«Национальность» и «судимость» азербайджанского безработного

«Национальность» и «судимость» азербайджанского безработного
25 октября 2010
# 10:55
В Азербайджане работодатели нарушают трудовые права соискателя, требуя от него при приеме на работу больше информации и документов, чем, то указано в КЗОТ (Кодекс законов о труде) Азербайджанской республики.

Не слукавлю, если скажу, что куда бы соискатель не обратился за трудоустройством, везде его просят заполнить обширную анкету чаще на четырех листах с указанием мельчайших подробностей не только о себе, но и о родственниках. Самое интересное, что такие подробные анкеты выдаются для заполнения не только в государственных учреждениях, типа комитетов и силовых министерств, но и в частных фирмах. Однако, чем объясняется такая дотошность работодателя в изучении биографии соискателя? И зачем, скажем, кондитерской фирме (с одним таким случаем, я столкнулась лично) нужна информация о том, сколько раз соискатель был за границей, когда и где. Другое дело, если этим интересуется Министерство национальной безопасности. Неужели вопрос, «кем являются ваши близкие родственники (отец, мать, брат, сестра, муж, его родители, братья и сестры) может иметь отношение к профессиональным навыкам и опыту работника?

«Укажите вашу национальность»

Моя близкая родственница ищет работу и пока никак не может трудоустроиться, поскольку, каждый раз ее не устраивает либо низкая зарплата, либо рабочий график, либо же другие неудобные моменты. Но любопытно не это, а то, что всякий раз при прохождении процесса приема на работу ей приходится заполнять ту самую анкету, где работодатель помимо вышеизложенных вопросов просит указать свою национальность. Но тут возникает встречный вопрос: «национальность гражданина Азербайджана, где проживает десятки народностей, может иметь отношение к вопросам трудоустройства? Может быть я что-то не понимаю… Выходит, если я укажу в графе «национальность» - «лезгинка», у меня меньше шансов устроиться на работу, чем у азербайджанца? Или наоборот, работодатель может предпочесть азербайджанцу лезгина. Но не кажется ли вам, что это одна из форм дискриминации? Я являюсь гражданином Азербайджана и этим все сказано.

Настоящей бедой для Азербайджана является землячество и оценка человека не по личностным качествам, а по его региональной принадлежности. Если вы присмотритесь, то увидите, что в организации, где руководителем является выходец из определенного региона, 50-60% работников являются его земляками и родственниками. И совсем не важно, хорошие ли они работники, как говорится, «косой, кривой, но свой». Очень часто бывает так, что там, где можно «есть» берут своих, а там где нужно работать – чужих.

Врать не хорошо, но иногда приходится

Я это к тому, что подробная анкета отнюдь не является гарантией того, что соискатель указал в ней правду. Это уже на совести соискателя, а совесть сегодня есть не у всех.

Родители с детства нас учат, что врать нехорошо, но иногда обстоятельства складываются так, что у соискателя возникает потребность солгать. На самом деле, как же сказать рекрутеру, что вы ушли с предыдущего места работы, потому что начальник «хам» или «дурак», что вы искали работу не три месяца, а год? Вообще, возможна ли честная игра между соискателем и работодателем, и почему люди лгут на собеседовании? Соответственно обе стороны привирают время от времени. Любимые вопросы НR-работника: «Почему уволились с предыдущего места работы?», «Сколько людей было у вас в подчинении?», «Владеете ли вы иностранными языками, в какой степени?», «Знаете ли вы все компьютерные программы?». Как не соврать, если этого требуют сами же работодатели и работать очень хочется в престижных местах?

Как сегодня работодатели пытаются определить показатель пригодности человека к работе? Когда родственница заполняла анкету для одной очень известной и дорогой кондитерской фирмы, то наткнулась на вопрос: «есть ли у вас судимость?». Допустим, что судимость есть, не приведи Господь, конечно, ну и что же. Это, в конце концов, кондитерская или министерство внутренних дел либо банк? Человек совершил преступление и отсидел за это срок, но он исправился и хочет жить и работать, как все, по-человечески. И потом, мало ли за что он сидел. Нельзя ли дать ему шанс? Другое дело, если кондитерская фирма задаст вопрос «любит ли соискатель сладкое?». Но для последнего лучше не любить сладкое, чтобы не возникло никаких подозрений, а то чего доброго…

Нет единой утвержденной Кабинетом министров формы анкеты

Между тем, как отметил в беседе с Vesti.Az начальник отдела трудовой политики Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджана Абульфат Магеррамов, нет единой утвержденной Кабинетом министров формы анкеты по трудоустройству. «Эти анкеты, которые распространены сейчас в республике, и частные фирмы и государственные структуры перенимают друг у друга, в некоторых организациях они остались с советских времен. Они их «совершенствуют», дополняют своими вопросами и дают соискателю для заполнения. А вообще в статье 48 КЗОТ АР говорится, что недопустимо требовать у соискателя при приеме на работу больше документов и информации, чем то указано в законе», - заявил Магеррамов. Следовательно, такая чрезмерная дотошность работодателя в отношении соискателя является нарушением закона.

Председатель Союза свободных потребителей (ССП) Азербайджана Эйюб Гусейнов говорит, что ему это напоминает советские времена, когда члены КПСС заполняли такую обширную анкету с данными о родственниках и судимости. «Это нарушение прав человека. Такое положение дел в Азербайджане наблюдается уже который год. Я думаю, что порядочные люди не должны так глубоко вдаваться в подноготную человека, которого берут на работу. Работодателя должна интересовать только информация, необходимая для работы и порядочность самого работника. Зачем руководителю информации о родственниках работника, не жениться ведь он на нем собирается?»

Рамелла Ибрагимхалилова
# 1508
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#