Шафиев: Войны вокруг Кавказа вынуждают Азербайджан укреплять систему безопасности - ИНТЕРВЬЮ

Шафиев: Войны вокруг Кавказа вынуждают Азербайджан укреплять систему безопасности - ИНТЕРВЬЮ
7 ноября 2025
# 12:00

В условиях растущей геополитической напряженности, трансформации систем безопасности и смены центров влияния на мировой арене Азербайджан продолжает проводить взвешенную внешнюю политику, основанную на балансе интересов и многовекторности.

На фоне конфликтов в соседних регионах, повышенного внимания к энергетическим маршрутам и усилий по укреплению региональной стабильности Баку сохраняет курс на укрепление обороноспособности и развитие союзнических связей, при этом оставаясь верным принципу независимости и прагматизма.

О современных вызовах, роли Азербайджана в архитектуре региональной безопасности и перспективах мирного процесса с Арменией в интервью Vesti.az рассказал председатель Центра анализа международных отношений (ЦАМО), политолог Фарид Шафиев.

— Вчера состоялось, на мой взгляд, знаковое событие — встреча президента Ильхама Алиева с делегацией НАТО. Глава государства подчеркнул, что Азербайджанская армия приводится в соответствие со стандартами НАТО и в этом контексте тесно сотрудничает с турецкой армией. Он также отметил важность расширения отношений между нашей страной и альянсом. Как вы прокомментируете эту встречу?

— Здесь важно подчеркнуть, что Азербайджан всегда стремился работать с различными платформами и диверсифицировать свою систему безопасности. В этом контексте сохраняется политика неприсоединения. С другой стороны, существующие вокруг Азербайджана и всего Южного Кавказа конфликты и войны диктуют необходимость укрепления систем безопасности — армии, служб и структур, связанных с обеспечением стабильности.

В этой связи развивается полноценное сотрудничество с Турцией, союзнические отношения укрепляются. Турция — страна НАТО, и мы уже давно работаем над тем, чтобы азербайджанские военные стандарты соответствовали стандартам альянса. Это значительно облегчает взаимодействие между нашими армиями и повышает уровень совместимости. Именно в этом ключе и следует рассматривать итоги встречи.

— Как вы видите развитие мирного процесса между Азербайджаном и Арменией? Насколько продуктивно он продвигается?

— В целом он продвигается. Армянское руководство делает позитивные заявления. Очевидно, что до выборов в Армении существуют чувствительные темы для властей этой страны — такие, как конституционные изменения и вопрос открытия дорог. Ереван вынужден учитывать внутреннюю политическую чувствительность, поэтому высказывания делаются в осторожном тоне.

Для Азербайджана же главное — практические шаги. С нашей стороны они уже предприняты: речь идет о транзите грузов, контактах между гражданским обществом, встречах экспертов. Но дальнейшее продвижение процесса во многом зависит от внутриполитической ситуации в Армении и предстоящих выборов.

На данный момент наблюдается позитивная динамика, и участие США, особенно активность президента Дональда Трампа в вопросе «дороги Трампа», придает процессу определенный импульс. Однако, повторюсь, со стороны Армении пока недостаточно реальных шагов.

— Каких именно шагов не хватает?

— Прежде всего, конкретных действий по началу строительства дороги. Работы там еще не начались. Что касается предлагаемого армянской стороной транзита грузов через свою территорию, то, во-первых, это не включает железнодорожное сообщение. А во-вторых, сама трасса проходит по горной местности и не может заменить полноценный транзит в Нахчыван — кратчайший и стратегически важный маршрут, который должен функционировать круглый год.

Предлагаемая дорога упирается в Лачин, где местность также горная. Да, там ведутся работы по расширению дороги, но даже при этом зимой она может быть непроходимой из-за погодных условий. Так что это, безусловно, положительный шаг в направлении сотрудничества, но пока не фундаментальное изменение. Тем не менее риторика в целом позитивная, и это создает более благоприятную атмосферу для переговоров.

— Если говорить об инфраструктуре и проекте  TRIPP, то нет четкого понимания, что именно подразумевается под этим проектом. Мы знаем, что есть железная дорога, есть автомагистраль. Но что такое «TRIPP» в глобальном понимании, каковы его технические характеристики?

— Их пока просто нет. Проблема в том, что проект находится на стадии обсуждения. Технические параметры должны быть разработаны армянской и американской сторонами. Насколько известно, США уже выделили около 150 миллионов долларов на проведение технико-экономического обоснования, или, как это принято называть, физибилити-стади.

— Если все эти дороги и коммуникации будут реализованы, сможет ли Азербайджан улучшить свою экономику и стать более открытым с точки зрения глобальной торговли?

— Азербайджанская экономика не зависит от дороги через Армению. Для нас это имеет локальное значение, поскольку позволит получить прямой доступ в Нахчыван. Сейчас Нахчыван в определенной степени изолирован и живет на дотации именно из-за отсутствия крупных коммуникационных путей.

Но если говорить шире, то Азербайджан и без «дороги Трампа» или Зангезурского коридора активно развивает инфраструктуру. Срединный транспортный коридор уже функционирует. Поэтому я не думаю, что армянское направление способно существенно повлиять на общие экономические показатели страны.

— Президент США Дональд Трамп недавно принял в Белом доме лидеров пяти стран Центральной Азии — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана — в рамках саммита C5+1. На следующий саммит, по инициативе президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, приглашен президент Азербайджана Ильхам Алиев. Можно ли считать Азербайджан частью Центральной Азии в политико-региональном смысле? И что дает нашей стране участие в этом формате?

— Этот процесс уже идет. С учетом наших логистических и энергетических проектов с Узбекистаном и Казахстаном можно сказать, что Азербайджан естественным образом интегрируется в регион. Дальнейшее развитие этого взаимодействия будет зависеть от ряда факторов, в том числе политических. Но самое главное — это позитивный отклик со стороны стран Центральной Азии.

Что это дает Азербайджану? Прежде всего — доступ к региональным рынкам. В условиях глобальной экономической волатильности в мире наблюдается переход от глобализации к регионализации, и для Азербайджана участие в таких форматах — естественная ниша. Мы близки со странами Центральной Азии культурно, исторически и политически, что создает прочную основу для дальнейшего экономического сотрудничества.

 

# 1347
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА