Кнут и пряник Дональда Трампа: подлодки — к границам России, Уиткофф — в Москву – АНАЛИТИКА

Кнут и пряник Дональда Трампа: подлодки — к границам России, Уиткофф — в Москву – АНАЛИТИКА
4 августа 2025
# 16:00

В надежде завершить войну в Украине на условиях, близких к требованиям Путина, Дональд Трамп вновь направляет Стива Уиткоффа в Москву. И все это — на фоне жестокого ответа Кремля на его мирный ультиматум: массированных ракетных ударов по Киеву и другим городам, приведших к многочисленным жертвам среди мирного населения, включая детей. Ситуацию усугубляет приближение критического дедлайна и переброска двух атомных подводных лодок ближе к российским границам — как сигнал в ответ на агрессивные заявления бывшего президента РФ Дмитрия Медведева.

Мир воспринял это более чем серьезно. С учетом того, что с начала украинского конфликта ни один американский президент не прибегал к ядерной риторике, даже в ответ на неоднократные угрозы самого Владимира Путина, экс-президента Дмитрия Медведева и кремлевских пропагандистов.

Джо Байден никогда не угрожал применить ядерное оружие, только предупреждал о тяжелых последствиях. Обладание Россией ядерным оружием и вероятность его применения удерживали Байдена от полноценной защиты Украины и всеобъемлющей помощи.

Никогда не угрожал России ядерной войной и Дональд Трамп. Только в ходе своей предвыборной кампании, в самый разгар войны, он неоднократно заявлял, что США «должны быть готовы применить всю мощь» и «быть непредсказуемыми». «Я бы никогда не сказал Путину, что исключаю ядерный удар. Он должен был знать, что я способен на все» (интервью Трампа, 2023 год).

Однако более полугода, занимаясь своей миротворческой миссией, Трамп старательно игнорировал намеки Москвы на возможность применения ядерного оружия. Но очередные угрозы от Дмитрия Медведева — пусть и воспринимаемого в США скорее как маргинальную фигуру — нанести ядерный удар по самой Америке, он впервые воспринял всерьез. И вполне справедливо — как сигнал, идущий от самого Путина, который по-прежнему уверен: ни Трамп, ни Байден не решатся рисковать ради Украины.

В пятницу Дональд Трамп решился – он написал в социальных сетях, что отдал распоряжение переместить две атомные подводные лодки поближе к границам России.

Мир замер в ожидании и задался вопросами:

- действительно ли Трамп перегруппировывает подводные лодки или просто пытается донести свою точку зрения? Ведь такого не было со времен Карибского кризиса между СССР и США в 1962 году.

- о каком типе атомных подводных лодок говорил Трамп и как их передислокация обеспечит существенную дополнительную защиту?

- блеф ли это лично самого Трампа, или это тактический ход с целью оказания давления на Путина. который до сих пор не продемонстрировал готовности к уступкам в вопросе Украины,

«Подобная публичная демонстрация ядерной мощи — редкость даже для Трампа, который в последний раз открыто угрожал Ким Чен Ыну в начале своего первого срока, в 2018 году», - написало издание The New York Times.

Определить, действительно ли Трамп направил две атомные подводные лодки «ближе к России» и что уже они «прибыли на место дислокации», как заявил сегодня он сам, не представляется возможным.

Кроме того, им и не нужно менять дислокацию для достижения целей, находящихся за тысячи миль.

В комментарии NYT высокопоставленный западный военный, имеющий опыт в подводной войне, заявил, что перемещение этих подводных лодок может привести к раскрытию их позиции. Поэтому Трамп вполне мог просто развести Путина и оставить за ним решение - верить ему или нет.

Но, как бы то ни было, по факту, престарелые лидеры двух крупнейших ядерных держав затеяли публичную игру в ядерную войну и, если даже это просто театральное действо с запугиванием противника, оно может изменить расклад сил на многие годы вперед.

Не станет же Трамп наносить ядерный удар по России, если Путин не пойдет на компромисс. Ему придется отозвать свои ядерные субмарины, которые вернутся с багажом, полным доверху имиджевыми потерями для Трампа.

Соответственно – Путин продолжит силой «возвращать» Украину, как он намедни сказал Лукашенко, и убивать до последнего украинца, о чем было заявлено в среду Госагентством РИА Новости в статье под заголовком «Другого варианта нет: живым на Украине не должен остаться никто».

Но если позвавший на разговор Стива Уиткоффа Путин ради предотвращения санкций и торговых ограничений все же согласится на условия Трампа, то тем самым он распишется в собственном поражении.

Оба сценария губительны для Путина. В первом случае Трамп может действительно начать массированные поставки вооружения Украине и ввести обещанные разрушительные санкции — не только против России, но и против ее ключевых партнеров. Это, в перспективе, приведет к военному поражению и тяжелым социально-экономическим последствиям внутри страны. Во втором случае Путин фактически распишется в собственной недееспособности и потеряет доверие «плебса» — тех, кто до последнего верит в его силу и непогрешимость.

Существует и третий, куда более опасный вариант. Не сумев захватить не только всю Украину, но даже четыре области, незаконно вписанные в российскую Конституцию, и не добившись от Трампа согласия принудить Киев к их «добровольной» передаче, Путин может пойти на ядерную провокацию. Только затем, чтобы сказать своему народу: мы проиграли не Украине, а США и НАТО. Это будет попытка сохранить лицо — ценой глобальной катастрофы.

Но, скорее всего, происходящее следует воспринимать как преимущественно дипломатическое столкновение, подкрепленное символическим военным сигналом со стороны США.

Приняв брошенный себе вызов, Трамп решил всего лишь продемонстрировать свою решимость добиться от Путина - для начала - прекращения огня. Нагнетание давления не означает прямой военный конфликт, а является политической уловкой для получения потенциальной уступки.

Подтверждением этому является вчерашнее заявление замглавы аппарата Белого дома Миллера: «У Трампа на столе все инструменты для мирного урегулирования в Украине - дипломатические, финансовые и другие».

И этим все сказано. Ключевое слово — «финансовые». Именно оно объясняет, почему Путин вызвал на встречу перед истечением срока ультиматума Трампа не главу внешнеполитического ведомства США Марко Рубио, а личного финансового посредника Трампа — Стива Уиткоффа. А присутствие ядерных субмарин вблизи российских границ — это лишь подтверждение серьезности намерений Трампа достичь мирного соглашения. Так сказать, под рукой и кнут, и пряник: Уиткофф — для переговоров, ракеты — для убеждения.

 

# 1023
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА