Религиозные запреты и ограничения разрушают экономику Ирана

Религиозные запреты и ограничения разрушают экономику Ирана
7 марта 2011
# 14:24
В настоящее время, когда информационное и пропагандистское давление Ирана, особенно на южные регионы Азербайджана все усиливается, считать, что экономические проблемы этого государства решены, выглядело бы неправильным. Конечно, можно рассматривать идеологизацию ислама взятую на вооружение правящим в Иране режимом, как реакцию на все усиливающее давление внешних сил, и в первую очередь США. И это небезосновательно. Поэтому экспорт, своего толкования Священного Писания в соседние страны есть не что иное, как попытка защитить себя от внешних факторов, которые власти Ирана, расценивают как угрозу государственной безопасности.

Сводить все происходящие процессы только к полемике по поводу того, как следует одеваться женщине, выглядит весьма удивительным и упрощенным. Неужели все санкции в отношении Ирана, принятые Советом Безопасности ООН, а также США и его союзниками, в одностороннем порядке, прошли столь бесследно для экономики Ирана? А может быть, только рост мировых цен на нефть и относительно справедливое распределение доходов от продажи углеводородного сырья, позволял правящему там режиму до сих пор откладывать решение назревавших в стране проблем? Они же, приблизительно одинаковые, как и у всех нефтедобывающих стран. Достаточно сказать, что до 90% валютной выручки и 80% доходов бюджета Ирана формируется за счет продажи нефти.

Конечно, нельзя сравнивать экономику нищего Египта с иранской, занимающей 18 место в мире, но беспорядки в обеих странах прошли с интервалом в 2 недели. С разными последствиями для правящих режимов. Близкими эти государства можно считать разве что по приблизительно одинаковой численности населения. Если в Египте оно составляет порядка 80 млн человек, то в Иране доходит по разным оценкам до 75 млн человек. Доходы ВВП на душу населения рознятся до 8 раз в пользу последнего. Отсюда и способы прибывания протестного электората на место сбора. В Египте они передвигались пешком или на верблюдах и лошадях, в Иране – на общественном и личном транспорте.

Протесты в Иране произошли на почве озвученного еще в декабре 2010 года президентом Ахмадинеджадом курсе на реформирование экономики. Он объявил о сокращение государственных субсидий на бензин, газ, электроэнергию, хлеб и отдельные виды продуктов питания. Они доходили до $100 млрд в год, что составляет почти 9% от ВВП Ирана. А он, в свое очередь, оценивался в размере $863 млрд рассчитанного на основе индекса покупательной способности.

В результате, после определения квот на бензин и дизельное топливо выделяемых по фиксированным ценам, и продажи дополнительного количество по коммерческой стоимости, они заметно увеличились. Рост цен на бензин составил 75%, а дизельное топливо на 200%. Темпы инфляции составили 11%. Положительный эффект от реформ состоялся в том, что население стало бережливее относится к потреблению энергоносителей. По электроэнергии падения потребления составила 11%, а спрос на бензин сократился на 1 млн литр. Малоимущим слоям населения Ирана, которые по разным оценкам достигает от 30 до 40 % от общей численности граждан государства, было выделено по $40 компенсации. Как и все подобные реформы, они не вызвали восторга у одной части населения, равно как и не решили всех проблем другой. Забота о малоимущем населении Ирана осуществляется и виде раздачи натуральных продуктов. Так, среди нуждающихся было распределено почти 400 тыс. тонн бесплатного картофеля. Для оказания дополнительной помощи им президент Махмуд Ахмадинеджат выставил на продажу свой старенький автомобиль, приобретенный чуть ли не во времена правления шаха Ирана. Следует заметить, что системы пенсионного обеспечения в этом государстве, подобной нашей не существует. А разница в уровне жизни сельского и городского населения весьма значительна.
Низкие цены на бензин и дизтопливо, породили диспропорции в экономике государства. Так, чуть ли не 90 % всех транспортных перевозок в Иране осуществлялось на автомобилях. В то время как железнодорожным транспортом предпочитало пользоваться малая часть населения Ирана.

Что касается авиаперевозок, то они играют малую роль в жизни иранцев из-за запрета на продажу самолетов и запчастей к ним, введенного США и другими западными странами. По словам заместителя министра нефти Ирана по планированию, увеличение ВВП Ирана на $1 тыс. требуется расход энергии в эквиваленте 1700 литров сырья. По этой фразе можно судить и об эффективности функционирования экономики этого государства. Поэтому официальный Тегеран всегда и выступает за подержания высоких цен на нефть. Говоря о том, что Иран решил проблему обеспечения страны бензином собственного производства, всегда надо учитывать какими затратами средств ему это обошлось. Или упоминая о наличие в этом государстве вторых в мире по величине запасах природного газа следует учитывать тот факт, что он экспортирует порядка 10 млрд куб м в год. Внутреннее же потребление доходит до 100 млрд куб м в год. Опять же благодаря низким ценам, которые таковыми долга оставаться не будут. Хронический дефицит электроэнергии становится существенным препятствием для развития нефтегазодобывающей отрасли. Она и так задыхается от нехватки внешних инвестиций и внутреннего расточительства.

Не способствуют развитию экономики и высокие затраты на обеспечение обороноспособности страны. Подержание низких цен на основные виды сельхозпродукции и продуктов питания в Иране носит социально значимый характер для этой огромной, по своим размерам страны. Но не является следствием высокой эффективности агропользования. Это кажущееся благополучие может быть нарушено, уже при цене нефти $60 за баррель. А шиитское направление в Исламе, призывающее к личному аскетизму в быту верующих лишь поддерживает его. Но одновременно религиозные запреты и ограничения тормозят развитие экономики страны в целом.

Чингиз Велиев
# 922
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#