В мире
- Главная
- В мире
Политика выживания: цель Нетаньяху - удерживать Израиль в состоянии войны - АНАЛИТИКА
Израильская армия готовится нанести крупный удар по «Хезболле». Об этом сообщает израильский канал «KAN». Одновременно высокопоставленный военный заявил изданию «Israel Hayom», что «Израиль способен в одиночку разоружить ХАМАС в Газе и «Хезболлу» в Ливане».
Тем временем саудовский телеканал «Al-Hadath TV» сообщил, что американский посланник Томас Барак посетил Ирак, чтобы предупредить правительство страны о деятельности различных группировок, которые могут поддерживать нападения на Израиль. Канал цитирует заявление Барака о том, что Израиль готовит масштабный удар по ливанской проиранской шиитской партии «Хезболла».
Барак также заявил иракским официальным лицам, что операции Израиля в Ливане «продолжатся до тех пор, пока «Хезболла» не будет разоружена», и что любое вмешательство Ирака в поддержку группировки будет расценено как прямая эскалация, способная вызвать военный ответ Израиля на территории Ирака.
Речь идет о проиранских партиях и вооруженных формированиях, которые имеют значительное влияние в Ираке. «Такие предупреждения не изменят нашу позицию, — заявили в ответ иракские группировки. — Мы серьезно относимся к угрозам, но если Израиль откроет новую фазу конфронтации, он будет нести ответственность за последствия вместе с Соединенными Штатами. Иракское сопротивление внимательно следит за ситуацией и остается начеку».
Иракские ополчения, как и палестинский ХАМАС, находятся в военном и политическом союзе с «Хезболлой», которую поддерживает Иран.
Обмен угрозами последовал после того, как израильские ВВС уничтожили управляемой бомбой начальника генерального штаба «Хезболлы» Хайсама Табатабаи в Бейруте. Он был вторым человеком в организации и руководил ее военным крылом.
Израильские СМИ также предупреждают о возможной войне с «Хезболлой», хотя сроки и масштабы остаются неопределенными. Многие признаки свидетельствуют о том, что Израиль ожидает ответных действий со стороны группировки после ликвидации Табатабаи.
Причины обострения
Ливанская группировка «Хезболла» контролирует юг страны, долину Бекаа и ряд других районов, располагая наиболее мощными вооруженными силами в Ливане. Численность ее подразделений оценивается в 20–30 тысяч бойцов, при сопоставимом резерве. В структуру организации входят элитные силы специального назначения «Радван», предназначенные для глубоких рейдов на территорию противника, бронетанковые подразделения, значительный ракетный арсенал, а также новейшие иранские беспилотники. «Хезболла» обладает длительным опытом партизанской войны против Израиля и широкомасштабных боевых операций в ходе гражданской войны в Сирии.
В отличие от нее, вооруженные силы Ливана — около 70 тысяч военнослужащих — практически лишены реального боевого опыта, разобщены этноконфессиональными противоречиями и поражены коррупцией. Поэтому в конфликтах с Израилем именно «Хезболла», а не регулярная ливанская армия, принимает на себя основной удар ЦАХАЛа.
«Хезболла» является ключевым элементом «Оси сопротивления» — проиранской коалиции, в которую также входят палестинский ХАМАС, иракские шиитские ополчения и йеменские хуситы. Эти силы получают от Тегерана политическую и военную поддержку, противостоя американо-израильскому блоку в борьбе за контроль над Ближним Востоком.
После нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года «Хезболла» открыла огонь по северным районам Израиля, объясняя это ответом на бомбардировки Газы и обещая прекратить обстрелы лишь в случае прекращения воздушных ударов по анклаву.
Однако летом — осенью 2024 года Израиль перешел в наступление. С помощью точечных ударов высокоточным оружием ему удалось ликвидировать практически весь военный и политический руководящий состав «Хезболлы». Израильские войска заняли пять стратегически значимых районов Южного Ливана, хотя дальнейшего продвижения достичь не сумели, столкнувшись с засадами «Хезболлы» и понеся ощутимые потери.
Несмотря на тактические успехи самой группировки, большинство экспертов расценили эти события как серьезное политическое поражение «Хезболлы». Потери были тяжелыми, руководство уничтожено, а в ноябре 2024 года Израиль при посредничестве США сумел навязать соглашение о прекращении огня. Согласно договоренностям, «Хезболла» прекращала участие в войне, несмотря на продолжающиеся удары по Газе. Соглашение предусматривало отвод сил Израиля и «Хезболлы» от линии соприкосновения и прекращение боевых действий. Там также упоминалась резолюция 1701 СБ ООН, подразумевающая долгосрочное решение, основанное на разоружении всех вооруженных групп в Ливане — прежде всего «Хезболлы».
Однако наиболее серьезный удар по группировке пришел из Сирии. Многолетние израильские воздушные операции ослабили проиранскую армию Башара Асада и соединения его союзников — ливанской «Хезболлы», иракских ополченцев и подразделений Корпуса стражей исламской революции. Кульминацией стал стремительный наступательный рейд суннитской оппозиции ХТШ с 27 ноября по 8 декабря, который фактически привел к разгрому режима Асада. Сирия была потеряна для Ирана и «Хезболлы», что резко ухудшило логистику последней: через сирийскую территорию она получала оружие и боеприпасы из Ирана.
На практике же соглашение о прекращении огня оказалось фиктивным. Израиль не отвел войска из южных районов Ливана и продолжает удерживать пять ключевых позиций. «Хезболла» также не начала процесс разоружения. Более того, Израиль продолжает наносить точечные авиаудары и артиллерийские удары по позициям группировки, хотя и с меньшей интенсивностью, чем до соглашения. ЦАХАЛ регулярно ликвидирует полевых командиров «Хезболлы», а последняя ликвидация затронула одного из высших руководителей ее военного крыла.
Возникла парадоксальная ситуация: «Хезболла» избегает атак на Израиль, но Израиль продолжает бить по Ливану, разрушая инфраструктуру группировки. Очевидно, что такая «пауза» не может продолжаться бесконечно. «Хезболла» рано или поздно ответит.
Сейчас организация осторожна: идет восстановление утраченных структур, создано новое военное командование, развиваются подразделения, специализирующиеся на войне беспилотников. Восстанавливаются и перестраиваются каналы снабжения оружием и боеприпасами, в том числе контрабандные маршруты через Сирию. Хотя логистика остается слабой, это все же больше, чем ничего. Кроме того, при поддержке Ирана «Хезболла» начала локальное производство отдельных видов вооружений на территории Ливана.
Надежды на разоружение «Хезболлы»
Американская сторона — в лице президента Дональда Трампа и его спецпосланника Томаса Барака — неоднократно призывала ливанское руководство разоружить «Хезболлу». Правительство Ливана согласно кивало, но реальных действий не предпринимало. Почему?
Возможно, некоторые политики действительно хотели бы разоружить «Хезболлу», которая давно превратилась в «глубинное государство» и фактически стала подлинным центром власти в стране. Однако между желанием и реальными возможностями лежит огромная пропасть.
Во-первых, не факт, что у правительства Ливана есть для этого необходимые силы. Ливанские вооруженные силы (ЛВС) могут оказаться слабее «Хезболлы». Кроме того, по оценкам экспертов, до половины личного состава ЛВС — представители шиитской общины. Отношение шиитов к «Хезболле» неоднозначное: многие, возможно даже большинство, не симпатизируют ей, что заметно и по результатам выборов — «Хезболла» получила 13 мандатов из 27, закрепленных за шиитами в 128-местном парламенте. Но совершенно не факт, что шииты-военнослужащие готовы будут сражаться против своих единоверцев.
Во-вторых, Ливан не готов к новой гражданской войне. Предыдущая, длившаяся с 1975 по 1990 год, унесла тысячи жизней и практически уничтожила страну. Население категорически не хочет повторения трагедии. И только «Хезболла» остается силой, способной и готовой воевать: ее бойцы достаточно мотивированы, а в шиитской общине есть страхи, что в случае разоружения группировки она окажется беззащитной перед воинствующими радикалами — подобно тому, как это произошло с алавитско-шиитским населением сирийских Латакии и Тартуса весной 2025 года.
Поэтому разговоры о разоружении «Хезболлы» так и остались пустыми декларациями — без политического механизма, без социальной базы и без реальных инструментов их воплощения.
Почему Израиль хочет начать полномасштабную войну?
Убийство военного лидера «Хезболлы» стало очевидным поводом для ответного удара со стороны группировки. Логика проста: ни одна организация не может игнорировать ликвидацию своего командования. Израиль прекрасно это понимает. Более того — похоже, что даже в случае отсутствия немедленной реакции «Хезболлы», он готов продолжить кампанию и наносить еще более разрушительные удары. То есть, хотите вы отвечать или нет, но если Израиль считает вас врагом — он все равно «придет».
Правящая в Израиле коалиция во главе с Биньямином Нетаньяху оказалась в крайне неудобном положении. Против премьер-министра действует влиятельная оппозиция, значительная часть госаппарата ему не симпатизирует — включая судебную систему, которую сам Нетаньяху неоднократно называл «глубинным государством». Он уже несколько лет проходит по уголовному делу по трем эпизодам, связанным с коррупцией, и регулярно пытается использовать тему безопасности для оправдания нежелания посещать заседания суда. Чем интенсивнее идут боевые действия, тем легче ему апеллировать к подобным аргументам — и тем менее реален риск, что процесс завершится приговором.
Совсем недавно Нетаньяху обратился к президенту Израиля Хаиму Герцогу с просьбой о помиловании — шаг, который ранее не встречался в израильской политической системе. В письме он заявил:
«Несмотря на мою личную заинтересованность в судебном процессе и стремление доказать невиновность, я считаю, что общественные интересы диктуют иное… Перед лицом вызовов безопасности, с которыми сталкивается государство Израиль, я готов сделать все возможное для достижения единства и восстановления доверия к государственным институтам».
Иными словами, чем жарче война, тем убедительнее выглядит тезис Нетаньяху о том, что только он способен «эффективно громить врагов Израиля» — главный лозунг его предвыборной кампании, которая уже стартовала. До выборов осталось меньше года.
На этом фоне обостряется ситуация не только в Ливане, но и в Газе, где ВВС ЦАХАЛа ежедневно атакуют позиции ХАМАС, а боевики отвечают точечными обстрелами. В Сирии Израиль расширяет зону контроля и недавно провел рейд с целью задержания вооруженных лиц, что привело к перестрелке, ранению шести израильских военных и гибели 13 боевиков. Местные жители уже заговорили об «интифаде» на Голанах.
Израильский политический аналитик Цви Барэль отмечает: формально все эти действия подаются как стремление ликвидировать угрозы — от ликвидации Табатабаи до ежедневных ударов по Ливану. Однако, по его словам, трудно разглядеть в происходящем цельную военную стратегию. Логическая нить указывает на другое: поддержание Израиля в состоянии постоянной войны становится инструментом внутренней политики, выгодным правительству и лично Нетаньяху.
Глава Euroclear: замороженные активы принадлежат народу России
В Казахстане выдвинули кандидатуру Олжаса Сулейменова на Нобелевскую премию мира
Россия и Индия согласовали программу сотрудничества до 2030 года
Нейросеть Сбера зафиксировала свыше 72 тыс. вопросов к пресс-конференции Путина
СМИ: украинский дрон нанес удар по центру «Грозный-Сити» -ВИДЕО-ОБНОВЛЕНО
Трамп и Мелания зажгли огни на рождественской ели у Белого дома