Политика
- Главная
- Политика
Это зависит от того, удастся ли Ирану удержаться от соблазна диктовать условия Баку

Баку и Тегеран приступают к реализации совместных проектов, что стало возможным после отмены международных санкций против Ирана. В ходе однодневного официального визита в Иран президента Алиева 23 февраля в Тегеране был подписан пакет двухсторонних соглашений, которые приведут к углублению сотрудничества двух стран в сфере энергетики, транспорта, торговли и закладывают основу сотрудничество в области здравоохранении и гуманитарной сферах. Так, по итогам переговоров президентов Алиева и Роухани было подписано Соглашение о сотрудничестве по ликвидации чрезвычайных ситуаций, о сотрудничестве в таможенных вопросах, в сфере ветеринарии. Были подписаны рамочные Соглашения о поставках электроэнергии, об объединении железных дорог двух стран, о сотрудничестве по строительству железнодорожного моста Астара-Астара. Также подписаны Меморандумы в сфере здравоохранения между Минздравами двух стран, в сфере нефти и газа между SOCAR и Национальной нефтяной компанией Ирана (NIOC), между SOCAR и иранской инвестиционной компанией Ghadir.
Договоренности о развитии экономического сотрудничества, в частности в сфере энергетики, транспорта и взаимных инвестиций были достигнуты между сторонами еще в 2014 году во время визитов в Тегеран и Баку президентов Азербайджана и Ирана. Однако, конкретика по этим сферам сотрудничества стала возможна после достижения соглашения в июне 2015 года по иранской ядерной программе. Сразу после этого активизировала свою работу азербайджано-иранская межправительственная комиссия. В августе и декабре в Тегеране побывала делегация во главе с сопредседателем межправительственной комиссии, министром экономики Шахином Мустафаевым.
Иран и Азербайджан в декабре прошлого года подписали меморандум о взаимопонимании, который охватывает сотрудничество в 12 различных секторах, включая энергетику. Речь идет о строительстве гидроузла Ордубад-Маразад и двух гидроэлектростанций. Соглашение о сотрудничестве по этому проекту уже подписано, и иранская сторона выразила готовность в ускорении работ по ратификации его в парламенте Ирана. Стороны обсуждают вопрос строительства тепловых и ветряных электростанций в городах Мешкин-шахр и Хаф с участием азербайджанской стороны. В повестке дня сотрудничества стоит вопрос реализации проекта по соединению линии электропередач России, Азербайджана и Ирана, который обеспечит поставки российской электроэнергии в Иран. В этом проекте Азербайджан выступит не только в качестве транзитной стороны, но и экспортером электроэнергии.
После переговоров президента Алиева в Тегеране нашли свои разрешения и проблемы, связанные с реализацией проекта строительства и эксплуатации гидроэлектростанций и гидроузлов "Худаферин" и "Гыз Галасы" на реке Араз. Стороны подписали по нему конкретное соглашение, согласно которому Иран обеспечит завершение строительства гидроузлов и гидроэлектростанций, сохранение и эксплуатацию водных и энергетических ресурсов на гидроузлах и гидроэлектростанциях до восстановления территориальной целостности Азербайджана. В соглашении говорится, что стороны будут использовать эти объекты на равных правах. Тегеран инициировал этот проект в конце 90-ых годов и вел переговоры по нему с Арменией, оккупировавшей приграничные с Ираном территории Азербайджана. Тогда с резким осуждением этих переговоров во время приема иранской делегации в Баку выступил Гейдар Алиев. Иран был вынужден приостановить реализацию этого проекта. И нынешнее соглашение является признанием Ираном оккупации азербайджанских территорий Арменией, приверженности принципу территориальной целостности Азербайджана и соблюдения этого принципа при урегулировании карабахского конфликта.
Внимание Тегерана к совместным с Азербайджаном энергетическим проектам обусловлено решением проблем энергообеспечения северных провинций Ирана, в которых создаются свободные экономические зоны (СЭЗ) и промышленные зоны. Для реализации этих начинаний Иран нуждается в инвестициях. Как сообщил на совместной с президентом Алиевым пресс-конференции президент Ирана Роухани, на азербайджано-иранских переговорах на высшем уровне были обсуждены возможности совместного инвестирования в СЭЗ "Араз", "Энзели" и "Маку". Эти предложения в определенной степени интересны и Баку, поскольку появляется возможность иметь дополнительные источники дохода. Однако, на фоне сложной экономической ситуации в связи с падением цен на нефть Азербайджан сам нуждается во внешних инвестициях, которые позволили бы реализовать правительственную программу по развитию ненефтяного сектора. В этом отношении определенные надежды возлагаются и на иранские инвестиции, в частности на реализацию программ по Сумгайытскому промышленному парку и созданию промышленных кварталов в регионах страны. Хотя, очевидно, что увеличение иранских инвестиций в экономику Азербайджана следует ожидать не скоро, поскольку сам Иран для возрождения своей экономики нуждается в огромных внешних инвестициях.
Важным в деле углубления экономического сотрудничества между Азербайджаном и Ираном станет соглашение о соединении железных дорог двух стран к концу 2016 года. Для этого стороны построят мост между азербайджанским и иранским городами Астара. Этот участок является важным сегментом железной дороги Казвин-Решт-Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), реализуемой в рамках транспортного коридора Север-Юг. Решение этого вопроса имеет и политическое значение для Азербайджана. Долгое время Тегеран, не без влияния Москвы, нежелающей, чтобы Армения оказалась в стороне от этого проекта, колебался в выборе этого маршрута как окончательного варианта соединения железнодорожных магистралей России и Ирана. Тегеран, при решении о соединении железнодорожных дорог Азербайджана и Ирана, безусловно, исходил из экономических соображений, поскольку этот маршрут обеспечит не только короткий путь в Россию, но и через Грузию к черноморским портам стран Европы. После завершения строительства железной дороги Баку-Карс-Тбилиси Иран получит возможность прямого железнодорожного сообщения с Европой через Турцию. Решение Ирана является сильным ударом по Армении, стремящейся продвигать проект железной дороги Иран-Армения-Грузия.
В вопросе выстраивания отношений с Ираном в постсанкционный период Азербайджан, в контексте реализации транспортного коридора Север-Юг, смог записать в свой актив важный успех. Теперь предстоит развить этот успех, убеждая Иран в том, что планы Тегерана по поставкам газа в Грузию и далее в Европу целесообразно осуществлять посредством готовых для этого инфраструктур Азербайджана. Отметим, что накануне визита президента Алиева в Иран в Тегеране министр энергетики Каха Каладзе провел переговоры о поставках 200 млн. кубометров иранского газа в Грузию. После переговоров гендиректор Национальной иранской компании по экспорту газа (NIGEC) Алиреза Камели сообщил, что газ будет транспортироваться через территорию Армении. Однако, вряд ли можно говорить об окончательном решении этого вопроса, поскольку, несмотря на наличие газопровода Иран-Армения, отсутствует инфраструктура для поставок газа из Армении в Грузию. Маловероятно, что Россия согласится для этих целей использовать газопровод из Грузии в Армению. Более того, армянский маршрут вряд ли перспективен для Ирана в его намерениях в будущем поставлять иранский газ в Европу.
Между тем, по территории Азербайджана проходит построенный еще в советское время газопровод Газах-Астара-Иран для поставок газа в Азербайджан, Грузию и Армению. Часть этого газопровода ныне Азербайджан использует для поставок газа в Иран, а другую часть для поставок газа в Грузию. Зимой 2006 года, когда возникли проблемы поставок газа в Грузию из России, газопровод Газах-Астара-Иран был востребован для поставок иранского газа в Грузию. В течение 10-15 дней поставки иранского газа для Грузии осуществлялись в объеме 2,232 млн. куб.м в день. Так, что этот трубопровод может также быть использован для поставок газа Ираном в Грузию в небольших объемах. Правда, стоит отметить, что Иран, стремящийся закрепить за собой статус региональной державы, стремится к сбалансированным отношениям с Азербайджаном и Арменией, чтобы иметь возможность влиять на политику обоих стран. Поэтому, в случае выбора Армении транзитной страной для поставок газа в Грузии это будет политическим решением Ирана.
Во время переговоров с президентом Алиевым президент Роухани предложил новый план в совместной реализации нефтяных и газовых месторождений на Каспии. Детали плана неизвестны, так же как неизвестно о каких месторождениях идет речь. Насколько известно в пределах границ на Каспии, которые Иран имел до развала СССР, никаких месторождений обнаружено не было. Месторождение же "Сардар Джангал", о разработке которого заявляет Иран, находится далеко за пределами этих границ на стыке азербайджанского и туркменского секторов, на которые Тегеран имеет необоснованные претензии. Поэтому, трудно верится, что Баку, без согласования границ морских секторов между Азербайджаном и Ираном, может согласиться на совместную разработку месторождений на Каспии. При нынешнем же желании Ирана получить 20-ти процентную долю на Каспии, такие договоренности вряд ли возможны. Хотя, возможно, что стороны рассматривают какой-то модифицированный вариант серединной линии для определения своих границ на Каспии. Если даже этого нет, то проблема разграничения Каспия, как становится ясно по итогам визита президента Алиева в Тегеран, не станет помехой для экономического сотрудничества между Азербайджаном и Ираном.
Перспективы развития азербайджано-иранских отношений во многом будут зависеть от того, сможет ли Иран, набирая экономическую мощь в постсанкционный период, удержаться от соблазна диктовать свои условия Баку и распространять ценности иранской исламской революции, опираясь на шиитское большинство в Азербайджане. В канун визита президента Алиева в Иран, 11 февраля иранское радио дало в эфир критический репортаж о пытках верующих в тюрьмах Азербайджана, в частности лидера Движения мусульманского единства Тале Багирзаде. Последний был арестован во время спецоперации в поселке Нардаран в конце прошлого года, и, помимо планов по насильственному изменению конституционного строя в Азербайджане, подозревается также в сотрудничестве с иранскими спецслужбами. Поэтому, неслучайно, что на совместной с президентом Роухани пресс-конференции президент Алиев отметил важность "уважительного отношения стран друг к другу и недопустимость вмешательства во внутренние дела государств". Нарушения этого принципа ранее Тегераном и было одной из причин напряженных отношений между Азербайджаном и Ираном. Сейчас, под воздействием сложной геополитической ситуации на Ближнем Востоке и в связи с ростом угрозы проникновения на Южный Кавказ террористов Исламского государства, акценты в политике Ирана в отношении Азербайджана меняются. Тегеран предлагает сотрудничество и обмен информацией двух стран в сфере безопасности и разведки в связи с событиями, происходящими в регионе, и угрозой терроризма. Остается верить в то, что за этими инициативами стоят истинные намерения Ирана содействовать усилению безопасности Азербайджана.
Тунал Азери

Vesti.az

Лавров: Россия не собирается нападать на НАТО и ЕС

Министерство обороны Турции выразило поддержку Азербайджану в День памяти

США заявили о поддержке мира на Южном Кавказе в День памяти Азербайджана

Азербайджан заявил о поддержке резолюций СБ ООН по Джамму и Кашмиру

Бурханеддин Дуран: с уважением чтим память шехидов и ветеранов Азербайджана

Делегация Сената Чили посетила Шушу и Ханкенди-ФОТО