
Делегация во главе с Ялчином Рафиевым приняла участие в Климатической неделе в Панаме

США поставляют Украине вооружения, но конфликт должен завершиться

Сборная Азербайджана сыграла вничью в матче Чемпионата мира по мини-футболу

Израиль и Турция создали "горячую линию" после переговоров в Азербайджане
Политика
- Главная
- Политика
Расим Мусабеков: В Европе вряд ли осудят попытки Пашиняна договориться с Кремлем – ИНТЕРВЬЮ

Накануне вечером глава МИД России Сергей Лавров, чья нога три года не ступала на армянскую землю, прибыл в Ереван. Напомним, последний раз Сергей Лавров посещал армянскую столицу в июне 2022 года.
Несмотря на столь продолжительный перерыв, в Ереване по главе российского внешнеполитического ведомства особенно не скучали. Более того, дали понять, что его визит нежелателен.
Отметим, что накануне, в преддверии визита Лаврова, в столице Армении появились баннеры с недвусмысленной надписью: «Путин — убийца». И хотя Лавров, соблюдая дипломатический этикет, не убрал с лица дежурную улыбку, было очевидно, что настроение высокопоставленного гостя было изрядно омрачено.
Сегодня состоялась встреча российского министра с его армянским визави — Араратом Мирзояном. В ходе переговоров Мирзоян заявил, что Армения настроена на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с Россией по всем направлениям.
В условиях изменившейся геополитической конъюнктуры, которая отнюдь не благоволит Армении, заявление Мирзояна приобретает особый смысл. Это не просто дань дипломатическим формулировкам, а прозрачный намек на возможные коррективы в прозападной внешнеполитической ориентации Еревана и его возможный поворот в сторону Москвы.
А Кремлю именно этого и нужно — пусть даже для незначительного, но символического укрепления своих позиций в регионе. Особенно сейчас, когда Москва по не вполне понятным причинам наращивает напряженность в отношениях с Баку.
Свидетельствует ли визит Лаврова в Ереван о попытке Кремля вновь втянуть Армению в свою орбиту влияния? Каким будет «европейское будущее» соседней страны, которое ее власти последовательно выстраивали последние пять лет?
На эти и другие вопросы в беседе с Vesti.az ответил азербайджанский политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.
- Впервые за последние три года глава МИД РФ Сергей Лавров вновь посетил Армению. Известно, что после 44-дневной войны и контртеррористической операции в Карабахе Ереван перестал скрывать свои намерения идти по западному курсу. Но сегодня геополитическая реальность изменилась. Можно ли говорить о том, что Россия возвращается в Армению?
-Думаю, что визит Лаврова в Ереван является ответным шагом российской стороны на участие Никола Пашиняна в мероприятиях по случаю 80-летнего юбилея Дня Победы в Москве.
В Москве Владимир Путин не удосужился выделить время хотя бы для 15-минутной беседы с Пашиняном тет-а-тет. По всей вероятности, российский президент сказал армянскому премьеру, что гостей много, встретиться и переговорить наедине не получится, и для обстоятельного разговора он отправит Лаврова в Ереван.
Поэтому считаю, что визит главы МИД России в Армению сопряжен с темой серьезного обсуждения перспективы армяно-российских отношений.
Кроме того, поездка главы внешнеполитического ведомства РФ будет иметь большое значение и в той части рабочей повестки, которая касается намерений Кремля по отношению к Пашиняну. А армянский премьер понимает, что против него в Москве намечаются серьезные действия. И то, что армянскую повестку передали в кураторство Сергею Кириенко (первый заместитель руководителя администрации президента РФ – ред.) - говорит о многом.
Он мобилизует все ресурсы двухмиллионной армянской диаспоры в России – политические, финансовые, медийные, личные связи – для устранения Пашиняна с его должности. Армянскому премьеру очень важно каким-то образом договориться с Кремлем, и, скорее всего, Лавров поехал выполнять эту задачу.
- Как вы считаете, какую роль в первых признаках «оттепели», которая в настоящее время наблюдается между РФ и Арменией, сыграли такие факторы, как смена администрации США и ослабление позиций Европы на армянском треке?
-Безусловно, и новая администрация в США, и «украинское бремя» на плечах Европы, которое раньше делилось с Америкой, сыграли для Армении негативную роль.
Помимо этого, сегодня у Европы возросла необходимость в поддержке Турции в условиях, когда США намерены минимизировать свое военное присутствие на европейском континенте, сведя его к наличию лишь военно-морского флота. При таком раскладе Николу Пашиняну становится грустно.
И перспективы европейской интеграции призрачные, и Вашингтон, как раньше, не оказывает поддержки, да еще и в России против него готовится очень серьезная политическая кампания. И все эти обстоятельства, как я отметил выше, вынуждают Пашиняна как-то найти общий язык с Москвой.
— Сближение Армении с Россией очевидно вызывает раздражение в ЕС. Мы помним, как Евросоюз рекомендовал странам-кандидатам воздержаться от участия в мероприятиях 9 мая в Москве, но премьер-министр Пашинян этот призыв проигнорировал. Можно ли расценивать такие шаги Еревана как сигнал того, что европейская перспектива Армении откладывается на неопределенный срок — или даже ставится под сомнение?
— Поездку Пашиняна в Москву на празднование Дня Победы в Европе, безусловно, не одобрили, но и открытой критики в его адрес не последовало. Брюссель предпочел на этой теме не акцентировать свое внимание. Очевидно, что если бы он отказался от визита, это усилило бы его позиции в глазах ЕС. Тем не менее, отношение Европы к Армении традиционно отличается снисходительностью — ее шаги зачастую оцениваются мягче, чем аналогичные действия других стран. Поэтому и нынешние попытки наладить диалог с Кремлем, скорее всего, не вызовут резкой реакции. При этом стоит отметить, что реальные перспективы Армении в вопросе европейской интеграции с самого начала были весьма ограничены. Обострение отношений между ЕС и Грузией наглядно показывает, насколько сложным и нестабильным может быть даже путь к статусу кандидата, не говоря уже о полноценном членстве.
-Наверняка, главы МИД двух стран затронут и армяно-азербайджанский вопрос. Станет ли Кремль устами Лаврова предлагать свои посреднические услуги Армении, в которых, по большому счету, не нуждаются ни Ереван, ни Баку?
— Ни Азербайджан, ни Армения не нуждаются в посредничестве для нормализации отношений — будь то со стороны России, США или ЕС. Не исключено, что Лавров поднимет вопрос о российском участии, например, в обсуждении транспортного коридора через Зангезур или в контексте возможного подписания мирного договора в Москве.
Однако такие инициативы не будут определяющими. Баку и Ереван строят диалог на двусторонней основе. Если Россия предложит формат, который устроит одну из сторон — это ее право, но Азербайджан предпочитает выжидательную позицию и не торопится с реакцией.

Делегация во главе с Ялчином Рафиевым приняла участие в Климатической неделе в Панаме

Завершился рабочий визит Президента Ильхама Алиева в Венгрию

США изучают вопрос о внесении "Талибана" в список террористических организаций

Туск: миграция стала формой агрессии против Польши

Президент Азербайджана обозначил приоритеты страны на саммите ОТГ

Министерство финансов продолжает размещение казначейских средств в банках