Политика
- Главная
- Политика
ШОС как альтернатива Западу: Азербайджан в центре региональной архитектуры - МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

В китайском Тяньцзине 30 августа – 1 сентября прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), главным итогом которого стала Тяньцзиньская декларация.
Документ зафиксировал переход председательства в организации к Кыргызстану, определившему свою миссию под лозунгом: «25 лет ШОС: вместе к устойчивому миру, развитию и процветанию».
Следующее заседание Совета глав государств состоится в 2026 году в Бишкеке.
В работе саммита приняли участие лидеры более двадцати государств и представители десяти международных организаций. В декларации отражены ключевые направления сотрудничества: учреждение Банка развития ШОС, координация усилий по стабилизации ситуации в Афганистане, совместная работа по предотвращению рисков в сфере искусственного интеллекта, а также подтверждение приверженности борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
Страны-члены ШОС также приняли решение объединить статусы «наблюдатель» и «партнер по диалогу» в единый статус: «партнер ШОС». Обо всем этом говорится в Тяньцзиньской декларации, подписанной сегодня, в понедельник 1 сентября.
Также ранее председатель КНР Си Цзиньпин заявил о поддержке присоединения Азербайджана и Армении к организации в качестве постоянных членов.
Напомним, что до этого Азербайджан имел статус «партнера по диалогу» и подал заявку на его повышение до «наблюдателя».
Президент Азербайджана Ильхам Алиев использовал площадку саммита ШОС для укрепления международных позиций страны. Он провел встречи с президентами Турции и Пакистана, подтвердив союзнический характер отношений. Одним из ключевых событий стала его встреча с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в неформальной обстановке. Это символичный шаг, отражающий продолжение мирной повестки и улучшение азербайджано-армянских отношений после парафирования мирного соглашения в Белом доме при участии президента США Дональда Трампа.
Кроме того, на полях саммита возможна встреча Алиева с президентом России Владимиром Путиным, что могло бы придать новый импульс двустороннему взаимодействию, особенно с учетом нынешних напряженных отношений.
Отдельное внимание в переговорах Ильхам Алиев уделил экономическому сотрудничеству с Китаем. В Тяньцзине он встретился с руководителями ведущих корпораций в сфере энергетики, инфраструктуры и технологий: Sichian Sunsync Photovoltaic Technology, China Energy Engineering Corporation Limited, CETC и CCCC. Эти контакты свидетельствуют о стратегическом интересе Азербайджана к развитию проектов в области возобновляемой энергетики и модернизации транспортной инфраструктуры.
Политолог Ильгар Велизаде, комментируя саммит в Тяньцзине для Vesti.az, отметил, что ШОС можно рассматривать как своеобразную систему безопасности.
«Ее ценность в том, что она объединяет государства, находящиеся в непростых отношениях, с глубокими противоречиями и даже историческими конфликтами. Несмотря на это, площадка позволяет минимизировать риски и формировать формат, где стороны могут разговаривать напрямую, а не через третьи страны», — подчеркнул он.
По словам эксперта, показательным является пример Индии и Пакистана: еще недавно их противостояние балансировало на грани полномасштабного военного конфликта.
«Тогда обсуждались разные варианты, в том числе посредничество США, но нельзя не отметить роль ШОС. Организация стала фактором сдерживания: Китай, как один из ключевых участников, занял нейтральную и ответственную позицию, продемонстрировав готовность к посредничеству», — пояснил Велизаде.
Он подчеркнул, что сам факт участия лидеров обеих стран, чьи отношения далеки от дружеских, является важным символом.
«Тем самым они показали: несмотря на все противоречия, участие в совместном формате предпочтительнее войны. Ведь война означала бы катастрофу как для экономики, так и для политической стабильности всего региона», — отметил политолог.
«ШОС доказала свою способность предотвращать эскалацию и предоставлять площадку для мирного сосуществования даже для самых сложных партнеров. Найти аналогичный международный институт, где государства с конфликтами продолжали бы встречаться и сотрудничать, крайне сложно», — добавил он.
Говоря о реакции Запада, Велизаде отметил, что она достаточно болезненная: «На протяжении десятилетий в западной политической традиции укрепилась идея, что именно западные государства и их институты обладают исключительным правом быть посредниками и арбитрами в международных конфликтах».
«Поэтому, когда появляются альтернативные центры влияния, в том числе в Азии, это воспринимается с тревогой. Надо учитывать, что ШОС - это не только вопросы безопасности. Это еще и экономика, энергетика, транспортные коридоры, технологии. Сегодня Индия и Китай становятся все более самодостаточными в области инноваций. Их IT-сектор развивается стремительнее, чем на Западе, а в отдельных направлениях, например в сфере цифровых платформ или мобильных технологий, они уже ушли вперёд», — заявил аналитик.
По его словам, в странах Юго-Восточной Азии наблюдается активное развитие научных школ и исследовательских центров, и это тоже вызывает у Запада тревогу: «если раньше он задавал тон в технологическом развитии, то теперь рискует потерять монополию».
Эксперт уверен: отсюда и ревностное отношение к ШОС как к площадке, где формируется альтернативный центр силы.
Что касается участия Азербайджана в ШОС и того, что наша страна на данный момент так и не получила статус полноправного участника, политолог отметил, что здесь важно учитывать внутреннюю практику организации. Так, по его словам, за два десятилетия не было случаев, когда страна сразу переходила из статуса партнера в статус полноправного члена.
«Обычно эта дорога длиннее: сначала государство получает статус наблюдателя, и только потом статус участника. Азербайджан официально подал заявку на повышение статуса в прошлом году. На ранних этапах процесс действительно тормозился, например, из-за особой позиции Индии. Но ситуация изменилась. Конфликты на Южном Кавказе в значительной степени урегулированы, региональная архитектура становится более стабильной, и у Индии, и у других стран исчезли прежние сомнения», — сказал он.
Поэтому, утверждает Велизаде, можно с уверенностью сказать: препятствий для того, чтобы Азербайджан в ближайшее время получил статус наблюдателя, практически не осталось, а этот шаг станет трамплином для дальнейшего полноценного членства.
Политолог, говоря о заинтересованности стран-участниц в том, чтобы Азербайджан вошел в состав организации, подчеркнул, что заинтересованность эта весьма серьезная. Эксперт отметил, что нужно учитывать географию: два соседа Азербайджана - Россия и Иран - уже являются членами ШОС.
«Центральноазиатские республики тоже все внутри формата. Если Азербайджан будет оставаться вне, это создает искусственный «разрыв» в региональной системе сотрудничества. Азербайджан же активно проводит политику укрепления своего международного авторитета. Он стремится закрепиться как «средняя держава»: страна, обладающая достаточным ресурсом и авторитетом, чтобы влиять на процессы и на Востоке, и на Западе. Для этого нужны площадки глобального уровня, а ШОС - одна из самых престижных и перспективных», - пояснил аналитик.
Что же касается вопроса отношений между Азербайджаном и Китаем, который является ключевой силой в ШОС, эксперт отметил, что они развиваются на основе прагматизма.
«Азербайджан, как ведущая страна Южного Кавказа, представляет интерес для Китая и в экономике, и в транзите, и в энергетике. В то же время Китай важен для Азербайджана как стратегический партнер, который разделяет базовые принципы международной политики: уважение к суверенитету, территориальной целостности и невмешательство во внутренние дела», - сказал он, добавив, что именно это совпадение позиций формирует фундамент стратегического диалога.
Также на саммите в Тяньцзине была подписана итоговая декларация. Насколько этот документ значим? Велизаде пояснил, что декларация имеет прежде всего политический вес, так как в ней закреплены общие принципы: поддержка суверенитета и территориальной целостности государств, отказ от вмешательства во внутренние дела, развитие гуманитарного диалога и сотрудничества в экономике. Однако, по его словам, декларации нуждаются в наполнении конкретными проектами.
«Они формируют единую рамку ценностей для стран с очень разными политическими системами и интересами. Это уже большой шаг вперед», - подчеркнул он.
Немаловажным и весьма интересным моментом отмечается и возможная встреча глав Азербайджана и России. Аналитик, комментируя подобную перспективу, заявил, что такая встреча была бы полезна для обеих сторон.
«Россия и Азербайджан имеют общий интерес в транспортной логистике, энергетике, вопросах безопасности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе. Но есть и трудности. В информационном поле то и дело появляются провокации - резкие заявления, медийные атаки, которые создают атмосферу недоверия», - сказал он.
Эксперт отметил, что этот фактор осложняет диалог. Тем не менее, если руководствоваться прагматизмом, встреча вполне может состояться.
«В этом случае стороны смогут показать готовность к конструктивному взаимодействию. Причем это будет логичным продолжением Тяньцзиньской декларации ШОС: там заложены именно такие принципы - диалог, уважение, суверенитет, совместный поиск решений», - подытожил Ильгар Велизаде.

Эльнур Мамедов обсудил с руководством Бразилии перспективы двусторонних отношений-ФОТО

В Азербайджане появился новый пограничный пункт

Новый посол Евросоюза прибыла в Азербайджан

Монументы утопии: зачем Ереван возрождает фантом «арцаха» -МНЕНИЕ

Эрдоган: Россия и Иран со временем поймут, что их опасения напрасны

МККК закрывает представительство в Азербайджане 3 сентября