Азербайджанский политолог: Сомневаюсь, что Индии удастся показать свою мощь –ИНТЕРВЬЮ

Азербайджанский политолог: Сомневаюсь, что Индии удастся показать свою мощь –ИНТЕРВЬЮ
7 мая 2025
# 20:00

Сегодня одной из главных тем, освещаемых в мировых СМИ, остается вспыхнувший через две недели после нападения боевиков на туристов в контролируемой Индией части Кашмира вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном.

Индийская армия нанесла серию ударов по объектам в Пакистане и контролируемой им части Кашмира. В свою очередь, Пакистан заявил, что сбил несколько индийских истребителей. Отметим, что это самое ожесточенное вооруженное столкновение двух стран за последние годы.

В ночь на 7 мая Индия начала операцию «Синдур», нанеся ракетные удары по территории Пакистана.

В Нью-Дели подчеркнули, что целями индийских ударов были не объекты пакистанской армии, а девять объектов, связанных с боевиками, «откуда планировались и направлялись террористические атаки против Индии».

Пакистанская армия заявила, что Индия нанесла ракетные удары по Котли, Бахвалпуру и Музаффарабаду, и они пришлись по районам с гражданским населением, а не по террористам.

Как сообщил главнокомандующий армией Пакистана Сайед Асим Мунир, в результате атаки погибли как минимум 26 мирных жителей и еще 46 получили ранения.

Пресс-атташе пакистанской армии также заявил, что Пакистан сбил пять индийских боевых самолетов, в том числе три французских истребителя Rafale и два советско-российских самолета, Су-30МКИ и МиГ-29.

Как дальше будет развиваться ситуация? Перерастет ли вооруженное столкновение между двумя ядерными государствами в полномасштабную войну? На эти и другие вопросы в беседе с Vesti.az ответил азербайджанский политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.

- Напряженность между Пакистаном и Индией продолжает нарастать — накануне стороны обменялись ударами. Отношения между двумя странами всегда были нестабильными, но на этот раз ситуация выглядит особенно тревожно. Как вы оцениваете вероятность того, что текущие столкновения перерастут в полномасштабную войну?

- Не думаю, что наблюдаемое военное противостояние между Индией и Пакистаном трансформируется в полномасштабную войну по той причине, что обе стороны обладают, как минимум, двумя сотнями ядерных боеголовок.

И в этой войне, если одна из сторон будет близка к краху,  использование ядерного оружия может показаться единственной возможностью остановить военную катастрофу. К каким кошмарным последствиям приведет подобный сценарий, учитывая плотность населения в обеих странах, предсказать нетрудно.

Поэтому я полагаю, что стороны все же проявят сдержанность. В первую очередь речь идет об Индии, которая, скорее, «играет мускулами». Нью-Дели поставил перед собой амбициозную цель — утвердиться в роли регионального гегемона в Азии. В этом стратегическом противостоянии основным оппонентом выступает Китай, активно поддерживающий Пакистан.

Нанести унизительное поражение Пакистану — для Индии это, по сути, первый шаг к утверждению в роли регионального гегемона, как минимум на Индийском субконтиненте. При этом ситуация в регионе развивается не в ее пользу: в Бангладеш было свергнуто проиндийское правительство, и, по всей видимости, там усиливается влияние Китая.

Позиции Китая достаточно сильны в Непале, Пекин также поддерживает Исламабад, то есть, Индия оказалась, как бы зажата «в тисках».

В экономическом плане Индия в последнее время движется вперед:  нарастила собственное военное производство, с этой точки зрения появились амбиции проверить и продемонстрировать возросшее, в том числе, и военное могущество.

Сомневаюсь, что подобная демонстрация мощи для Индии будет успешной. По крайней мере, Пакистан отражает то давление, которое оказывает на него Индия.

ВВС и ракетные силы Пакистана не уступают индийским, но Нью-Дели имеет превосходство в ВМС. Однако, помимо Китая, и Турция оказывает поддержку Пакистану, и это серьезные аргументы, чтобы Индия не «зарывалась».

- Как известно, поводом для эскалации стала террористическая атака на туристов в Индии, в которой Нью-Дели обвинил Исламабад. В свою очередь, Пакистан отрицает свою причастность к этому теракту. По-вашему, нет ли какой-либо закулисной, истинной причины начала конфликта, которая находится вне поля зрения простого обывателя?

-Как я уже отметил, причиной возросшей напряженности является борьба Индии за гегемонию, по крайней мере, на азиатском континенте. Кроме того, у Индии есть и внутренние слабости. За внешней оболочкой «самой большой демократии в мире» скрывается жесткая кастовая система.

Власть Моди, по сути, является полуфашистским, религиозно-нетерпимым, националистическим режимом. Этот фактор серьезно ослабляет Индию, а потому правительство Моди подобной внешней авантюрой пытается укрепить свои позиции, в том числе, и внутри страны.   

- Пока что силовые центры – США, Китай, Россия – соблюдают определенный нейтралитет, лишь призывая стороны к сдержанности. Могут ли в какой-то момент эти центры косвенно вмешаться в конфликт?

- Однозначно, сегодня Москва вне игры, так как ни Индия, ни Пакистан не состоят «в клиентах» России. Кроме того, она больше занята собственными проблемами, и вмешиваться в события на полуострове Индостан на той или иной стороне - не в состоянии.

Что касается США и Китая, то, как уже отмечалось, Пекин однозначно стоит за спиной Исламабада, тогда как Вашингтон — пусть и не прямо — сделал ставку на Нью-Дели, рассматривая Индию как стратегический противовес Китаю.

В то же время, непосредственную поддержку агрессивным действиям Индии США не поощряют. Потому из Пекина и Вашингтона звучат призывы к сдержанности, направленные на предотвращение кошмарного сценария, о котором и говорить не хочется.

- Некоторые СМИ сообщают, что после инцидента со сбитыми самолетами Индия обратилась к ряду арабских стран, в частности к представителям Эмиратов, с призывом содействовать снижению напряженности на границе с Пакистаном. Насколько реалистична роль арабских государств в качестве посредников в этом конфликте?

- Не совсем ясно, почему Индии нужно обращаться именно к арабским странам. Исторически они поддерживают более тесные отношения с Пакистаном. Если цель Нью-Дели — убедить арабские государства склонить Исламабад к уступкам, такая стратегия выглядит нереалистичной и малоэффективной.

К тому же известно, что Индия пользуется растущей поддержкой со стороны Израиля, что вряд ли вызывает энтузиазм у арабского мира в вопросе содействия индийской позиции. На данный момент я не вижу ни у арабских стран, ни у Израиля реального потенциала для серьезного дипломатического или тем более военного участия в этом конфликте.

 

 

 

# 2601
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА