Кто в ответе за мир? - АНАЛИТИКА

Кто в ответе за мир? - АНАЛИТИКА
4 октября 2025
# 20:00

Тема войны не только не сходит с первых позиций информационных потоков, но и вытесняет остальные важные мотивы международной жизни. Обращает на себя внимание зловещая тональность контента. В принципе война нервов на почве жесткого идеологического противостояния между Израилем и Ираном уже вступила в горячую фазу. По содержанию обсуждаемых вопросов можно вывести общий знаменатель об активах сторон.

Все, кто топит за Тель-Авив, распространяют ложный нарратив, согласно которому Израиль готовится к неминуемому нападению Ирана, хотя известно, что войны в регионе исключительно начинает Тель-Авив. До недавних пор он начинал и выигрывал. Но 12-дневная война осталась за Тегераном.

Он смог переломить ход процесса в свою пользу, заставив израильского премьера Биньямина Нетаниягу запросить мир у союзника в лице США. Дональд Трамп нашел выход из положения, санкционировав удары по трём ядерным объектам Ирана. Едва они завершились, и Белый дом провозгласил мир и поторопился успокоить иранцев, что Вашингтон более не собирается свергать правительство Исламской Республики, и пора поставить точку в краткосрочном конфликте. Но это была не точка, а многоточие.

Ныне идет массированная подготовка ко второй части сценария, чтобы осуществить хотя бы часть из нескольких приоритетов, которые важны для США. В этой истории у Израиля вторая роль, потому что на кону иранский вопрос американской повестки, хотя Тель-Авив присваивает себе авторское право. Израилю отведена роль триггера, как и бывает в случае с использованием прокси силы.

Западная пресса, которая кормится, в основном, за счет еврейского лобби США и Европы, стоически утверждает, что Тегеран уже принял решение об ударе по Израилю. Этот тезис - только часть из большого антииранского информационного блока, который бродит по миру. Пресса и аналитический кластер убеждают массового пользователя в том, будто Тегеран после вступления в силу старых новых санкций впал в страшное уныние, и, дескать, на почве психологической безысходности вынужден нанести удар по Израилю.

С восстановлением санкций ООН, что абсолютно противозаконно, и об этом на уровне СБ ООН во всеуслышание высказались Китай и Россия, напомнив, что Тегеран не нарушал своих обязательств, иранское руководство приняло послать МАГАТЕ по лесу. Верно это или нет, другой вопрос. Суть в том, что Исламская Республика не дает поводов, чтобы ее поймали на ошибках. Тем не менее, Запад идет на таран, чтобы поставить, наконец, иранское руководство на колени.

Израиль видит в этом свой шанс, демонстрируя важность, как игрока, способного вынести огромную нагрузку. Но здесь за ним второстепенная роль.

Несколько дней назад в военном ведомстве США (Пентагоне) министр Пит Хегсет собрал на оперативное совещание до 700 генералов и адмиралов, глав стратегических военных подразделений, чтобы обсудить варианты возможных действий на Ближнем и Среднем Востоке. Сколоченная американская армада уже подходит к Персидскому заливу и перегруппирует силы в Средиземном море. Происходящее не оставляет сомнений относительно развития процесса.

Тегеран к эскалации готов, и уже официально уведомил, нет, не Вашингтон и Тель-Авив, а сообщество относительно своих ответных действий. Один из бывших руководителей КСИР, генерал Мохсен Резаи в эфире национального телевидения своей страны предупредил, что в случае нового нападения на его страну под огнем окажутся не только израильские цели, но и американские военные объекты. Это была информация к размышлению для ястребов всех мастей, которые ждут, не дождутся начала рискованного сценария.

В данной ситуации уподоблять Иран «раненому животному» не только неправомерно, но и опасно. Страна, как показали события 12-дневной войны, в состоянии ужалить противников. И тут речь не только о странах вокруг Персидского залива, которых за предыдущие годы Вашингтон и Лондон вместе с Тель-Авивом пытались объединить в арабское НАТО. Задача оказалась неподъемной, поэтому давление на Иран решено было наращивать. Но Тегеран тоже ведь не тратил время впустую.

Да, это факт, что непомерно высокие траты на оборонку соответствующим образом отображаются на экономическом положении страны, на социальном тонусе среднестатистического гражданина. Однако дружно скандировать, будто большинство в стране живет на грани нищеты, это сильно преувеличенный вывод.

С помощью негативных информационных вбросов западная пресса оказывает психологическое воздействие на общественную среду страны, которую обрекают на положение изгоя. Но и это не срабатывает, хотя растущая инфляция для правительства Масуда Пезешкиана является серьезным испытанием.

Экономическое давление коррелируется с ростом внутренней нестабильности, вызывает протестные настроения. Однако наиболее грозным для всех категорий населения остается тема войны, которую развязывают внешние силы. Опыт 12-дневной войны показал, насколько иранцы готовы сплотиться вокруг власти. Расшатать систему не только не удалось, но она значительно окрепла. Это важный аспект должны учитывать и американцы, и израильтяне.

Новые санкции для Ирана - это не приговор. Страна привыкла к ним, и некоторые послабления, которые вступили в силу после Вены-2015, когда был подписан ДНЯО, дали важную передышку. Но в стратегическом плане Тегеран так и не дождался коренной разгрузки. Запрет на экспорт и импорт товаров из Исламской Республики заставил власти не только произвести расчеты, но и провести ряд стратегических перемен в импортозамещении.

Инициированные Великобританией, Францией и Германией санкции способны лишить Иран преимуществ, но они не смогут приостановить развитие собственных технологий, партнерство с группой государств, которые игнорируют запреты «демократического» Запада. Европейский союз и находящиеся под его влиянием страны – это не весь мир.

Но что касается ядерной деятельности Ирана, то это отныне вопрос чести и достоинства народа страны. На волне массовых выступлений в крупных городах в дни июньской войны молодежь и наиболее активные слои открыто требовали снятия фетвы религиозного руководства, которая запрещает стране иметь ядерное оружие. Если же стоит вопрос об отказе от ядерных технологий, то тут Вашингтон со своей европейской кампанией ведут дело в тупик. И дело вовсе не в том, что Израилю разрешают иметь грозное оружие, а иранцам нет.

Тегеран от мирных ядерных технологий не откажется, и чтобы смириться с этим, Америке и Европе необходимо выработать дифференцированный подход. Опыт недавней войны доказал, что уничтожить ядерную инфраструктуру Ирана, а Запад именно в таком ключе и ставит вопрос, не получится. Если будут упорствовать, вынудят Тегеран пойти на снятие фетвы религиозного лидера, и после все успокоятся. Надо ли доводить дело до такого форс-мажора?!

То, чего Запад сам, руками Тель-Авива добился в Ираке, Сирии, а далее и в Ливии, положив крест на мечту о прорыве в ядерной сфере, с Ираном уж точно не сработало. Не лучше ли сделать выводы и отказаться от химерических планов?!

Тегеран отвергает диктат в диалоге с собой, и понятно почему. Геополитическое безрассудство мировых центродает им обратно пропорциональный результат во всем, что опирается на двойные стандарты. Достаточно вспомнить историю армяно-азербайджанского конфликта, который стал следствием необоснованных территориальных притязаний Иревана. Баку сделал свои выводы и положился исключительно на себя, поставив агрессора на место и ответив адекватно всем его союзникам и спонсорам страны-нарушителя.

Те, кто с пеною у рта утверждают, будто бы, у США имеются причины для нанесения новых ударов по Ирану, вторят ястребам, которые руководствуются биполярной логикой. Одной рукой они что-то создают, а второй рушат намного больше, чего добились мирными средствами. Предложение Вашингтона о нулевом уровне обогащения урана – это унижение для иранцев, которые создали национальную инфраструктуру. А разве Трампу было невдомек, что он предлагает Тегерану мертворожденную инициативу?!

Америке нужен повод для силового столкновения, потому она и

наяривает варианты, чтобы оправдать свою агрессию. Но она может вызвать эффект бумеранга.

Вероятность того, что США дадут Израилю зеленый свет на новые бомбардировки Ирана, высока, и она очень опасна не только для связки Вашингтон-Тель-Авив, но и для всего региона. Как бы им вдвоем не оказаться у разбитого корыта.

Вражеская пропаганда распространяет слухи о тяжелом положении иранцев, сознательно превирая действующее положение. Но эта же пропаганда розовыми тонами расписывает положение внутри Израиля и вокруг него. Все это – продукт, выдаваемый желаемое за действительное. Ближний и Средний Восток пришли в движение на волне антиизраильских настроений, вызванных ударами по Дохе.

Египет и другие страны прощупывают варианты действий на экстренные случаи. Даже Иордания решила объявить мобилизацию, о которой не вспоминала после подписания мирного соглашения с Израилем. Разве это все происходит на ровном месте?!

Страны и народы отвергают военные сценарии на корню, и это есть самое красноречивое предупреждение для партии войны, которая слышит только себя. Многовекторность угроз – это план, над которым химичат «миролюбивые» деятели современности. Но это не есть здравый и адекватный ответ существующим вызовам. Ответ может быть таким – только мир и переговоры. Все остальное от лукавого.

 

# 1266
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА