В мире
- Главная
- В мире
Израиль готовится к полной оккупации Газы: миллиарды затрат и рост международного давления – АНАЛИТИКА

В настоящее время Израиль контролирует 60–70 процентов ее территории. К каким последствиям это приведет?
Прежде всего, итогом станут новые потери среди гражданского населения Газы не только из-за обстрелов и бомбежек, но и в результате перемещений палестинского двухмиллионного населения, у которого зачастую отсутствует доступ к еде. В настоящий момент уже погибли десятки тысяч мирных жителей. Новое наступление приведет к росту международного давления на Израиль и к усилению того, что можно было бы назвать «глобальным неприятием израильской политики».
Оккупировав Газу, Израиль не сможет уничтожить ХАМАС. Несколько десятков тысяч боевиков смешаются с гражданским населением. Время от времени они будут совершать нападения на патрули режима Нетаньяху, минировать трассы, обстреливать солдат на блокпостах. Израиль втянется в вязкую партизанскую войну, которая может длиться годами, учитывая большую численность (десятки тысяч) боевиков ХАМАС и их глубокое проникновение в палестинское общество (накануне 7 октября их поддерживали около трети палестинцев, согласно данным социологических опросов).
Израиль будет тратить 10 млрд долларов в год на содержание в Газе своих вооруженных сил и на другие мероприятия, не считая восстановления Газы, что оценивается в десятки или сотни миллиардов (хотя маловероятно, что Израиль будет ее восстанавливать).
Израильские заложники с высокой вероятностью погибнут. Это вызовет взрыв раздражения и ярости в израильском обществе, но протестующие не способны на большее, чем мирный протест, поэтому они не представляют угрозы для правительства Биньямина Нетаньяху.
Несмотря на будущие потери, эта ситуация выгодна для Нетаньяху. Вечная война обеспечивает его относительную безопасность и власть, ведь он находится под судом по трем уголовным делам по обвинениям в коррупции, кроме того, его ждет разбор за провал 7 октября 2023 г. (когда боевики ХАМАС смогли прорваться в Израиль). Кроме того, над ним висит «Катаргейт» (взятки, которые брали чиновники его канцелярии от Катара в целях рекламы этой страны — страны, которая, к слову, финансировала ХАМАС, тот самый ХАМАС, с которым Израиль воюет).
Но пока идет война, угроза не велика: Нетаньяху — премьер-министр, лидер воюющего государства, он может позволить себе не являться в суд, откладывать слушания, уволить главу контрразведки Шабак Ронена Бара, расследовавшего «Катаргейт», наращивать свои рейтинги с помощью ударов по Ирану и ливанской «Хезболле», раздавать выгодные контракты своим близким друзьям из крупного бизнеса и т. д.
Кроме того, Нетаньяху зависит от министров-радикалов, религиозных националистов в его правительстве. Это Бецалель Смотрич, глава Минфина, и Итамар Бен Гвир, глава Министерства национальной безопасности. Они представляют группы радикальных религиозных сионистов, рассматривающих Израиль как мессианский священный проект, нацеленный на постоянное расширение и поселенческую колонизацию. Их действия направлены на рост финансирования проектов, связанных с поселениями. Они угрожают развалом правительства — выходом из него и новыми выборами, если Нетаньяху не уступит их требованиям, а они добиваются полной оккупации Газы и заселения ее израильскими колонистами. Решение премьер-министра оккупировать Газу было принято в том числе благодаря их давлению.
Интересно, что руководитель Генштаба ЦАХАЛа Эяль Замир категорически выступал против этой операции. Он указывал на усталость армии, которая воюет уже два года, и на бессмысленность подобных действий. Армия обороны Израиля явно не хочет брать на себя долговременную оккупацию Газы, что обернется постоянными потерями от ударов партизан. Израиль уже имеет негативный опыт столкновения с партизанами ливанской шиитской группировки «Хезболла» в период 1982–2000 гг., когда после 18 лет потерь его войска вынуждены были покинуть Ливан.
Израильская армия эффективна во время молниеносных операций, поддержанных ударами ВВС — самых сильных на Ближнем Востоке, — так она может сокрушить противника. Но она буксует, сталкиваясь с мощным, терпеливым, неумолимым, истощающим ее ресурсы натиском партизан — с тактикой тысяч комариных укусов, засад, диверсионных операций, точечных ликвидаций. ЦАХАЛ не выдерживает излюбленной тактики ближневосточных бойцов — тактики ассасинов и, в конце концов, столкнувшись с ней, уходит. Однако мнение Эяля Замира не было принято во внимание.
Стратегически вечная война разрушительна для экономики Израиля и для его имиджа. Она ведет к постоянным потерям, к отъезду самых талантливых специалистов (в прошлом году Израиль покинули два процента работников хайтека). Кроме того, в перспективе это может привести к ухудшению его связей с Евросоюзом, его главным торговым партнером, с еврейскими общинами диаспоры и т. д. Но Нетаньяху 75 лет. Нынешняя ситуация обеспечивает будущее лично ему. Возможно, он не сядет в тюрьму и сохранит власть, а это для него практически идеальный сценарий.
Однако международные последствия для Израиля становятся все более ощутимыми. Наиболее серьезным из них стало решение канцлера ФРГ Фридриха Мерца, принятое 8 августа, прекратить поставки Израилю военной техники. Решение официально принято именно из-за гуманитарной ситуации в секторе Газа. Мерц призвал Израиль немедленно прекратить попытки аннексии Западного берега реки Иордан, оккупированного ЦАХАЛом (израильский парламент недавно принял декларативное решение о намерении аннексировать этот регион), и заявил, что в центре внимания должны быть переговоры о прекращении огня и освобождении заложников, находящихся в секторе Газа.
Во-первых, Мерц считался наиболее произраильским среди ведущих немецких политиков. Если даже он принимает такие решения, это многое говорит о настроениях в ФРГ.
Во-вторых, Германия поставляет треть всех импортируемых Израилем вооружений (остальное приходится на долю Соединенных Штатов). Речь идет о критически важных компонентах военной мощи ЦАХАЛа — о корветах и подводных лодках, а также о двигателях для израильских танков «Меркава» и тяжелых БТР «Намер». Кроме поставок новых товаров, ФРГ продает Израилю запчасти для этих видов техники. Согласно заявлениям израильских военных, за почти два года войны бронетехника сильно изношена и нуждается в поставках запчастей и ремонте. Сложно оценить последствия германского решения, но они могут оказаться весьма серьезными.
В-третьих, среди всех стран Евросоюза именно Германия была на протяжении десятилетий наиболее близким партнером Израиля. Ее реакция — индикатор тех настроений, которые царят сегодня в Европе. И они могут иметь глобальные последствия. Европа — главный торговый партнер Израиля, а Германия — ведущая сила внутри ЕС. И если санкции начнут расширяться, это может обрушить экономику Израиля.
Стоит также вспомнить о решении президента Франции Эмманюэля Макрона. Он анонсировал признание Францией государства Палестина — это произойдет на сентябрьской Генеральной Ассамблее ООН. Такое решение может инициировать новую волну международных признаний Палестины. Премьер-министр Канады Марк Карни пообещал, что Оттава будет содействовать созданию палестинского государства. О возможности признания Палестины заговорил и премьер-министр Великобритании Кир Стармер.
Конечно, от деклараций и ограничений на поставки оружия до полномасштабных экономических санкций очень далеко. К тому же США остаются главным союзником и партнером Израиля (впрочем, и Трамп уже порой проявляет недовольство в отношении Нетаньяху). Но продолжение войны в Газе может усилить существующие тенденции, негативные для Израиля. В современном мире все меняется очень быстро, и не факт, что в Тель-Авиве правильно оценивают тревожные сигналы.

Поставки бразильского кофе упали

Макрон: Трамп хочет добиться прекращения огня в Украине на встрече с Путиным

Урсула фон дер Ляйен подвела итоги видеоконференции с Трампом и Зеленским

Зеленский: Трамп готов дать Украине гарантии безопасности

Мерц: признание захваченных Россией территорий не подлежит обсуждению

Конференция по Украине в Берлине: закрытые комнаты, изъятые телефоны и английский язык