«Если Баку загонит армян в тупик, то дальше им деваться будет некуда…»

«Если Баку загонит армян в тупик, то дальше им деваться будет некуда…»
1 февраля 2011
# 20:00
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с директором энергетических программ центра «Номос» (Украина) Михаилом Гончаром.

- Как Вы оцениваете подписанный на днях в Давосе меморандум «О сотрудничестве в организации поставок азербайджанского сжиженного природного газа на территорию Украины»?


- Президент Азербайджана Ильхам Алиев верно подметил, сказав, что «мы хорошо начали новый год». Конечно, меморандум – это только первый шаг, отправная точка большого пути. Однако есть разночтения в понимании значимости документа, имеющего статус меморандума, между европейской практикой и практикой, принятой на постсоветском пространстве. В европейской практике меморандум или протокол о намерениях означает, что стороны достигли понимания, имеют общие цели и интересы для достижения намеченной цели, но еще не готовы подписать юридически обязывающий документ, например, договор или контракт. А на постсоветском пространстве часто считают, что меморандум – это некая бумажка, о которой вспомнят, когда она понадобится.

Подписанный в Давосе меморандум имеет стартовое значение, но важно здесь другое, а именно: последуют ли за ним конкретные шаги, которые будут преследовать цель перенести все в разряд какого-то, по крайней мере, рамочного договора.

Конечно, есть определенные сомнения и у азербайджанской стороны, связанные с тем, что люди с украинской стороны, поставившие свои подписи в меморандуме, относятся к той категории людей, которые однажды уже подвели Азербайджан. Я имею в виду проект по транспортировке азербайджанской нефти в Украину и Центральную Европу по нефтепроводу Одесса-Броды. Тогда азербайджанская сторона была готова участвовать в этом проекте, а украинская в лице правительства, которое тогда возглавлял нынешний президент Виктор Янукович, вдруг решила изменить направление работы нефтепровода с Одесса-Броды на Броды-Одесса для транспортировки российской нефти.

Ирония судьбы заключается в том, что сейчас те, кто в свое время проект реверсировал, теперь вынужден расхлебывать свои недальновидные шаги.

Я понимаю, что есть вопрос доверия к последовательности действий украинского партнера. Есть и нерешенный вопрос, связанный с задолженностью - примерно 5 миллионов долларов - за поставки нефтепродуктов из Азербайджана в Украину 10 лет назад. Сумма, конечно, мизерная, но от нее на протяжении всего десятилетия неприятный эффект, который всегда проявляется во время очередных заседаний межправительственных комиссий.

Поэтому, по поводу подписанного в Давосе меморандума у меня есть определенная доля скепсиса. В дальнейшем для обеих сторон это может стать своеобразным тестом, направленным на то, чтобы выяснить: насколько они готовы действовать стратегически или же в Давосе они действовали ради коньюктуры. Причем, с обеих сторон. Для украинской стороны азербайджанский газ хорош с точки зрения диверсификации поставок в свете невыгодных условий контракта с «Газпромом», предусматривающим увеличение объемов приобретаемого у России газа.

С азербайджанской стороны также ведется определенная игра. Баку довольно искусно ведет игру по повышению градуса конкурентной борьбы между потенциальными потребителями с целью повысить цену своего природного газа. В этом смысле предложение украинской стороны выгодно, так как оно позволяет показать: вот, смотрите, Украина тоже хочет нашего газа.

С точки зрения ведения бизнеса, эта игра правильная. Но тут главное не заиграться.

- Кстати, «Газпром» увеличивает объемы закупки азербайджанского газа. Как Вы считаете, насколько вероятно, что Баку в какой-то момент согласится продать российскому монополисту весь свой свободный газ?

- Может быть, у кого-то в Баку и могут быть подобного рода соображения, но я думаю, что, в конечном счете, это маловероятно. Причин тут несколько.

Во-первых, вряд ли подобная сделка по зубам «Газпрому» в его нынешнем финансовом состоянии. Обратите внимание, речь ведется о небольших, символических объемах закупки азербайджанского газа. В принципе, эти закупки в сегодняшних условиях невыгодны «Газпрому», так как, по сути, он за них переплачивает.

Во-вторых, давайте представим, что Баку все-таки согласился продать «Газпрому» весь объем свободного газа. Москва пошла навстречу, подписала с Баку долгосрочный контракт. Что получится в результате? За ответом ходить далеко не надо, достаточно вспомнить ситуацию с Туркменистаном, у которого Россия также намеревалась закупать весь свободный газ. Это намерение больно ударило по карману «Газпрома», поэтому после «внезапной» аварии на газопроводе, он так и не восстановил прокачку.
Вот поэтому я и подчеркнул важность того, чтобы Баку не заигрался и не повторил туркменский прецедент. К тому же необходимо учитывать, что в таком случае будут серьезно испорчены отношения Баку с Европой. А поддержка ЕС имеет важное значение в карабахском вопросе.

Как бы то ни было, только европейский рынок может предложить и стабильный спрос, и высокий уровень цен.

- Вы не исключаете, что взамен газа Москва может предложить решение самой больной азербайджанской проблемы? Я имею в виду Нагорный Карабах.

- Теоретически, такой сценарий предположить можно. Я не исключаю, что где-то за кулисами такие варианты рассматриваются. Но, вариант «газ в обмен на территории» не имеет права на жизнь, так как ключ от карабахской проблемы не находится в Москве. Рассчитывать на то, что Россия нажмет каким-то образом на Армению и будет тем самым стимулировать армян к тому, чтобы вопрос Карабаха был решен путем возврата к статус-кво, не стоит. Это несерьезно, так как Россия не пойдет на это, менять Ереван на Баку в качестве стратегического партнера Москва не готова. Если в Баку у кого-то имеются иллюзии насчет того, что подобный шаг возможен, то это не более чем иллюзии.

Да и Армения не является субъектом Российской Федерации, чтобы принимать к исполнению все, что скажут в Москве. К тому же, в критической ситуации «НКР» может оказаться не настолько управляемой из Еревана, как это видится многим сейчас. Вряд ли Армения, в случае приношения ее в жертву, останется бессловесным и неактивным участником. В любом случае, мы сразу же получим «горячий конфликт» с непредсказуемыми последствиями.

Несомненно, в России найдутся желающие поэксплуатировать такую карту, и попытаться склонить Азербайджан к такому варианту.

- Но ведь возможно же будет добиться хотя бы невмешательства России в случае возобновления военных действий в Нагорном Карабахе?

- Да, наверное, в идеале это максимум, на что может рассчитывать Баку. Но Азербайджану все равно пока не стоит начинать военные действия, результат которых непредсказуем. Международное право на стороне Азербайджана, оно признает его территориальную целостность.

Азербайджан целенаправленно на протяжении последних 7 лет наращивает свой военный потенциал.

- Кстати, не без помощи Украины…

- Совершенно верно. В этом плане у нас всегда были союзнические отношения, в Украине никто и никогда на официальном уровне не ставил под сомнение территориальную целостность Азербайджана.

Но, тем не менее, от войны Азербайджану все же лучше воздержаться. Азербайджану необходимо учитывать, что самым опасным противник становится тогда, когда его загоняют в угол. Если Баку загонит армян в тупик, то дальше им деваться будет некуда, и события будут развиваться уже в непредсказуемом ключе.

- Какой же рецепт урегулирования конфликта Вам кажется более приемлемым?

- Азербайджану необходимо развивать экономику. По всем экономическим показателям он намного опережает Армению. А война в нынешних условиях подорвет реализацию тех проектов, которые являются гарантом экономического развития Азербайджана.

Рецепта успеха в решении карабахского конфликта нет. Необходимо и дальше вести переговорный процесс. Время работает не на Армению, а на Азербайджан. Может быть, на данном этапе Баку следует сосредоточиться на освобождении 7 исконно азербайджанских районов. Правда, вряд ли армянская сторона пойдет на освобождение Кельбаджара и Лачина. Тут необходимы компромиссы.

Армянская позиция весьма уязвима. Если по Карабаху есть большая группа вопросов, то в ситуации с 7 азербайджанскими районами имеет место чистая оккупация.

Азербайджану также необходимо учитывать и армянскую диаспору, которая имеет большие возможности в США и в Европе. В случае войны, важнейшее значение будут иметь не столько сами факты, сколько их интерпретация. Азербайджану необходимо принимать этот фактор во внимание.

Бахрам Батыев
# 3189
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#