена. Кроме того, в лице верхушки хуситов Иран получил пламенных идейных сторонников и единоверцев.

Не смотря на мирные переговоры с Саудовской Аравией, хуситы не собираются останавливаться. Их уязвимое место - экономика, поскольку главные месторождения нефти и газа расположены в районах Мариб и Шабва, которые находятся под контролем их противников - южных суннитских йеменских вооруженных группировок.  Поэтому важной целью движения станет в будущем взятие этих регионов.  Быть может, при поддержке Ирана хуситы рано или поздно захватят весь Йемен. 

Но и этого мало. Недавно иранский политический обозреватель Мохаммад Садек аль-Хоссейни воскликнул: "Абдаль-Малик аль-Хуси теперь главный в Йемене, и он станет главным на Аравийском полуострове". Хуситы нередко заявляют о том, что намерены взять под контроль побережье Красного моря, которое сегодня находится под властью Саудовской Аравии. Там расположены два самых святых города мусульман - Мекка и Медина. И еще хуситы говорят о Саудах как о "племени, находящемся на грани исчезновения".

Пустое, скажут читатели. Но ведь еще 10 лет назад хуситы были небольшим племенным ополчением, прятавшимся от правительственных войск в труднодоступных горных районах. Затем, благодаря умелому сочетанию политических, экономических, религиозных и военных предприятий,  они сумели многократно увеличить свое влияние и нанести поражение саудовцам. И кто знает, как все сложится в будущем...

# 5820
avatar

Михаил Шерешевский

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#