«Ребята из АПА порой говорят мне, что «твои сестры и братья не дают нам работать»»

<font color=red>«Ребята из АПА порой говорят мне, что «твои сестры и братья не дают нам работать»»  </font>
16 ноября 2011
# 09:00
Цифра 7 имеет особое символическое значение не только в Исламе, но и в тюркской мифологии. Честно говоря, в детстве я тоже видел в цифре 7 что-то загадочное. Когда гендиректор Vesti.Az поручил мне взять интервью у гендиректора агентства АПА Вусали Махиргызы в связи с седьмой годовщиной агентства, я невольно вспомнил эту цифру. Решил соригинальничать и связать этот значимый для агентства АПА день с магической цифрой. Признаюсь, это мне не удалось, так как В.Махиргызы не верит в магию цифр, так что наше интервью превратилось в обычную беседу, в ходе которой мы обсудили те или иные проблемы СМИ, а также не забыли затронуть и внутриаповские вопросы. В общем, говорили не только о «днюхе», но и о многом другом. Что получилось, судить читателю.

- Вы сказали, что цифра семь для вас ничего особого, загадочного не представляет. Ведь сегодня, 7 лет назад, на свет появилось ваше детище, которого вы назвали АПА. Хотите сказать, что это для вас обычный рабочий день?

- Да, я не верю в магию чисел, но цифра семь знаменательна для меня только сегодня, так как в этот день 7 лет назад мы создали новостное агентство АПА. В будущем году 16 ноября для меня знаменательной будет цифра 8. Вот и все.

- Помните первый рабочий день в агентстве?

- Первый мой рабочий день в АПА был тот день, когда мы нашли свой первый офис. Я, Нуршан Гулиев (заместитель гендиректора ИА АПА – ред.) и мой брат Кямиль, собрались в одной чайхане…

- Кажется, в Азербайджане все значимые проекты стартуют с чайханы…

- …да, вот мы собрались в чайхане, обсудили детали и приняли решение – главное начать. В тот же день нашли офис, купили компьютеры, и приступили к кипучей деятельности.

- Я мог бы вам задать вопрос, какие качественные изменения претерпела АПА за семь лет и так далее. Но лучше уйдем от банальностей. Я хочу, чтобы вы вспомнили и рассказали о тех интересных, а может и иногда странных людях, с которыми пришлось работать за эти годы.

- За эти семь лет мне посчастливилось работать со многими интересными людьми. Я горжусь тем, что сегодня многие громкие имена в азербайджанском медиа-пространстве работают именно в нашей новостной компании. Я помню почти все интересные истории их прихода в эту компанию. Точно помню, что когда мы начинали, нас было семь человек…

- Вот видите, опять вылезла цифра 7…

- …Да, верно. Итак, нас было семеро: я, Нуршан, Кямиль, Сеймур, Гюльшан, Эльбрус, Ихтияр и наш водитель Эльчин. Через 10 дней к нам присоединились Вугар Гусейнов и Улькер Рашидгызы. Далее подтянулись Эльнур Мамедли и Нигяр Мамедли из газеты «Экспресс». Помню Исмайыла, который сделал первые шаги в АПА, дизайнера Сахиба, помощницу Назилю ханум. Все они были в первом составе АПА. А теперь, за эти семь лет через АПА прошли много журналистов, некоторые из которых по сей день трудятся в СМИ, а некоторые отдалились от медиапространства и заняты другим делом.

Конечно же, я не могу вспомнить всех. У нас было много журналистов-стрингеров. И вообще, одно время некоторые главные редактора газет и информагентств видели во мне врага, так как многие журналисты старались предоставить информацию, фотографии именно нам. Мы платили им хорошие гонорары.

За это время на базе нашей компании начались создаваться другие медиа-структуры. Гюльшан перешла в Lent.az, Ихтияр (он тоже был в первом составе АПА) стал во главе первого спортивного интернет-агентства – Apasport, Эльбрус создал свой сайт, Кямиль стал госслужащим. То есть, наряду с процессом усиления АПА, развитием, многие уходили, их заменяли другие. В общем, как и в любой нормальной работе, процесс обновления состава продолжался.

Можно сказать, что помню всех людей, которые начинали работать вместе со мной, передавали новости даже из регионов.

- За эти семь лет, наверное, и вы сами убедились в том, что многие руководители медиа-структур очень ревностно относятся к трансферам сотрудников. В чем причина такого подхода? Вы тоже считаете, что скажем, те, кто покинули АПА, должны считаться «врагами народа»?

- Честно говоря, я и сама не понимаю такой подход. Некоторые главные редактора медиа-структур на время прерывали со мной отношения из-за того, что кто-то из их сотрудников переходил работать в АПА. Такой подход я считаю неприемлемым. Журналисты время от времени покидали нас, их места занимали другие. Подобная ротация - нормальный процесс. Например, ныне замдиректора агентства «Тренд» Эмин Гусейнов, в свое время был одним из первых журналистов-стрингеров АПА.

Своим сотрудникам тоже говорю: если завтра мне предложат другую работу на более выгодных условиях, то я тоже могу уйти. Понимаете, речь идет о том, как нужно уходить. Можно же прийти и сказать, что рад был с вами работать, но ваши условия меня больше не устраивают, и я пожелаю этому человеку только удачи. Ведь в этой жизни может быть всякое. Мы же можем когда-то вновь работать вместе, встретиться на том или ином мероприятии. Главное - сохранить человеческое достоинство и нормальные отношения.

Слава Богу, что у меня очень хорошие отношения с теми людьми, которые покинули АПА. Это вышеупомянутый Эмин, Лачин Султанова, которая ныне работает в «АзерТадж», Эльбрус, Эльнур Мамедли, Ильхама Исабалаева и так далее. Одним словом, как говорится в стихах известного поэта-лирика Нусрята Кясямянли «уходя, уходи».

Считать уходящих работников «врагами народа» не правильно. Такой подход связан с небольшим возрастом независимых медиа в Азербайджане, а также отсутствием бизнес-мышления у руководителей СМИ. Сегодня, когда мы слышим, что какой-то сайт изменил направление, или даже владельца, то невольно ищем под этим какие-то закулисные детали. Хотя во всем мире это нормально воспринимается. Если газета или новостной сайт является собственностью какого-то конкретного лица, то этот человек имеет право и продать его, и взять кого-то в партнеры. Так и поступает журналист. Если ему предлагают новую работу на более выгодных условиях, то нужно обязательно воспользоваться этим предложением, все обдумать. Во всем мире известные журналисты имеют свою трансферную цену. И это нормально. Так что, с утверждением в Азербайджане бизнес-мышления, все эти вопросы сами по себе разрешатся.

Однажды я услышала от одного из редакторов АПА, что «покинувшие наше агентство являются моими врагами» или же «я даже не разговариваю с теми, кто нас покинул». Считаю, такой подход большевистским и в корне неправильным. Нельзя в бизнес-проекте работать с идеологическим подходом.

- Я не спрашиваю, что изменилось за эти семь лет в вашей жизни. Спрошу другое - что изменилось в вашем мышлении?

- За этот срок я из газетного журналиста превратилась в представителя интернет-медии, в медиа-менеджера, который не только разбирается в интернет-технологиях, но и реализует их в своем бизнесе.

- Амбиции появились?

- В каком смысле? Если речь идет о работе, то да. Тем более, что я – человек амбициозный. Мои амбиции обоснованы – когда мы начинали, нас было всего семеро, а сейчас, сами видите, в составе нашей медиа-компании функционируют 4 информационных агентства, один журнал и интернет-портал про культуру. Скажу, что и это не последний проект, который я собираюсь воплотить в жизнь.

- Ваши амбиции связаны только с медиа-проектами?

- Я вижу себя только на этом поприще.

- Положа руку на сердце, вы можете утверждать, что у вас нет никаких политических амбиций?

- Могу.

- Скажем, вы не хотите стать депутатом?

- Я не считаю, что желание стать депутатом является только политической амбицией. Да, политический фактор существует, но депутат также носит общественную функцию. Он принимает непосредственное участие в решении социальных проблем своих избирателей, принимает участие в общественных мероприятиях. То есть парламентская трибуна – это дополнительный, вспомогательный элемент для решения социальных проблем. Когда-то может быть и стоит подумать об этом, но сегодня кроме медиа-проектов в моих планах нет ничего другого.

- Вы верите в Аллаха?

- Конечно! А что?

- Знаете, почему спросил? По-моему критерии совести у действительно верующего в Аллаха человека должны быть намного выше, чем у других. Бывало ли, что вы кого-то увольняли, но потом совесть вас мучила?

- Честно говоря, я стараюсь не увольнять людей, а делаю так, чтобы они поняли, что здесь лишние и уходили сами. Не буду лгать, было и такое, что увольняла, а потом сильно жалела и даже возвращала этих людей на работу.

- Как это принято с советских времен, да и, наверное, во всем мире, руководство любого предприятия, организации всегда пытается узнавать – что же о них на самом деле думают их сотрудники. А вы знаете, что о вас думают ваши сотрудники?

- Естественно, мне интересно знать мнение людей о себе. Еще когда АПА только-только формировалась, набрался немаленький коллектив. Я собрала их всех и сказала: вполне возможно, что среди вас есть более талантливые люди чем я, даже те, которые могут справиться с этой работой лучше чем я, и что если бы этот шанс представился вам, то вы бы поступили по-другому, может, организовали бы все по-другому. Но, реалии таковы, что во главе этой структуре нахожусь именно я. И я не люблю работать с людьми, которые не принимают меня. Кто не принимает меня, пусть скажет об этом в лицо. И пусть никто не думает, что они могут работать в этой структуре, не принимая меня. Это невозможно.

Со своей стороны всегда старалась работать именно с теми людьми, которые принимают меня. Я также приняла для себя и такую реальность, что в коллективе были, и будут говорить против руководства.

- То есть, оппозиция должна быть…

- Да, и это вполне нормально и естественно. Ведь я же имею права поощрять того или иного сотрудника, критиковать, или снижать зарплату, вынуждена повышать свой голос, то у недовольных есть право высказывать свое недовольство против меня. Не может быть так, что какой-то человек нравился всем на все 100 процентов. Не бывает такого. Коллектив как живой организм, в котором изменения и противоречия неизбежны.

Однажды я хотела зайти в один кабинет в нашем офисе, подойдя, услышала, что находящиеся там люди выражают недовольство мною. Я повернулась и ушла к себе. Я работаю с журналистами, и практически всегда это учитываю.

- Вы не применяете санкций в отношении недовольных?

- Нет, конечно. Боже упаси! Я же сказала, что уже воспринимаю это как нормальное явление.

- Задавая вопрос о том, что думают о вас сотрудники, я не имел ввиду только профессиональные качества. Вусаля Махиргызы - плохой человек или хороший? Как думаете, какого мнения придерживаются сотрудники компании?

- Честно говоря, точно не знаю. Вы лучше должны знать…

- Я то знаю, а вы?

- Точно не знаю, но надеюсь, в коллективе думают, что я не такой уж и плохой человек…

- Значит, все-таки интересовались. Следующий мой вопрос будет касаться проблем журналистов. Проблемы с получением информации и так далее – об этом много раз говорилось. Объясню свой вопрос на примере: молодой человек окончил вуз, отдал долг Родине, и пришел работать в СМИ. Через год-полтора у него опускаются руки – стимула нет. Ведь, работая в СМИ, он должен купить квартиру, жениться, а на нынешнюю среднюю зарплату журналиста этого не сделаешь. Вот и уходят талантливые люди из СМИ. Выход есть?

- Я не осуждаю и не упрекаю таких людей. И на самом деле, в этом смысле стимула в СМИ маловато. Все эти проблемы есть и их решать нужно комплексно. Единственное решение состоит в том, что все медиа-структуры в Азербайджане должны трансформироваться в бизнес-структуры. Другого пути я не вижу. Господдержка СМИ, и различные вспомогательные проекты - очень положительный фактор, но они полностью не решают проблему. Медиа-структурами должны руководить менеджеры, должна быть определена четкая грань между творческим человеком – редактором и бизнесменом – менеджером. Нужно создать в стране такую среду, чтобы бизнесмены были уверены в том, что если они вложат деньги в какой-то медиа-проект, то спустя некоторое время, при удачной деятельности, получат прибыль.

Рекламный рынок должен быть либерализирован. Правительство может нам помочь в этом. Например, внести изменения в законодательство, предусматривающее дачу объявлений, информации о проводимых официальными структурами и министерствами тендеров только в правительственных газетах. Это изменение приведет, во-первых, к прозрачности в этой области. Во-вторых, мы будем иметь полную, открытую информацию и возможность самим принять участие в каком-либо тендере, а также возможность выиграть его.

Например, во время выборов из госбюджета ЦИК выделяется определенная сумма, которая используется для ведения агитации, печатания предвыборных материалов. А нельзя было бы, чтобы объявлялся тендер, где все предлагали свои проекты, и выигравшее этот тендер СМИ делало бы эту работу, и неплохо бы заработало? Это может послужить примером и для других госструктур. Проделанная качественная работа может стать показателем для других серьезных компаний, которые уже будут доверять свой заказ солидной организации. А это в свою очередь улучшит благосостояние СМИ и сотрудников. Конечно же, не сразу, но постепенно это будет. Такова моя позиция, которую я могу отстоять.

- Как бы вы отнеслись к тому, чтобы вашей компании оказали финансовую помощь определенные лица или организации? Конечно же, вы понимаете, что такая помощь не бывает безвозмездной.

- Этим донором может быть какой-то бизнесмен, зарубежная компания, НПО и так далее. Я бы не отказалась, но прежде чем принять, подумала бы. Ведь главное - это не только деньги, но и условия, на которых ты их зарабатываешь. К нам обращаются не только бизнесмены, но и главы НПО с желанием вести их пиар-кампанию, и тогда я сразу же перехожу к делу с конкретными предложениями. Если какое-то НПО получило грант на сумму 300 тысяч, то почему я должна бесплатно пиарить их?

- Аналогичный подход приемлем и к политикам?

- Конечно же, да. Если политик может выступить с какой-либо инициативой государственной важности, то я это освещаю бесплатно. Потому что наши читатели и коллеги просто не поймут – как можно упустить такое событие. Но если какой-то политик делает пиар самому себе, своей партии, я не собираюсь бесплатно предоставлять ему трибуну. То есть, в этом направлении мы действуем, как и во время предвыборной гонки - плати за свою рекламу. Если политик, скажем, посетил воинскую часть – это общественно значимая новость, я это освещаю бесплатно, а если он встретился со своими избирателями, и хочет, чтобы об этом все знали, то он должен платить за этот материал.

По-моему, медиа-структурам не стоит бояться работать с бизнесменами. Во всех цивильных странах такой подход полностью законен и оправдывает себя.

- Наверное, за период работы вы тоже сталкивались с еще одним ментальным характером азербайджанцев. После выхода критической статьи, звонит ваш родственник и говорит, чтобы я об этом не писал, так как объект моей статьи является родственником дяди его друга… От этой ноши можно избавится?

- Еще один стереотип азербайджанца. Конечно, сталкивалась с подобным. Знаете, чего только у меня не просят? Однажды мне позвонили и сказали, что «мы с вами дружим, но в вашем агентстве опубликован критический материал об одном банке. Там работает мой друг» и так далее. Я хотела объяснить, что мы останемся друзьями, несмотря на этот материал, но это же наша работа. Короче, не смогла переубедить и попросила у него устроить мне возможность взять крупный кредит в этом банке без залога. Он задумался и сказал, что такое невозможно, так как по правилам, нужно предоставить что-то в залог. Тогда я ответила, что правильно поступаете. Ведь по тем же самым правилам, мы имеем право делать свою работу, писать объективный материал.

Журналисты АПА, особенно те, которые работают с депутатами, выражают мне недовольство по схожей причине. Как только они задают какому-то депутату щепетильный вопрос, этот человек не может придумать ничего другого, кроме как сказать, что «Вусаля моя сестра». И ребята порой говорят, что «твои сестры и братья не дают нам работать».

Стереотипы должны быть сломаны и с интеграцией в европространство этот фактор тоже исчезнет.

- И в конце. Ваши слова и пожелания именно сотрудникам АПА, с кем вы работали, а также с кем вы работаете сейчас?

- Я благодарна всем тем людям, которые когда-то работали в информагентстве АПА и написали хоть одну новость.

М.Меджидли
# 3656
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#