«Азербайджанские ВВС не пересекли линию фронта – это уже большой плюс»

«Азербайджанские ВВС не пересекли линию фронта – это уже большой плюс»
26 апреля 2011
# 16:23
Интервью Vesti.Az c вице-президентом ПИР-Центра политических Исследований, председателем Международного клуба «Триалог», российским политологом Дмитрием Поликановым.

- В последнее время сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ ведут себя очень активно: чаще посещают регион, а недавно предоставили сторонам отчет полевой миссии о ситуации на оккупированных вокруг Нагорного Карабаха районах. Как вы можете оценить деятельность МГ ОБСЕ на сегодня?

- Пока никакого особого прогресса деятельность МГ ОБСЕ не принесла. Последний визит – скорее рутина, дань процедуре. Единственное, на что можно обратить внимание, это заявление о том, что настал решающий момент для определения базовых принципов урегулирования конфликта. Однако у ОБСЕ и у посредников, по сути, нет никаких реальных рычагов для того, чтобы подтолкнуть стороны к этому шагу. В этом смысле такие заявления даже трудно назвать «обозначением активности» - это лишь повторение затертых мантр.

- Как вы считаете, каковая вероятность возобновления войны в Карабахе?

- Надеюсь, что вероятность войны все-таки не очень большая. По крайней мере, то, что азербайджанские ВВС не пересекли невидимую воздушную грань в ходе недавних военных учений – это уже большой плюс, демонстрирующий разумность и нежелание начинать активную фазу боевых действий.

Если речь идет о разрешении проблемы Нагорного Карабаха, то военного решения не существует. Поэтому желательно, чтобы стороны проявляли сдержанность, а также использовали механизмы совместного расследования инцидентов и справедливого наказания виновных.

- Некоторое время назад армянская сторона заявила, что намерена открыть в Ханкенди международный аэропорт, что естественно противоречит всем нормам международного права и правилам организации международных авиарейсов. Какую цель, в таком случае, по-вашему, преследует армянская сторона?

- Армянская сторона пытается хоть как-то вывести Нагорный Карабах из изоляции и придать новые стимулы экономическому развитию в этом регионе. Впрочем, учитывая международные нормы, вряд ли удастся запустить аэропорт, тем более, учитывая воинственные заявления Азербайджана о том, что он не позволит армянским самолетам пересекать его воздушное пространстве.

С другой стороны, аэропорт мог бы стать таким двухсторонним экономическим интеграционным проектом. Не площадкой для переброски военных или гуманитарных грузов, а фактором восстановления доверия. Например, через открытие рейсов из Ханкенди в Азербайджан и снятие барьеров для передвижения граждан в пределы Нагорного Карабаха, для открытия культурных контактов, расширения контактов между молодежью и т.п.

- И Армения, и Азербайджан накануне были включены в программу Восточное партнерство ЕС. Это как-то может сказаться на решении нагорно-карабахского конфликта?

- Это «оболочка», которая подразумевает соблюдение определенных общих правил. И дополнительный реальный инструмент урегулирования, находящийся в руках ЕС. Другое дело, что сам ЕС пока не готов активно участвовать в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Не до этого, нет политической воли, ресурсов и особого желания. Но вовлечение обеих стран в одну программу – это дополнительная площадка для встреч, для «подгонки» их под единые стандарты и т.п., т.е. в конечном итоге работа на сближение Армении и Азербайджана.

- События в Ливии могут как-то отразиться на решении нагорно-карабахского конфликта?

- Очевидно, что карабахский конфликт как «негорячий» в этом смысле смещается на периферию мирового внимания. Идет работа в рутинном режиме. Какие-то новые подвижки можно будет ожидать не раньше лета.

- Какова вероятность того, что события на Ближнем Востоке перекинутся на Армению?

- В Армении, в отличие от Ливии, все-таки политический плюрализм, и действия оппозиции не рассматриваются режимом в качестве национальной катастрофы (а значит, через призму необходимости жесткого их подавления). Поэтому это просто часть общего демократического процесса. Другое дело, что масштабные выступления оппозиции могут вынудить власть разыграть националистическую карту и заняться показательной борьбой с «внешним врагом». А значит - пойти на неадекватные шаги в отношении Нагорного Карабаха, вступить на путь бряцания оружием. Это бы заметно осложнило ситуацию в зоне конфликта.

- В 2012 во всех трех странах-сопредседателях МГ ОБСЕ состоятся президентские выборы. Стоит ли ждать каких-то подвижек в карабахском урегулировании до этого или нет?

- Вряд ли. Скорее – ослабления внимания к Карабаху из-за сосредоточенности лидеров на внутренних проблемах. Единственным исключением здесь могли бы стать выборы в России, поскольку для нынешнего президента внешнеполитическая повестка не менее важна, чем внутриполитическая. Но все-таки надеяться на то, что Дмитрий Медведев мог бы войти в истории примирителем Армении и Азербайджана, вряд ли стоит – это слишком отдаленная цель и серьезных прорывов на этом направлении не ожидается.

Гамид Гамидов (Москва, Россия)
# 2294
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#