Должно ли государство Азербайджана финансировать образование на русском языке? - КОММЕНТАРИЙ

Должно ли государство Азербайджана финансировать образование на русском языке? - КОММЕНТАРИЙ
5 июля 2025
# 11:00

Русские секторы в средних школах и количество русскоязычных школ в Азербайджане вызвали серьезные дискуссии.

Согласно Конституции, азербайджанский язык является государственным языком на территории страны, и вся официальная переписка, образование и документация ведется на этом языке. В этой связи наличие сегодня в Азербайджане русскоязычных школ, оставшихся с советских времен, вызывает всё больше вопросов. Во времена Советского Союза русский язык характеризовался как «средство объединения народов», а образование на русском языке считалось престижным и способствующим развитию личности. Но этого больше нет. Азербайджан – независимая страна, и здесь национальное образование, языковую политику нужно адаптировать к требованиям времени. Несмотря на это, в стране всё ещё функционируют сотни школ с русским сектором и 17 русскоязычных школ.

Взгляд в контексте национальных интересов

Хотя многие родители считают образование на русском языке более качественным и перспективным, в основе этой точки зрения лежат в основном оставшиеся с советских времен психологические комплексы и недостаток информации. Тогда, как сегодня русский язык значительно утратил свои доминирующие позиции среди языков мира, и большая часть современных информационных ресурсов на английском языке. Главная задача, стоящая перед государством и обществом, заключается в том, чтобы молодое поколение получило качественное образование на азербайджанском языке, чтобы граждане были воспитаны с привязанностью к национальным ценностям. Эти приоритеты, конечно, не означают полного отказа от изучения русского языка. Обучение русскому языку должно продолжаться в том же статусе, что и другим иностранным языкам, преподаваемым в нашей стране. А содержание русских секторов в сотнях школах, а также русскоязычных школ за счет государственного бюджета сегодня не может быть оправдано ни стратегически, ни идеологически, ни в плане педагогики.

Почему продолжается государственная поддержка образования на русском языке?

В 2025 учебном году в Азербайджане обучаются в общеобразовательных учреждениях 1 619 335 учащихся и 100 тысяч из них обучаются на русском языке. В русском секторе обучаются 6,18% всех учащихся. При этом большинство учащихся русскоязычных школ это азербайджанские дети. Учитывая то, что общее число этнических русских, проживающих в Азербайджане, составляет около 71 тыс. человек, этнические русские составляют очень небольшую долю из этих 6,18%. В Азербайджане существует 17 русскоязычных школ с полным средним образованием. А в 340 учебных заведениях имеется русский сектор.

Расходы на образование в госбюджете 2025 года составили 4,94 млрд. манатов. Из этого можно сделать вывод, что ежегодно около 400 миллионов манатов выделяется на обучение учащихся в русском секторе. То есть 17 школ в стране с преподаванием исключительно на русском и отделения русского языка в 340 школах функционируют полностью за счет средств, выделяемых из государственного бюджета. Учитывая то, что школьники, обучающиеся в стране на английском, французском и других языках, получают данную услугу на платной основе, возникает вопрос: почему желающие получить образование на русском языке должны учиться за счет государственного бюджета? По логике аналогичные принципы должны применяться и по отношению к желающим учиться на русском языке.

Государство обеспечивает право каждого на образование, финансируя образование на родном языке за счет бюджетных средств. В таком случае, почему образование на другом иностранном языке должно финансироваться за счет государственного бюджета? Или если в Азербайджане можно получить бесплатное образование на русском языке, тогда почему это не относится к тем, кто хочет получать образование на английском, испанском или других иностранных языках?

Эксперт в сфере образования Кямран Асадов заявил АПА, что проведенные исследования и требования законодательства показывают, что в Азербайджане целесообразно обеспечить бесплатное образование только на родном, азербайджанском языке, и нет необходимости в бесплатном содержании русского сектора. «Результаты исследований, проведенных нами в высших и средних специальных учебных заведениях, также показывают, что нет необходимости в том, чтобы у нас был бесплатный русский сектор. В Конституции Азербайджанской Республики, в законе «Об образовании» указано, что образование в Азербайджане предоставляется на азербайджанском языке, а государство поощряет бесплатное образование и осуществляет его на родном, азербайджанском языке», - сказал Кямран Асадов.

Он подчеркнул, что, хотя преподавание русского языка как иностранного является достаточным, принцип справедливости нарушается на фоне раздельного содержания русского отделения, приема абитуриентов с плохими результатами в вузы с низкими баллами и тем, что они не оправдывают себя на рынке труда, что также приводит к неэффективному использованию государственных средств: «Одним из важнейших моментов здесь является то, что русский язык остается только на уровне иностранного языка. То есть нет необходимости оставлять его как отдельный сектор. Учителя, которые преподают в русском секторе в Азербайджане, являются квалифицированными специалистами, и я думаю, что было бы лучше, если бы они преподавали по той же специальности в азербайджанском секторе».

Русский сектор отстает в образовании: статистика и реальность

Согласно информации, распространенной Государственным экзаменационным центром, в 2023-2024 учебном году в приемных экзаменах в высшие учебные заведения приняли участие более 130 тысяч абитуриентов. Подавляющее большинство из них были выпускниками азербайджаноязычного сектора. Это оказало серьезное влияние на количество поступивших в вузы и процентные показатели тех, кто набрал высокие баллы. Учащиеся русского сектора показали более низкий результат как по количеству, так и по набранным баллам. Так, из абитуриентов, поступивших в вузы с 700 баллами, всего несколько человек были выпускниками русскоязычных школ, среди получивших высокие баллы также преобладает азербайджанский сектор. По статистике очевидно, что уровень подготовки к высшему образованию в школах с преподаванием на русском языке ниже по сравнению с азербайджанскими школами. Это тоже ставит вопрос об эффективности обучения в русском секторе и его соответствии современным образовательным требованиям.

По словам эксперта Кямрана Асадова, из-за того, что абитуриенты из русского сектора поступают в вузы с низкими баллами и не могут зарекомендовать себя на рынке труда, средства, выделяемые государством на эту сферу, не дают эффекта: «При анализе результатов выпускных и вступительных экзаменов мы видим, что на специальности, на которые абитуриенты из азербайджанского сектора поступают, набрав 500-600 баллов, абитуриенты из русского сектора поступают с самыми низкими баллами. Также после вступительных экзаменов в вузы остается довольно много незаполненных плановых мест, а средства, выделяемые в настоящее время из госбюджета на русский сектор, себя не оправдывают. Это проявляется в том, в то время, как в первый класс принимают 15 тысяч учеников, из них выпускниками вузов становятся всего около 6 тысяч человек. Также очень немногие абитуриенты русского сектора, поступившие в вузы с низкими баллами, заканчивают обучение или очень небольшая часть их работает в дальнейшем по специальности. При анализе результатов экзаменов по приему на работу учителей, проводимых Министерством науки и образования, а также экзаменов по приему на государственную службу, проводимых Государственным экзаменационным центром, мы видим, что среди абитуриентов русского сектора очень мало тех, кто набрали минимальный проходной балл. То есть, средства, вкладываемые государством в эту сферу, себя однозначно не оправдывают. Абитуриенты русского сектора, поступившие в вузы с низкими баллами, впоследствии не соответствуют требованиям рынка труда и современным стандартам. Их академические показатели очень слабые».

С другой стороны, ослаб и педагогический потенциал в русскоязычных учебных заведениях. Уже нет учителей, приезжавших в командировки в советское время, к тому же наблюдается нехватка качественного русскоязычного педагогического контингента. Несмотря на то, что Бакинский славянский университет считается базой в этой области, в последние годы он сосредоточился в большей степени на других направлениях, а не на подготовке учителей. Кроме того, серьезной проблемой является и недостаточность педагогических знаний тех, кто преподает в русскоязычных школах.

Идеологическая угроза в учебниках русского сектора

Еще один вопрос связан с учебниками. Учебники по некоторым предметам, преподаваемым в русскоязычных школах, в основном по русскому языку и литературе привозятся из России или адаптируются. Дополнительные пособия, методические указания, рабочие тетради, пробные тесты и т.д., используемые учителями порой закупаются у таких российских издательств, как «Просвещение», «Дрофа», «Вентана-Граф». А это оказывает непосредственное влияние на систему образования Азербайджана и национальную идентичность. Идеологическое содержание этих учебников может противоречить национальным интересам Азербайджана.

То, что азербайджанские учащиеся получают образование в русскоязычных школах на основе таких источников, приводит к их отходу от национального мышления, родного языка и истории. В рамках языковой и образовательной политики страны, концепции национальной безопасности этот вопрос подлежит серьезному пересмотру.

Региональные примеры

После обретения независимости многие постсоветские страны постепенно отказались от образования на русском языке.

В Армении русские школы начали закрывать с 1993 года, что привело к серьезному сокращению численности населения, владеющего русским языком. С 2024-2025 учебного года в этой стране в некоторых классах русский язык преподается уже не как основной иностранный, а как факультативный иностранный.

В Казахстане с 2022 года преподавание русского языка в начальных классах прекращено.

В Украине на основании нового закона об образовании, принятого в 2019 году, обучение на русском языке подверглось поэтапному ограничению, и было решено, что обучение в старших классах будет вестись в основном на украинском языке.

В Грузии после обретения независимости также значительно сократилось количество русскоязычных школ. В рамках политики укрепления национального языка часть этих школ перешла на грузинский язык, а часть вообще была закрыта.

В странах Балтии – Эстонии, Латвии и Литве – образование на русском вообще жестко ограничено. В частности, закон, принятый в 2018 году в Латвии, предусматривает, что преподавание в средних школах будет вестись только на латышском языке, что серьезно ограничило деятельность русских школ.

Нарушение баланса в сфере образования в двусторонних отношениях

Несмотря на то, что в Азербайджане существуют десятки школ с преподаванием исключительно на русском языке и сотни школ с параллельным обучением на русском языке, в России нет ни одной школы с преподаванием на азербайджанском языке. В свое время в Москве функционировала азербайджанская этнокультурная школа №157 имени Керима Керимова. В 2014 году при поддержке Фонда Гейдара Алиева здание этой школы была капитально отремонтировано. Здесь, помимо общей учебной программы, школьников обучали азербайджанскому языку, азербайджанской истории и азербайджанской литературе. Но позднее из названия школы было удалено выражение «азербайджанского этнокультурного происхождения», и школа стала гимназией. В настоящее время это учебное заведение называется гимназией №1583 имени Керима Керимова. В ней уже несколько лет не преподают азербайджанский язык, азербайджанскую историю и азербайджанскую литературу. Несмотря на то, что азербайджанцы являются одним из основных титульных народов Республики Дагестан Российской Федерации и большую часть населения города Дербент составляют азербайджанцы, а азербайджанский язык считается одним из официальных языков в Республике Дагестан, азербайджанский язык, азербайджанскую историю и азербайджанскую литературу здесь не преподают.

В России проживает около 3 миллионов азербайджанцев, и если там не открывают азербайджанские школы, сохранять сотни школ в Азербайджане для малочисленной русской общины несправедливо и не соответствует двусторонним отношениям. На фоне всего этого необходимо переосмыслить вопрос о сохранении такого количества русскоязычных школ и объективно подходить к актуальности данной формы образования. Это явный показатель неравноправного подхода в сфере образования и нарушения принципа равенства в двусторонних отношениях.

# 4788
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА