«Посредник», которого врагу не пожелаешь – Пара слов о лицемерной политике Ирана в отношении Азербайджана

«Посредник», которого врагу не пожелаешь – Пара слов о лицемерной политике Ирана в отношении Азербайджана
12 октября 2022
# 18:10

За послевоенным периодом Карабахской войны 2020 года наблюдают многие политические силы. Наиболее деятельные из них не хотят ограничивать себя малым, а потому стремятся участвовать в качестве переговорщиков. Как говорится, пушки замолчали, слово за дипломатами.

Турция, Россия, США, Евросоюз, Франция и другие страны, так или иначе, предлагают свои посреднические услуги или уже активно в них участвуют.

Но сейчас речь пойдет об историческом соседе Азербайджана – Иране. О его роли, чаяниях и реалиях в армяно-азербайджанском территориальном конфликте.

Поводом подумать об этом для Vesti.az стало недавнее заявление советника Верховного лидера Ирана по международным вопросам, экс-главы МИДа ИРИ Али Акбар Велаяти, сделанное в интервью одному из российских СМИ.

Так, на вопрос о готовности Тегерана быть посредником в отношениях между Ереваном и Баку, Велаяти ответил: «Да, конечно».

Признаемся, что ответ экс-министра МИД Ирана заставил вздрогнуть. Пытливый читатель задастся вопросом: почему?

Для ответа потребуется небольшой экскурс в историю. Дело в том, что в далеком 1992 году главным посредником между Азербайджаном и Арменией являлся Иран. И именно тогда главой МИД Ирана был Али Акбар Велаяти.

Если кратко описать «челночную» дипломатию Велаяти, то его первая попытка после посещения Баку, Еревана и Карабаха принесла хороший результат – стороны договорились о прекращении огня с 27 февраля. После чего Велаяти едет в Гянджу для того, чтобы дождаться вступления договоренности в силу. Но, воспользовавшись этим, армяне не отступили от своего плана и уже 26 февраля провели спецоперацию по оккупации стратегически важного города Ходжалы, подвергнув его население геноциду.

Неудачные переговоры, приведшие Азербайджан к ужасной трагедии, не остановили Иран, и он предпринял вторую попытку усадить противоборствующие стороны за стол переговоров. И казалось, что попытка увенчалась успехом.

8 мая 1992 года в Тегеране состоялась встреча на высшем уровне исполняющего обязанности президента Азербайджанской Республики Ягуба Мамедова с президентом Республики Армения Левоном Тер-Петросяном при посредничестве президента Ирана Али Акбара Хашеми Рафсанджани. Примечательно, что в подписанном «Совместном заявлении глав государств в Тегеране» были указаны встречи и темы переговоров, а также отмечено желание урегулирования переговоров исключительно мирными методами со ссылкой на международное право.

Но опять армянские сепаратисты, воспользовавшись моментом, буквально через несколько часов начали спецоперацию по оккупации городов Шуша и Лачин! Как вспоминал в одном из своих интервью Ягуб Мамедов, эту новость ему передали уже в аэропорту.

Ситуация с переговорами у Ирана повторяется – во второй раз, как в первый!

Естественно, все призывы МИД Ирана следовать достигнутым договоренностям армянами игнорировались.

Поэтому последствия неудачной тегеранской посреднической политики ассоциировались в азербайджанском обществе, пожалуй, как с самыми страшными событиями I-ой Карабахской войны.

Тем более, что после оккупации 20 процентов земли Тегеран не стал разбавлять горечь поражения Баку сладкой пилюлей. Наоборот, на тот момент у Ирана волшебным образом оказалось больше точек соприкосновения с оккупантом азербайджанских земель. В связи с чем, в противовес Турции, которая закрыла границу с Арменией до лучших для Азербайджана времён, Иран стал «дорогой жизни» для практически изолированной от мира Армении.

За все время оккупации иранские власти ничуть не смущал даже тот факт, что оккупированная территория Азербайджана стала альтернативной дорогой, соединяющей ИРИ с Арменией и Карабахом.

Таким образом, за все годы изоляции, а это почти 30 лет, Иран фактически взял на себя роль союзника Армении, которую он не только не скрывал в годы оккупации, но и сейчас пытается ярко продемонстрировать, напоминая Азербайджану о какой-то «исторически древней» границе между ним и Арменией.

Странность заключается в том, что Иран ни разу за время оккупации не задался вопросом, до каких пор вдоль Аракса будет слышна речь кочарянов, саргсянов и еще каких-то гижларянов.

Было очень печально наблюдать, как некогда переговорщик, отбросив все правила восточного приличия, откровенно сотрудничает с агрессором и помогает ему фальсифицировать историю Азербайджана.

Так, например, Голубую мечеть (Гёк мечеть) в Ереване и мечеть Гевхар-аги в Шуше армяне в годы оккупации выдавали за персидские, и Иран с этим соглашался. Таким образом, с легкой руки Ирана стиралась память о присутствии азербайджанцев на этой территории, а иранская сторона для армян официально комментировала «необоснованные претензии Азербайджана на иранское культурное наследие на территории Еревана и Шуши»!

Возмущает и следующее заявление бывшего министра иранского МИД:

 «Любое нарушение какой-либо страной границ соседней вызывает рост напряжения в этом регионе и разжигание локальных войн, первый результат которых – присутствие стран-провокаторов, например, США и Израиля, под предлогом установления прекращения огня использующих ситуацию с выгодой для себя».

Интересная ремарка: Баку привык к громким высказываниям с необоснованными претензиями со стороны Парижа, но со дня окончания освободительной войны недовольную мину Баку стал лицезреть и со стороны Тегерана.

Как-то неудобно объяснять маститому иранскому дипломату, что претензию по теме «присутствие стран-провокаторов, например, США» необходимо направить прямиком через «древнюю историческую границу» в Ереван, который недавно принимал со всеми почестями третьего человека в Штатах Нэнси Пелоси.

Молчание Ирана Армения восприняла как призыв к дальнейшему действию, и выклянчила у Евросоюза гражданскую миссию. Теперь на армянской стороне на условной границе с Азербайджаном будут шастать европейцы. И что-то до сих пор не слышны заявления от ИРИ, типа «под предлогом установления прекращения огня использующих ситуацию с выгодой для себя» и «французский легион» мониторит «историческую древнюю границу между Ираном и Арменией».

Возвращаясь к заявлению о посредничестве Велаяти хочется спросить: а как он объяснит участие в 44-дневной войне наемников из Ирана на стороне оккупанта?

Об этом факте накануне во время брифинга заявил старший помощник Генерального прокурора по особым поручениям Ильгар Сафаров. Он также отметил, что их личности были установлены в результате оперативно-следственных мероприятий для розыска и привлечения к ответственности по законам Азербайджана за совершенные ими преступления.

Хорош посредничек, однако.

С учетом вышесказанного, вспоминается специальное исследование анатомии лицемерия в иранской политике, проведенное BBC Travel несколько лет назад. В статье под названием «Показная вежливость - иранские правила этикета» отмечалось, что одно из непонятных правил в иранском обществе - это форма искусственной вежливости.

Согласно этим правилам, люди выражают свои настоящие желания в форме, полностью им противоположной. Вместо «да» они говорят «нет», «не хочу» вместо «хочу». «Хоть так называемая искусственная вежливость подразумевает скромность, заботливый подход, но так как эти правила этикета построены на лжи, они падают в глазах», - отмечал корреспондент BBC.

«Я вручил водителю оплату в 250 000 риалов, о которой мы договорились заранее. Водитель настойчиво начал говорить, что «не возьмет деньги». Я был шокирован. Мой гид Рза объяснил мне, что не нужно возвращать деньги, надо обязательно дать их водителю. Мол тот так проявляет вежливость. Хоть он говорит, что не возьмет, на самом деле он дает понять, чтобы вы оставили тут деньги и уходили», - приводил пример корреспондент.

Уильям О'Биман из BBC отмечал, что концепция, которая, как утверждается, была создана с кажущейся позитивной целью, имеет негативный оттенок, поскольку предназначена для злоупотреблений. Самое опасное - то, что она применяется не только в мелких бытовых отношениях, сделках по купле-продаже, но и во внешней политике иранского государства.

Точно так же и с иранскими официальными лицами: их слова не совпадают с их действиями. И самым наглядным образом это наблюдается на примере отношений с Азербайджаном.

А пока реакция на хоть и декларативную инициативу экс-министра МИДа Ирана о посредничестве ожидаема, как говорят в Баку: обжегшись на молоке, мы вынуждены дуть на воду…

 

 

# 12867
avatar

Севиндж Сараблинская

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#