Башар Асад зарекомендовал себя диктатором, которому ни в чем нельзя верить

Башар Асад зарекомендовал себя диктатором, которому ни в чем нельзя верить
24 августа 2011
# 13:18
Двойная политика, которую до сих пор проводил президент Сирии Башар Асад, по всей вероятности, подходит к логическому концу. Мировые страны вслед за США и Великобританией начинают отзывать своих послов.

Политика, при которой жестокое преследование демонстрантов сопровождалось приглашением оппозиции к участию в национальном диалоге, показало свою несостоятельность. Ибо изначально одной из главных проблем страны оппозиция считала пребывание самого Асада на посту президента и бойкотировала так называемый «национальный диалог» с властями, которые убивают мирных граждан.

Асад зарекомендовал себя диктатором, которому ни в чем нельзя верить. У него нет жестов самодовольного Хосни Мубарака, самовосхвалений Муамара Каддафи, бахвальства Саддама Хусейна. Он лишь производит впечатление застенчивого самодержца, который сначала принес своему народу надежды, потом разочарование, а теперь и страдания. Президент говорит об изменениях в системе, оппозиция – об изменении системы. Ожидалось, что в стране будет введена многопартийная система, принят новый закон о СМИ, проведена судебная реформа, ужесточена борьба с коррупцией.

Но ничего этого не произошло.

Нелишне напомнить, что Башару Асаду дали президентский титул под влиянием мощных давних политических компаньонов его отца, так называемой «старой гвардии», и он действовал исключительно по их указке, впитывая прежний опыт репрессий. Он просто не может быть иным: сказывается школа «старой гвардии». Даже если он кого-то и заменил за годы правления, он остается противником политической либерализации в стране.

С Башаром Асадом все вроде бы ясно. Для многих аналитиков уход Асада с политической авансцены вопрос решенный. Но многие, все же, задаются вопросом: Асад уходит, но кто, точнее, что придет на его место?

Вопрос не совсем праздный, ибо сирийское общество многообразно и разнообразно: сунниты, христиане, алавиты, друзы, исмаилиты…

Что не говорите, а неутихающие массовые протесты и насилие режима не могли не привести к религиозной и этнической напряженности. Как предполагают некоторые аналитики, свержение режима Асада может оказаться затяжной и кровавой процедурой и, возможно, может привести к межконфессиональной розни, вплоть до актов мести.

Около 70 процентов населения страны составляют мусульмане-сунниты. Алавиты, друзы и исмаилиты составляют в совокупности около 20 процентов жителей, еще 10 процентов сирийцев - христиане.

Стоит также отметить, что президент Сирии Башар Асад занял кресло главы государства в июне 2000 года. Его отец Хафез Асад сделал все от него зависящее, чтобы сохранить механизмы созданной им властной конструкции. Впрочем, как отмечают эксперты, Асаду-отцу явно не хватило здоровья и времени, чтобы дать возможность сыну окружить себя преданными людьми.

Сегодня в Сирии реальные рычаги власти по-прежнему находятся в руках правящей элиты, большинство которой составляют алавиты. Именно к ним принадлежит семья Асадов. Но алавиты являются меньшинством - они составляют 12% населения страны.


Что любопытно: в Сирии, по Конституции, пост президента может принадлежать только сунниту. Тем не менее, алавиты почти полностью контролируют правительство, верхушку армии, занимают ключевые посты в экономическом секторе. Хотя официально страной управляет Партия арабского социалистического возрождения (БААС), перевес сил внутри нее в пользу алавитов.

Положение алавитов, которых чаще называют нусайритами (по имени основателя секты Мухаммеда ибн Нусайра, жившего во второй половине IX века), всегда было незавидным. Суннитские и шиитские ортодоксы воспринимали их как еретиков и чужаков. Напряженность в отношениях нусайритов с другими общинами существовала всегда. Существует она и по сей день...

Разумеется, за три десятилетия правления Асада-отца факты открытого проявления неприязни и вражды в отношении нусайритов резко пошли на убыль, а то и вовсе исчезли. Но внутренний общественный котел, несомненно, продолжает кипеть. Пламя костра «подогревается» неприятием привилегий, предоставленных алавитской общине покойным президентом-нусайритом.

После ухода Асада при новом правительстве большая часть министерских портфелей будет у суннитов, ибо их большинство. Возможно, при суннитах устои государственности будут фундаменталистскими, о светском характере страны можно будет забыть. Асады – и отец, и сын – долгое время надавливали на это течение и во время всего периода правления заверяли, что фундаменталистские движения в Сирии подавлены.

Этим они долгое время заслуживали благосклонность Запада, И хотя Асады поддерживали тесные контакты с известным шиитским движением «Хизбалла» в Ливане и Иране, они всегда понимали, что пускать их в страну нельзя.

С другой стороны, революции в Тунисе и Египте не привели к актам мести по религиозному принципу.

Но в Сирии это вполне возможно, считают аналитики. По их мнению, в стране слишком сильны антиалавитские настроения, основанные на многолетнем царствовании как алавитской семьи Асада, так и алавитского окружения: известно, что и Хафез Асад и его сын Башар Асад выстраивали все властные и силовые структуры под себя. Большинство ключевых постов в правительстве, в армейских кругах и разведывательной службе - за алавитами.

Здесь уместно напомнить, что 90% высшего командного состава армии и спецслужб традиционно представляло алавитское меньшинство. Такое положение сложилось на этапе становления и укрепления сирийского государства еще в первые годы правления Хафеза Асада. Таковым оно оставалось на протяжении всех последующих лет.

Нелишне напомнить, что при Хафезе Асаде в руках суннитов были сосредоточены широкие властные полномочия. Тем не менее, покойный Асад предпочитал полагаться прежде всего на своих родственников и друзей из числа алавитов.



Но как бы то не было, а Запад не имеет рычагов влияния на Сирию, по крайней мере, таких мощных, чтобы заставить Асада пойти на серьезные уступки. Поэтому ни экономический бойкот, ни санкции, предпринятые Западом в отношении ряда политических топ - персон, не повлияют на изменение взглядов сирийского президента.

Но совершенно очевидно одно, а именно, что эпоха Асадов в современной истории Сирии завершается.

Сегодня вопрос обстоит так: каким окончательным числом жертв будет сопровожден уход тирана?



Тамерлан
# 8107
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#