Вугар Гашимов: «По натуре я являюсь максималистом» - ИНТЕРВЬЮ

Вугар Гашимов: «По натуре я являюсь максималистом» - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ</font>
18 декабря 2009
# 11:57
В 2008 году Вугар стал победителем бакинского Гран-при, а в 2009-м – своей победой над голландцем Даниелем Стеллвагеном принес «золото» сборной Азербайджана на командном Кубке Европы. А согласно последнему рейтингу ФИДЕ Гашимов занимает 6-е место в мире, опережая других товарищей по сборной Азербайджана. Беседа корреспондента Vesti.Az с шахматистом началась с Кубка мира, где Вугар вошел в восьмерку сильнейших.

- В принципе для дебюта в Кубке мира результат можно считать достаточно удачным, но я по натуре являюсь максималистом и стараюсь победить не только на турнире в целом, но и в каждой партии. Поэтому считаю, что мог выступить в Ханты-Мансийске лучше. Однако год оказался сложным, так как его первую половину я играл очень мало, а вторую половину – очень много. Cначала у меня была острая нехватка игровой практики, а потом получился очень напряженный график турниров. В результате получилось, что к Кубку мира накопилась моральная усталость из-за частых поездок и перелетов из одной страны в другую. И, тем не менее, на Кубке мира удалось дойти до четвертьфинала, что является неплохим результатом. Но он уже ушел в историю и надо готовиться к следующему старту.

- Можно ли сказать, что вам повезло с соперниками на Кубке мира или наоборот?

- С одной стороны в силу молодости соперников играть было против них удобно. С другой стороны молодые игроки более амбициозны, хотя я сам еще далеко не старый. Но если бы я подошел к Кубку мира в близкой к оптимальной форме, удалось избежать бы ряда трудностей. В частности в 3-м раунде я бы не довел до рапид партий встречу с китайцем Ли Чао. То же самое касается матча с Фабиано Каруаной из Италии в следующем раунде. Повторюсь, если бы я пребывал в оптимальной форме, мне по силам было замахнуться на победу в Кубке мира.

- На поражении от украинца Руслана Пономарева в четвертьфинале сказалась усталость?

- Основные партии закономерно завершились вничью 1:1, а с Пономаревым у меня уже был третий тай-брейк на турнире после матчей с Ли Чао и Каруаной. И он был лучшим, но парадокс заключается в том, что именно в нем я проиграл, а два других тай-брейка выиграл. В первой партии тай-брейка с Пономаревым у меня черными фигурами была выигрышная позиция и воспользуйся я ей, то мог рассчитывать на победу в матче в целом. Так в двух из трех оставшихся партий у меня был белый цвет. Но раз на раз не приходится и об этом поражении надо просто забыть. Конечно, о победах вспоминать всегда приятно, тем более что участию в Кубке мира предшествовала удачная серия партий, в том числе и на командном Кубке Европы.

- В спорте существует такое понятие, как удобный или неудобный соперник. Есть шахматисты, с которыми вам играется в удовольствие и наоборот?

- Для меня есть шахматисты, которые сильнее и относительно сильнее. На том уровне, на котором я играю, нет шахматистов, которых можно легко одолеть. Просто против тех шахматистов, которые относительно сильные, и играть сложнее.

- Согласно последнему рейтингу ФИДЕ вы занимаете 6-е место в мире и являетесь лучшим среди своих товарищей по сборной Азербайджана. Не тяжело ли бремя лидерства, ведь в свое время Шахрияр Мамедъяров был лидером среди соотечественников, но потом его вновь опередил Теймур Раджабов. И насколько важным для вас является лидерство среди своих?

- К этому фактору я отношусь довольно легко. Моя задача заключается не в том, чтобы быть лучшим в Азербайджане. В детстве у меня была мечта стать чемпионом мира. Теперь эта мечта переросла в цель. Но не я один стремлюсь к этой цели, так как звание чемпиона мира является пиком шахматной карьеры, максимальным результатом. Что касается бремени лидерства, то в сборной Азербайджана меня в частности не волновало, что я играл на второй доске. С другой стороны будет приятно возглавить команду на командном чемпионате мира в январе. Там мы все, будучи патриотами своей родины, будем работать на общий успех сборной Азербайджана.

- На командном Кубке Европы именно от результата вашей партии с голландцем Стеллвагеном зависело, какие медали получит сборная Азербайджана – золотые или серебряные. Процитируйте ход партии, и какие чувства переполняли вас по ее окончании?

- Мы лидировали с первых туров, играли с сильными соперниками, но на тот момент казалось, что чемпионство упущено. Если Россия обыгрывала Испанию, то становилась победителем. При этом в нашем матче с Голландией Теймур Раджабов и Шахрияр Мамедъяров играли черными фигурами против неслабых соперников, где рисковать особенно было нельзя. Поэтому наша команда действовала спокойно, сделав ставку на белый цвет, который был у меня и Рауфа Мамедова. Так получилось, что Тима и Шахрияр быстро завершили свои поединки вничью, потом миром разошелся с соперником Рауф. На тот момент у меня была выигрышная позиция, и партнеры верили в мою победу. Естественно мы бы радовались и 2-му месту, но понимали, что заслуживаем и большего. А когда стало ясно, что Россия и Испания завершили матч вничью 2:2, началось самое интересное. Груз ответственности за результат партии заметно вырос, и было нелегко перестроиться психологически во время поединка. Так как чемпионство казалось, было утеряно и вдруг внезапно все оказалось в твоих руках. Тем более с начала партии на тот момент прошло более двух часов. Пришлось бороться с самим собой, дабы не потерять концентрацию в самый ответственный момент. Психология и концентрация очень важны в шахматах и порой можно отдать сопернику выигранную партию. Что касается непосредственной игры со Стеллвагеном, то голландец очень хорошо оборонялся. Тем не менее, у меня был хороший момент для победы, который я пропустил. Но потом Бог нам подарил второй шанс, когда в концовке партии соперник ошибся, и мне удалось воспользоваться своим шансом. Поэтому «золото» нам досталось в столь драматичной ситуации. Не будь ее, эту партию никто бы не вспоминал. Просто сказали бы, что Россия сыграла вничью, а Азербайджан победил и стал чемпионом.

- Этот успех, наверное, является самым крупным в вашей спортивной биографии. Тем более что ваша победа принесла золотые медали всей сборной. Кто помогает вам на протяжении вашей карьеры?

- Это один из двух крупных успехов, так как в прошлом году я победил на Гран-при, проходившем в Баку. Каждый год удается выигрывать что-то крупное, это очень приятно. Играть в шахматы меня научил отец, а в 1998 году на успехи юных азербайджанских шахматистов, в том числе и мои, обратил внимание Общенациональный лидер Гейдар Алиев. Уже тогда я понимал, что если такой человек верит в тебя, то нет другой дороги, кроме вверх. Правда, потом был неприятный момент, когда около 6 лет я не играл в шахматы. Но мне удалось вернуться, а шахматам вновь уделялось внимание со стороны со стороны правительства, теперь уже нынешнего главы азербайджанского государства Ильхама Алиева. Мне, конечно, повезло, что такие люди сыграли роль в моей шахматной карьере. Поэтому я работаю над собой, чтобы оправдать их надежды.

- Почему на клубном Кубке Европы вы играли за израильский «Ашдод», который изначально не числился среди фаворитов?

- В «Ашдоде» собралась неслабая команда, но сложно было сказать, что она будет бороться за 1-е место. С другой стороны мировой кризис сказался и на шахматах. В частности, многие российские клубы потеряли финансирование, а бюджет других был сильно урезан. Это коснулось и ряда команд из других стран. Думаю, что в следующем году ситуация заметно поправится. К сожалению, до сих пор нет азербайджанского клуба. Каждый год об этом ведется разговор, но вопрос так и остается открытым.

- Вы также часто выступаете в чемпионатах разных стран. Продолжится ли данная практика, несмотря на плотный график в будущем году?

- В этом году мне удалось выступить в чемпионате Испании. В отборочной компании наша команда, за которую выступали Шахрияр Мамедъяров и я, добилась права участия в финальной четверке. А в решающей стадии турнира, где Мамедъярова уже не было, мы заняли 2-е место. В 2010 году я планирую выступить в Германии за «Вердер» из Бремена и в чемпионате Испании. Но многое будет зависеть от плотности графика, и если буду участвовать в сильных турнирах, придется отказываться от других соревнований.

- В шахматах часто проводятся турниры по классическим и быстрым шахматам. Насколько легко для вас переходить от одних шахмат к другим.

- Для меня нет проблемы переходить от «классики» к рапиду. Я люблю играть и в те и другие шахматы. Для меня главное находиться в хорошей форме.

- Сможет ли Вугар Гашимов замахнуться в ближайшее время на шахматную корону?

- Баку претендует на проведение в конце будущего – начале 2011 года кандидатского турнира к чемпионату мира, куда у меня есть хорошие шансы попасть как со стороны организаторов, так и через Гран-при. Но проблема заключается в том, что для победы в кандидатском турнире и финале чемпионата мира нужна определенная финансовая поддержка, которая, к сожалению, у меня полностью отсутствует. Все тренеры, секунданты, сопровождающие меня в поездках, а также сборы оплачиваются мной. И это при том, что уже 1,5 года я нахожусь в элите мировых шахмат. В этом году президент Азербайджана Ильхам Алиев издал указ по развитию шахмат в стране, в котором говорится о всяческой помощи игрокам. И я надеюсь, что в ближайшем будущем те люди, которые должны выполнять указ президента, будут заниматься своими обязанностями.

- И напоследок поделитесь своими ближайшими планами.

- 19-20 декабря в Варшаве пройдет чемпионат Европы по быстрым шахматам, где я буду единственным представителем Азербайджана и рейтинг-фаворитом соревнования. А уже в начале января сборная Азербайджана выступит на командном чемпионате мира, где я буду играть на первой доске.

Тельман Амирасланов
# 1332
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#