«Если Ирану надо будет признать Карабах, значит, он признает, даже не подумав о Баку»

«Если Ирану надо будет признать Карабах, значит, он признает, даже не подумав о Баку»
10 февраля 2011
# 14:06
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с президентом российского Института изучения Ближнего Востока Евгением Сатановским.

- Евгений Янович, вчера в Баку прошла акция протеста перед посольством Ирана против неуважительного отношения официальных лиц ИРИ к Азербайджану и сближения Исламской Республики с Арменией. Можно ли говорить о том, что мы имеем дело с ухудшением азербайджано-иранских отношений?

- Я не глава МИД Азербайджана или Ирана, чтобы говорить об ухудшении отношений между двумя странами. Могу лишь сказать, что Иран относится к граничащим с ним государствам Кавказа как к своим провинциям. Тегеран мало интересуется тем, что происходит в регионе, еще меньше интересуется точкой зрения руководства стран, с которыми граничит.

- Вам не кажется странным, что Иран стал проводить такую агрессивную политику против Азербайджана именно в тот момент, когда над ним сгущаются тучи?

- Иран наступает и категорически не воспринимают ситуацию, при которой у Азербайджана будут партнерские отношения со всеми странами – с Россией и ЕС, с США и Израилем, с Турцией и Китаем. Вот этого, по мнению Тегерана, быть не должно. По мнению официальных лиц Исламской Республики, отношения Азербайджана должны быть в первую, вторую и третью очередь именно с Ираном. Тегеран сильно нервничает, когда руководство Азербайджана демонстрирует независимость по всем вопросам, само решает, с кем ему строить отношения и с кем сотрудничать.

Мы прекрасно знаем, кто поставляет Ирану такие сведения об Азербайджане. Хочу сказать, что эти сведения чрезвычайно негативные в отношении официального Баку.

Вообще же, Иран сейчас действует точно так же, как в советские времена действовало Политбюро ЦК КПСС: укоряет и наставляет. Это в некотором роде новое Политбюро, в котором сидят близкие к Ахмадинеджаду люди. Просто не очень понятно, на каком основании они ведут себя как Политбюро.

- Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно вчерашнего выпада посла Исламской Республики Иран в Азербайджане Мухаммедбагира Бахрами в адрес Израиля. Посол Ирана открыто заявил о том, что к оккупации армянами азербайджанского города Шуша приложили руку США и Израиль.

- С точки зрения Ирана, во всем, что происходит в мире, включая извержение вулкана в Исландии, виноваты США и Израиль. Иран перестал воспринимать ситуацию адекватно. Вспомните, в советские времена тоже считали, что в бедах сельского хозяйства СССР виноваты четыре времени года, США с их империализмом и израильский сионизм. Это очень хорошо характеризует уровень понимания окружающей среды в иранском истеблишменте.

В неурожае картофеля в Беларуси или снегопадах в Мексике и Бразилии, с точки зрения Тегерана, тоже виноваты США и Израиль. Ну что теперь поделаешь?

- И вновь вопрос о после Ирана. На сей раз в Армении. По сообщениям армянских СМИ, посол Ирана в Армении Сейед Али Сагайян вчера заявил о том, что «Россия, Иран, Турция, а также страны-члены МГ ОБСЕ не потерпят войны между Карабахом и Азербайджаном». С каких это пор Иран стал таким ревностным защитником Карабаха? А может быть следующим шагом станет признание Нагорного Карабаха со стороны Тегерана?

- Во-первых, мы не знаем, какой расклад сложится завтра в иранском видении ситуации. Во-вторых, Иран – это очень гибкое государство, если ему надо будет признать Карабах в качестве независимого государства, значит, он признает, даже не подумав о Баку.

Конечно, понятно, что посол Ирана в Армении говорил это в расчете на армянскую аудиторию. Точно так же понятно, что это заявление может перестать быть просто заявлением, причем, в любой момент.

С другой стороны, а кто уполномочивал Тегеран говорить еще и за Россию с Турцией? Он же посол Ирана, а не этих стран, и не имеет права говорить за них.

- Как Вы оцениваете нынешний уровень развития азербайджано-израильских отношений? Имеются ли резервы для углубления этих связей?

- Резервы для развития двусторонних отношений конечно есть. Все, что я вижу в Израиле, - это чрезвычайный позитивизм в отношении Азербайджана. Я могу сказать, и это не является таким уж большим секретом, что когда в начале 90-х годов прошлого века в ходе армяно-азербайджанского конфликта одна из сторон конфликта обратилась к Израилю за военной помощью и вооружением, то Израиль отказал. Я знаю это не понаслышке.

- За помощью к израильтянам обратилась армянская или азербайджанская сторона?

- Догадайтесь сами, кто обращался в ситуации, когда начиналась война в Карабахе. Разумеется, к Израилю за помощью обращался не официальный Баку. Но отказ был категорический, так как Израиль не намерен раздувать конфликт на Кавказе.

Мы знаем, что потом произошло, но это уж точно не вина Израиля. В Израиле существует очень большая и серьезная община выходцев из Азербайджана, есть очень много смешанных азербайджано-еврейских браков, в которых люди живут очень счастливо. Такие люди работают и со мной уже на протяжении уже очень долгих лет.

Израиль смотрит на Азербайджан как на страну, в которой у евреев никогда не было проблем. В Кнессете Израиля очень много выходцев из Азербайджана, община выходцев из Азербайджана воспринимают Баку как родной дом.

Естественно, что такие отношения между Израилем и Азербайджаном не могут не раздражать Иран. Но это его проблемы.

- В своей политике в отношении Азербайджана руководство Ирана почему-то не учитывает то обстоятельство, что официальный Баку категорически против использования США территории страны в качестве плацдарма для военного удара по Ирану. Может быть, в свете неуважительного отношения официальных лиц ИРИ к Азербайджану и сближения Исламской Республики с Арменией Баку следует пересмотреть свою позицию?

- Во-первых, военный удар по Ирану сейчас маловероятен. Во-вторых, безусловно, что Азербайджан в качестве плацдарма для нанесения военного удара по Ирану не рассматривается. В лучшем случае, антииаранская коалиция может попросить использовать воздушное пространство Азербайджана.

Что касается конкретно Израиля, то Тель-Авив ударит по Ирану в абсолютно крайнем случае, только если иранская атомная бомба будет в 5 минутах от Израиля.

Откровенно говоря, претензии Ирана ко всем соседним государствам, в частности, конкретные и чрезвычайно агрессивные претензии по Каспию, напрямую затрагивают интересы Азербайджана. Если Иран получает не 12% шельфа Каспийского моря, а 20%, на которые он претендует, то удар будет нанесен в первую очередь по интересам Азербайджана.

Поэтому, если удар по Ирану все же будет нанесен, то это, как минимум, избавит государства региона от очень агрессивного соседа, который, как считают в Моссаде, атомное оружие получит к 2015 году, а ограниченную ядерную войну будет иметь возможность развязать до 2020 года.

Это чудовищная проблема, и не следует полагать, что у Ирана будут какие-то сантименты в отношении Азербайджана. В Иране всех граждан Азербайджана давно считают впавшими в неверие, поскольку они не подчиняются приказам тех или других аятолл.

Конечно, Азербайджану не стоит лишний раз раздражать Иран, ведь Корпус стражей исламской революции - организация очень серьезная. Но пресекать любые попытки вмешательства в свои внутренние дела Азербайджану необходимо. При этом Азербайджану не стоит опасаться того, что кто-то будет использовать его территорию в качестве плацдарма для удара по Ирану. Это все слухи и спекуляции, умело подогреваемые Ираном.

- Зачем это Ирану?

- Может быть для того, чтобы получить возможность вмешиваться во внутренние дела Азербайджана, который, напомним, достаточно давно уже является независимым государством и не обязан перед кем бы то ни было отчитываться.

Бахрам Батыев
# 4367
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#