Хикмет Рагимов: «Apatiya» поднимает важную проблему - отсутствие любви - ИНТЕРВЬЮ

Хикмет Рагимов

Хикмет Рагимов

1 марта 2024
# 20:00

Для многих кино – это мир, загруженный эмоциями, историями, совокупностью кадров и звуков. Ключевые роли в создании экранной жизни, несомненно, играют актеры. Ведь именно благодаря им мы погружаемся в новые сюжеты и переживаем разного рода пароксизмы. Актерская игра приглашает нас в иной мир и не каждому пилигриму данная задача под силу. Что уж говорить о тех редких случаях, когда актер умело меняет жизненную роль. Перевоплощаясь, допустим, в режиссера действа. Вспомним, к примеру, Бена Аффлека, Джорджа Клуни, Джеймса Франко, Анджелину Джоли и многих других...

Режиссерский дебют героя нашего сегодняшнего интервью, актера театра и кино, сразу начался с представления ярких работ. Первый же фильм, в котором он выступил в роли режиссера и одновременно главного героя – кинопремьера «Çılpaq», был удостоен сразу четырех международных премий во Франции и Турции. А буквально в прошлом месяце вышел на экран кинотеатра его новый проект, ставший самым обсуждаемым за последние несколько лет, как кинокритиками, так и общественностью - фильм «Apatiya».

Как уже, наверное, догадались наши читатели, сегодня мы представляем интервью Vesti.az со сценаристом, актером, режиссером и просто интересным собеседником Хикметом Рагимовым.

- Позвольте начать наш сегодняшний разговор сразу с премьеры - фильма «Apatiya». С первых анонсов он наделал уже столько шума, что не терпится услышать вашу позицию: что именно вы хотели донести до зрителя своей новой работой?

- Очень важную проблему, которая, как мне кажется, существует сегодня во всем мире, и в последние годы очень ярко выражена у нас. Это отсутствие любви. И именно это приводит к разногласиям между, казалось бы, самыми близкими людьми, к холоду и агрессии в отношениях. Отсутствие любви влияет на разрушение семей, на характер и поведение детей, которые растут и живут в этих семьях. Все доходит до того, что, повзрослев, они не просто перенимают поведение взрослых, но иногда становятся попросту опасными для общества. Я понимаю, что в нашем социуме есть множество других проблем. Это и замужество несовершеннолетних девочек, и вовлечение молодежи в наркозависимость. Все это я постарался показать на примере одной семьи, одного дома.

И, естественно, данный фильм был воспринят публикой неоднозначно. Это нормальная реакция. Я с уважением отношусь к любой критике и, можно даже сказать, был к этому готов. Нашлись и те, которые не просто выступают в роли критиков, но взяли на себя миссию осуждать и даже оскорблять меня за фильм «Apatiya». Но и это я тоже считаю нормальной реакцией. Многие люди не хотят принимать реальность за действительность - их право. Но ведь и немало тех, кому фильм понравился.

- Не задумывались, почему фильм вызвал столь большое число негативных эмоций и отзывов?

- Думаю потому, что каждый человек критиковавший «Apatiya», увидел в героях картины частичку самого себя, свою личную историю.  

- Но в фильме присутствуют интимные сцены. И именно они также послужили триггером для критиков. Вы думаете, наше общество готово к подобным откровениям?

- У нас есть определенные группы людей, которые по мышлению, мировоззрению и восприятию не отличаются от самых современных людей во всем мире. Я не вижу между ними разницы ни во вкусах, ни в образовании или грамотности. Именно этими людьми интимные сцены, которые присутствуют в «Apatiya», были восприняты нормально.

Критиковать стали те, у кого имеются личные комплексы или многолетние травмы. Негативное восприятие было ожидаемо, и эти люди, конечно же, не готовы к тому, чтобы в Азербайджане продолжили снимать фильмы, в которых будут демонстрироваться откровенные сцены. Это не является глобальной проблемой - естественная человеческая реакция на что-то новое.

- Согласитесь, что одно дело, когда критикуют работу, но во многих комментариях уже переходят на личность режиссера. Разве можно это воспринимать нормально?

-  Да, есть те, кто пишут отвратительные оскорбительные сообщения в мой адрес, которые я не смогу сейчас озвучить, так как они выходят за рамки этики. Всем тем, кто писал оскорбления, я отвечал: «Как хорошо, что вы есть!». С дураком, невеждой, психически нездоровым или очень умным человеком – я не считаю нужным спорить. Это словесные перепалки, которые я не принимаю близко к сердцу. Конечно, если оппонент не подойдет близко к физической границе.  В этом случае, естественно, я дам достойный ответный удар.

Ведь все, что говорит или делает человек, на самом деле он говорит о себе и для себя. Кто-то не решил, а кто-то и не попытался решить свои проблемы, а пишет гадости в мой адрес. Читая грязные комментарии, всегда говорю: «Если ты находишь успокоение, обозвав меня, обзывай. Ведь у тебя проблемы не со мной или с «Apatiya», твои проблемы в твоей личной жизни, в твоем доме и в твоей семье. Это рождает в тебе агрессию, которую ты решил высвободить, подумав: «Давай- ка сегодня я напишу гадости в адрес Хикмета Рагимова». Вот и все.  

- Возникает невольный вопрос: почему откровенные сцены в тех же зарубежных фильмах мы воспринимаем довольно положительно. А вот если подобное касается ментальной семьи, то «у нас такое нельзя»?

- Сам не могу понять, и поэтому затрудняюсь ответить на ваш вопрос. Нам, азербайджанским режиссерам, почему-то часто приводят в пример кинопроекты иностранных мастеров, говоря, например, что в США или Польше был снят такой-то фильм. Лично мне неинтересно, кто, где и как снимает. В любой стране мира режиссеры используют в своих работах различные жанры и стилистики. Хочу подчеркнуть, я с уважением отношусь к любому высказыванию, но это не означает, что мне нужно становиться заложником различных мнений. Не вижу в этом для себя необходимости.

- В одном из своих статусов вы сравнили главного героя фильма «Apatiya» с убийцей, лишившего в прошлом месяце жизни 5-х членов своей семьи. В том числе двух малолетних детей – девятилетнего братишку и пятилетнюю племянницу.

- Начнем с того, что главного героя моего фильма тоже зовут Ахмед, как и того преступника, что порубил топором всех членов своей семьи. Это происшествие сильно потрясло нашу общественность, и меня в том числе. В голове не укладывается, как то, что ранее мы привыкли видеть в жестких криминальных кинокартинах, переносится в обычную жизнь. Печально, что подобное страшное, да просто зверское убийство случилось именно в нашем обществе!

Это очень странное совпадение, но главного героя Ахмеда из «Apatiya» тоже убили топором. Между прочим, я точно помню, что за четыре дня до трагического происшествия озвучивал прогноз по этому поводу, послав месседж обществу. Я не знаю, как люди восприняли мои слова, но действительность такова: подобное произошло в реальной жизни.

А вспомните недавний инцидент, когда в обычной средней школе была избита и унижена девочка. К тому же все это засняли на видео и выложили в общий доступ...

- Но, согласитесь, что подобных случаев в Азербайджане все же не так много. Хотя, конечно, в последнее время и школьные абьюзы, и семейное насилие – все это увеличилось. Что именно, по вашему мнению, наталкивает людей на подобные преступления?

- Корень этих проблем исходит из семьи. Чаще обвиняют слабую систему образования, учителей. Я не совсем согласен с этим мнением и считаю, что это неправильно.

Каждое утро в школьные классы заходит от 30 до 40 учеников, выходцев из разных семей. Каждый ученик индивидуален, представляющий разные слои общества. Он приходит в школу с тем воспитанием, которое получил дома. Согласитесь, ведь никто не знает, что ребенок видит в своей семье: может, насилие, угнетение, скандалы. А, возможно, напротив, благополучие, счастливые лица, любовь и заботу.

Что касается схожести главного героя «Apatiya» и того преступника Ахмеда... Страшно то, что такие люди живут в нашем обществе, и только когда они совершают преступление, мы их выявляем. Страшно! В каждом из нас есть качества хищника. Но человек со здоровой психикой способен держать под контролем эмоции - не важно, мужчина это или женщина.

- Может во всем виноваты соцсети и слишком открытый доступ для детей и подростков? И какие ошибки мы, взрослые, совершаем, если потом приходим к подобным итогам?

- Интернет и все его составляющие были даны людям для того, чтобы человек ближе познакомился с миром. Сегодня его уже невозможно отобрать у человечества. Но мы зашли слишком далеко с социальными сетевыми играми. Люди хотят быть в центре внимания, мечтают о популярности, известности, буквально выпрашивают внимание. Вы можете спросить, почему они это делают? У меня нет ответа на этот вопрос. Когда у человека нет поставленной цели в жизни, он вынужден в социальных сетях самоутверждаться, показывать обществу свое место, что-то доказывать себе самому и окружающим, которые так же погрязли в интернет-пространстве.

И уж если вы подняли данную тему, то ведь не только мировая сеть, но и телевидение вносит свою лепту в развитие общества. И здесь речь идет не только о подрастающем поколении. Это касается уже всего населения. Разве не так? Вы видите, кого представляют и показывают зрителям на телепередачах? Тех, которых и копирует наша молодежь!

- Давайте немного отойдем от грустных социальных тем и вернемся к творчеству. Кого из самых ярких актеров современного азербайджанского кинематографа вы могли бы отметить?

- У нас целая плеяда замечательных актеров: Расим Джафар, Азер Айдемир, Турал Бахыш, Эльшан Аскеров, Нофель Шахлароглу. Из режиссеров могу назвать, конечно же, Эмиля Гулиева, и не потому, что судьба так сложилась, и у нас с ним совместные проекты. Это тот человек, у которого я могу чему-то научиться, и он у меня тоже. К тому же Эмиль Гулиев за последние несколько лет проделал огромную работу для азербайджанского кинематографа.

В нашей стране множество замечательных, талантливых актеров, как старого поколения, так и нового. Это радует. Я не стану их всех перечислять, так как могу кого-то забыть, не упомянуть. А это будет неправильно. Я надеюсь, со временем, каждый из этих замечательных актеров воплотит в жизнь все свои задумки с помощью кинопленки!

- Каким вы видите азербайджанский кинематограф, скажем, лет через десять?

- Это очень сложный вопрос. У меня даже нет вариантов для ответа. Когда я сам задумываюсь об этом, то впереди темнота. Я даже не могу предположить, каким будет азербайджанское кино спустя какое-то время.

- Судя по трейлеру и мнению тех, кто посмотрел ваш фильм, напрашивается вывод, что вы являетесь поклонником жанра итальянского неореализма. Согласны ли вы с этим выводом?

- Жанр, о котором вы говорите был популярен в итальянской кинематографии в середине 20-го века, то есть в 50-е, 60-е годы. Мое отношение такое. Сегодняшняя действительность и современный мир хотят видеть человека естественным и неприкрытым какими-либо условностями или же ограничениями. В противном случае ему не поверят. Потому что мы проживаем то время, когда удивить современного человека очень сложно. Он не верит! Видимо, иногда необходимо прибегать к крайностям, к примеру, на самом деле поджечь себе руку, чтобы убедить зрителя в способности героя испытывать боль. Современного человека, не испытавшего и не имеющего представления о любви, сострадании, живых эмоциях  - удивить сложно.  

- Продолжая тему киножанра... В 1976 году режиссером Этторе Скола был снят знаменитый фильм «Отвратительные, грязные, злые» с Нино Манфреди в главной роли. В фильме тоже была показана жизнь маргиналов, но иначе, через гротеск, юмор. Как вы считаете, имеют ли значение художественные средства отображения, или натурализм можно демонстрировать без какого-либо художественного вмешательства?

- Мне кажется, Этторе Скола вразрез традициям неореализма попытался вызвать к главным героям фильма не жалость, сожаление или гуманность, а, мягко говоря, отвращение. И думаю, что это у него получилось. Я не работаю по принципу: в таком-то фильме была снята определенная сцена, и мне необходимо сделать что-то наподобие. Я не знаю, насколько поверит моим словам ваш читатель, но я никогда не заимствовал идеи, и в будущем не собираюсь этого делать. Красть чужие сюжеты во имя популярности и востребованности собственных работ? Считаю это воровством. Не легче ли придумать свое? У каждого режиссера определенно должны быть свои идеи.

- Скажите, много ли у нас актеров, которые согласятся сниматься в откровенных сценах?

- Очень мало, хотя я положительно отношусь к подобного рода съемкам. Впрочем, как и к тому, что азербайджанский актер может отказаться от участия в них. Но не стоит забывать о том, что главную основу актерской игры составляет принцип перевоплощения. Это же великое искусство! Но, к примеру, актеры, сыгравшие Турала и Шахлу в фильме «Apatiya», поверили мне и снялись в интересной сцене, которая может показаться зрителям откровенной, благодаря присутствию там высокого уровня актерского профессионализма. Для исполнения откровенных ролей необходима в первую очередь вера в себя, в свои силы. Прочитав сценарий, можно сказать, они сразу согласились. Кстати, хочу отметить, съемки фильма проходили внутри одного помещения.

- Возникали ли какие-либо сложности во время самого съемочного процесса?

- Фильм длится 67 минут, действия происходят в одном доме. Кстати, в мировой практике всего 10 режиссеров сняли фильмы в таком же формате. В этом был определенный риск. Перед нами стояла задача снять так, чтобы фильм был смотрибельным. Это очень сложно. Была вероятность того, что фильм после 10-ти минут зрители не будут его смотреть. Понимаете, большая часть фильма идет на фоне одной декорации, стояла задача - заинтересовать зрителя сюжетом.

- Будет ли «Apatiya» в дальнейшем участвовать в каких-то фестивалях?

- Конечно. После того, как завершится показ фильма в кинотеатре. На сегодня уже составляется список, который я буду изучать: устроят меня условия или нет, покажет время. После ознакомления с перечнем, наверное, фильм будет послан в Вену.

- Как работа азербайджанского режиссера будет воспринята европейской публикой? Есть какие-то предположения?

- Люди западной и восточной культуры могут воспринять картину по-разному. Проблема, которая была показана в «Apatiya», существует во всем мире в любой семье, и в американской и европейской. Я об этом уже говорил. Уверяю  вас, в любых семьях, проживающих в цивилизованных странах, есть такие же проблемы, а может и похуже. У живых клонов героев фильма нет главных целей, нет разницы между человеком и животным. Ведь только человек наделен сознанием, но многие не знают, как и когда его необходимо применять, и для чего оно дано. Многие люди уверены, что родились для того, чтобы спать, заниматься сексом, потреблять пищу, опять ложиться спать, вставать, заниматься сексом, и так - по кругу. Но Вселенная создана совсем не для этого. По крайней мере не только для этого…

- Если бы вам предложили сыграть в одном фильме с актером или актрисой, с которыми вы не ладите. Сыграли бы, или отказались?

- Признаюсь, я никогда не сталкивался с такой проблемой на съемочной площадке, чтобы просить режиссера заменить актера или актрису, играющего вместе со мной. Но, если я почувствую, что у моего партнера по сцене тяжелая энергетика, и я с ним не смогу работать на одной съемочной площадке, то попрошу заменить или меня, или его. Это будет сделано для того, чтобы получилась качественная работа, а не для потакания моим или чужим капризам.

- Скажите, над чем работаете, и станет ли ваша следующая работа популярнее, чем «Apatiya»?

- Это моя вторая полнометражная лента, где я выступил в роли режиссера. Между прочим, первая моя работа, фильм «Çılpaq», тоже вышла очень удачной (картина «Çılpaq» (Обнаженный) вошла в основную программу IV Международного фестиваля кино России и стран ближнего зарубежья Lendoc Film Festival в Санкт-Петербурге - прим. авт.). К сожалению, показать этот фильм большой аудитории не получилось. И к тому же, авторские права этой картины принадлежат телерадиокомпании ITV, а не мне.

То, что «Apatiya» подверглась сильной критике и не только, это ведь хорошо. Фильм стали обсуждать, он за короткий промежуток времени стал популярным. Но не могу сказать, какая из них лучше или удачнее, не разделяю свои работы. В них вложен большой труд, поэтому к своим работам отношусь одинаково. Я, как и любой режиссер или актер, при создании задуманного выкладывался по полной, пытаясь добиться самого высокого уровня. Конечно же, впереди меня ждут новые проекты, работы, благодаря которым я, как режиссер и актер, буду расти и развиваться. Допущенные ошибки, которые были в предыдущих работах (а они бывают у всех – Х.Р.), не будут допускаться в последующих проектах. Я уверен, самые интересные и яркие работы ждут нас впереди!

- Благодарим вас за интересный разговор!

 

 

 

 

 

 

 

 

# 32547
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#