«По этой причине в военных сводках впервые за все последние годы появляется Нахчыван»

«По этой причине в военных сводках впервые за все последние годы появляется Нахчыван»
21 июня 2014
# 15:00

Интервью корреспондента Vesti.Az с известным аналитиком, главным экспертом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексеем Синициным.

- В Баку в последнее время побывали сразу несколько крупных деятелей Российской Федерации, включая заместителя премьер-министра Дмитрия Рогозина и министра иностранных дел Сергея Лаврова. Судя по всему, гости остались довольны визитами, если глава российского МИД подчеркнул, что отношения Москвы и Баку имеют стратегический характер и успешно развиваются. Аналитики называют сразу несколько причин столь высокой активности российской стороны, делая акцент на желании России включить Азербайджан в орбиту Евразийского Экономического Союза. Вы разделяете такое мнение?

- Нет. Я думаю и Москва, и Брюссель ясно понимают, что Азербайджан не собирается присоединяться ни к Евразийскому, ни к Европейскому Союзу. Баку четко ограничил пределы своих интеграционных интересов.

Как западным, так и российским партнерам придется с этим считаться, независимо от того, насколько им нравится или не нравится такая позиция Азербайджана. Мне кажется, что в ходе этих визитов для России очень важно было понять, каким Азербайджан видит свое политическое будущее на фоне глобальных потрясений, инспирированных ближневосточным и, особенно, украинским кризисом.

Сейчас в мире происходит переоценка итогов холодной войны с возможным переформатированием евразийского геополитического пространства. Сегодня  отношения между главными ядерными антагонистами – США и РФ – находятся на уровне начала 80-х годов, хотя Россию, в отличие от СССР, пока не называют «империей зла». Но, кажется, к этому все идет.

В таких условиях Москва опасается создания нового «санитарного кордона» вокруг собственных границ. И если вспомнить теорию Джорджа Фридмана, директора небезызвестного Stratfor, о возможности возникновения некого гибрида НАТО из восточноевропейских государств, Украины, Турции, Азербайджана, то тревогу российских политиков понять не сложно.          

Кремль волнует сейчас не гипотетическая конкуренция азербайджанского и российского газа и даже не отношение Баку к евразийским интеграционным проектам. Ему важно ответить себе на вопрос: может ли Азербайджан, занимающий стратегическое положение между Россией и Ираном, уйти под американский военно-политический «зонтик», т.е. не станет ли Азербайджан новой проамериканской «кавказской Кубой». На роль такой «Кубы» претендовала Грузия времен президента Саакашвили. Чем это кончилось – всем известно.

А ныне такой «восточноевропейской Кубой» стала Украина. Никаких особенных эмоций сей факт вызывать не должен. Это только  Realpolitik в интерпретации стратегических интересов Вашингтона.

- И Вы считаете, что в ходе этих визитов Москва убедилась в определенной политической лояльности Азербайджана?   

- Я не говорил о лояльности. Я говорю о трезвом взгляде и здравом смысле, которые столь присущи азербайджанской внешней политике. Баку не будет выступать за или против Москвы в новой геополитической ситуации.

Не будет стремиться в НАТО, не будет обострять отношения ни с северным, ни с южным соседом. Тем самым Азербайджан минимизирует все риски, о которых так часто говорят западные политологи и их прозападно ориентированные коллеги с постсоветского пространства. Москву такая позиция официального Баку вполне устроит, хотя там прекрасно понимают, что форсировать политическое сближение с Россией Азербайджан тоже не собирается.

- Но в таком случае Россия должна приложить все усилия для справедливого разрешения карабахского конфликта, тем более, что напряженность в отношениях между Арменией и Азербайджаном только возрастает.

- Это правда. Но реальность такова, что ключ к разрешению такого конфликта, как карабахский, ни у кого  в кармане не лежит. Сегодня ни одно государство не имеет монополии на разрешение сложных межгосударственных конфликтов, как это, например, имели США в годы раздела Югославии. Но давайте обратим внимание на рост пресловутой военной напряженности между Азербайджаном и Арменией. Безусловно, его инспирирует сейчас армянская сторона, и эта напряженность приобрела некое новое качество.    

За последнее время официальный Ереван потерпел несколько болезненных политических поражений. Турция не спешит открыть границу с Арменией без каких-либо предусловий, хотя именно это Еревану обещали некоторые западные политики. Армении не удалось протащить в Евразийский Экономический Союз т.н. НКР и, вообще, отношения Армении и России переживают далеко не лучшие времена. Сказались метания Еревана между Москвой и Европейским Союзом.

Более того, в самой Армении вместе с сомнениями в правильности геополитического выбора правительства Саргсяна нарастают антироссийские настроения. Поэтому для армянского руководства очень важно сейчас получить от Москвы публичные гарантии поддержки в случае возобновления военной конфронтации с Азербайджаном. И, конечно, Еревану жизненно необходимо нанести ущерб стабильным отношениям Баку и Москвы, особенно в сфере российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества.

По этой причине в военных сводках впервые за все последние годы появляется Нахчыван, которая становится объектом информационных и военных провокаций. Боевые действия в нахчыванской зоне – это уже не операция в  Карабахе, т.е. на азербайджанской территории, а межгосударственный  конфликт между Арменией и Азербайджаном. К тому же в непосредственной близости от границ Турции. Тогда Россия, следуя соглашению по ОДКБ, обязана выступить на стороне Армении. Вот такую опасную игру затеял сейчас Ереван.

И вот здесь очень важно то, что Азербайджан имеет высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества с Россией. Москва вполне способна остудить воинственный пыл Еревана одним только намеком на то, что ему нечего ждать от России военной помощи. А в нынешней, весьма сложной для себя геополитической ситуации Москва на это обязательно пойдет.

Вугар Гасанов 

# 11026
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#