Жена бывшего высокопоставленного азербайджанского чиновника живет в доме для престарелых

Жена бывшего высокопоставленного азербайджанского чиновника живет в доме для престарелых
6 августа 2011
# 15:00
Наверное, многие люди на закате своих лет мечтают о том, чтобы завершить свой жизненный путь в домашней обстановке, среди родных, близких и друзей, которые и проводят их в последний путь. Многие мечтают, но, к сожалению, не всем предоставляется такая возможность.

Есть категория людей, которые, столкнувшись с жестокими превратностями сложной штуки под названием жизнь, в преддверии перехода в иное состояние оказываются в полном одиночестве. Часть таких людей оказываются на улице, где и умирают в нищете, другим везет немного больше. Брошенные родственниками и близкими, а иногда и просто, не от хорошей жизни пожилые люди стучатся в двери своего последнего пристанища – дома для престарелых.

В Баку тоже есть подобный дом для престарелых, который находится в поселке Бильгя, где я на днях побывала. Дом располагается на территории, огражденной каменным забором. Этот забор как бы отделял мир одиноких и брошенных людей от внешнего мира, где все шло своим чередом.

Огражденная территория представляет из себя не радующую глаз картину, на которой рядом с пансионатом и подсобным помещением, шла расчистка участка снесенного старого здания. После завершения расчистки территории, планируется снесение также и пансионата, после чего будет построен новый комплекс. Участок, отведенный под пансионат для ветеранов войны и труда, отнюдь не отличается обилием зеленых насаждений.

Во время посещения я побеседовала с директором пансионата инвалидов войны и труда Бахрузом Алмадатовым и постояльцами дома для престарелых. В беседе со мной Б.Алмадатов рассказал немало интересного о самом пансионате и его обитателях.

«Раньше это был дом престарелых, куда в 1986 году, меня, выпускника Медицинского института, окончившего с дипломом отличия, как молодого специалиста, направили сюда на работу. Мне тогда было 26 лет. Некоторое время я проработал врачом, а потом назначили директором», - начал свою беседу Б.Алмадатов.

В беседе с директором пансионата выяснилось, что для постояльцев тема семьи является закрытой, о которой они не любят говорить. Им неприятно рассказывать о том, что от них отказались. Но как бы они не пытались скрыть истинную причину, все их попытки оказываются тщетными.

«Это для них болезненная тема. Как вы сами видите, наши постояльцы люди советского периода. И мое личное мнение таково, что они так и не смогли приспособиться к современному миру, у них другие ценности, они выросли и прожили в другое время.

Сегодня они не видят ту заботу от своих детей, которую в свое время оказывали своим родителям. По этой причине, не выдержав суровых реалий жизни, они вынуждены искать приют в нашем пансионате», - сказал он.

По его словам, общее число постояльцев составляет 166 человек, но в настоящее время в пансионате 163, а 3 находятся в гостях. «На территории пансионата находятся два корпуса, в одном из которых живут семейные, в другом - одинокие. За последнее время увеличилось число желающих поселиться в доме престарелых. В настоящее время среди постояльцев большинство женщин, но в последнее время наблюдается наплыв мужчин», - отметил директор пансионата.

По словам директора, если раньше желающие обращались напрямую к ним, то в настоящее время документы рассматриваются министерством труда и социальной защиты, и после проведения соответствующей проверки, они направляются в пансионат.

Директор пансионата сказал, что о постояльцах заботятся не только при жизни. «У большинства из наших постояльцев имеются родственники, близкие, друзья, и после их смерти они забирают и хоронят их. Одиноких же или тех, от которых отказались родственники, мы после их смерти хороним на местном кладбище. Кстати, нередко были случаи, когда родственники умерших постояльцев поминки справляли в самом пансионате», - подчеркнул Б.Алмадатов.

Далее наш собеседник сказал, что за последний год скончались 7 постояльцев пансионата.

«Несколько лет назад в возрасте 113 лет умерла самая престарелая постоялица. Вынужденная переселенка из Ходжалинского района, Гюлистан ханум, была родом из Агдашского района. Выйдя замуж, она переехала в Ходжалы, где жила до известных событий. Во время трагедии она потеряла родных и близких, а детей у нее не было. Оставшись одна на белом свете, она нашла пристанище у нас, это был ее дом»,- рассказал он.

Директор также добавил, что после смерти кого-либо из постояльцев, в случае, если им не оставлено завещание, то из-за его имущества, купленного на его скудную пенсию, начинаются разборки между его родственниками…

Перейдя с минорной ноты на мажорную, он сказал, что постояльцы проживают в одно- и двуместных комнатах.

«В каждой комнате имеются кровати, холодильник, телевизор, шкаф, шифоньер. Государством выделяется одежда- пальто на 5 лет, плащ на 4 года, обувь выдается по мере изнашивания.

У нас нет специального режима, предписывающего строгие правила, за исключением вопросов трехразового питания. Это у нас строго», - отметил директор.

По словам Б.Алмадатова, они испытывали острый недостаток с водоснабжением, но к счастью эта проблема уже решается, проводится новый водопровод.

«Зимой у нас все время тепло, своя котельная, работающая на солярке. До наступления холодов мы запасаемся топливом, ведь сами знаете зимой большие проблемы с подачей газа, поэтому мы перешли на солярку. Ведь наши постояльцы пожилые люди и неустойчивы к холоду, любят тепло», - подчеркнул директор.

В ходе беседы мы также узнали, что ежемесячное содержание одного постояльца обходится государству в среднем в 273 маната.

«Пансионат находится на балансе Министерства труда и социальной защиты населения. Отмечу, что со стороны международных гуманитарных организаций нам не оказывается никакой помощи, так как у них отсутствуют программы по оказанию помощи и поддержки домам престарелых. Что касается помощи меценатов, то мы принимаем лишь в том случае, если все наши постояльцы получат подарки. Если они желают сделать приятное, то или пусть всем делают, либо никому. Потому что, если один получит подарок, а другой нет, то он может обидеться, сами понимаете, пожилые люди очень ранимые. Мы не обделяем вниманием и заботой отдельно кого-либо из наших постояльцев», - сказал Б.Алмадатов.

Он также затронул и вопрос лечения постояльцев. «У нас нет своей поликлиники, и постояльцы проходят лишь амбулаторное лечение, но в случае необходимости стационарного лечения, мы их отправляем в одну из городских больниц. Кроме того, как инвалидам, так и пожилым в год по нескольку раз министерство труда и социальной защиты выделяют путевки в различные санатории в Азербайджане и за рубежом. К примеру, один из наших постояльцев отдыхает в Набрани, другой находится в Саки (Украина), также наши пожилые постояльцы проходят лечение в кардиологическом санатории в Бильгя», - рассказывает он.

Как сказал Б.Алмадатов, среди постояльцев немало известных людей с высшим образованием. Среди постояльцев нашего дома были известные люди. «К примеру, Ульвия ханум, которая в свою бытность была известным рентгенологом в Азербайджане. Также был один постоялец, который в свое время работал на ответственных должностях. В настоящее время среди наших постояльцев немало деятелей науки. Ввиду того, что есть и набожные люди, есть молельня», - сказал он.

По его словам, ввиду того, что люди пожилого возраста чаще других испытывают психологические трудности, то им как никому другому, необходима психологическая помощь.

«Около 20 лет назад произошло самоубийство, один из постояльцев, из Геокчайского района повесился. Он был астматиком, и болезнь его настолько замучила, что он решил свести счеты с жизнью. Именно поэтому мы не раз поднимали вопрос о психологической помощи, и в будущем нам должны выделить штат психолога»,- добавил Б.Алмадатов.

В рамках госпрограммы соцразвития Баку и бакинских сел к 2013 году на месте старого пансионата откроется новый комплекс, который будет называться домом для пожилых, отвечающий современным стандартам. Первый этаж нового жилого комплекса, рассчитанного на 240 человек, будет отведен под поликлинику.

Директор пансионата отметил, что для того, чтобы разнообразить монотонную жизнь в доме престарелых периодически устраиваются различные мероприятия, концертные программы. «К нам часто приезжают с концертами такие певицы, как Айгюн Кязымова и Роя, которые абсолютно безвозмездно доставляют минуты радости нашим постояльцам. Кроме того, для них устраиваются спортивные состязания, как шахматы, шашки, нарды и другие», - отметил он.
Он также отметил, что трудоспособные лица обеспечиваются работой на полставки.

На вопрос, разрешается ли постояльцам выходить за пределы территории пансионата, директор ответил следующим образом:

«Естественно. Ведь наше учреждение не является закрытым. Это их дом, и они могут покидать его, когда захотят. Но, если кто-либо уходит с ночевкой или на несколько дней погостить у родственников или друзей, то перед этим они в письменном виде нас уведомляют и оставляют свои контакты».

Как оказалось, в доме престарелых одинокие люди, брошенные родственниками, находят себе здесь вторую половину. По словам Б.Алмадатова, число соединивших свои судьбы пар достигло отметки 10, большинство из которых состоят в религиозном браке.

-А споры между постояльцами случаются?

-Бывают. Из-за нардов, шашек, шахмат, порой из-за недостаточного, по их мнению, внимания к ним. Одним словом, пожилые люди, ведут себя как дети. К примеру, если кто-то угощает меня, скажем, яблоком, я отказываюсь, то он ищет под этим какую-то скрытую причину, или думает, я обиделся на него. Одним словом, скучать не приходится.

Побеседовав с директором, я решила разговорить непосредственно самих постояльцев. Первой моей собеседницей стала Лидия Самедова, сидевшая в одиночестве в беседке пансионата. В отличие от своих сверстников, которые не прочь поговорить по душам, вне зависимости от того, кто их собеседник, Л.Самедова была на удивление немногословна.

По ее словам, вот уже как 6 лет она живет в пансионате, имеет 2 сыновей и дочь. «Один сын живет в Москве, другой в Баку. Второй сын живет на съемной квартире, чтобы их не теснить, мне пришлось прийти сюда. Дочь замужем. Несмотря на то, что я здесь, не чувствую себя одинокой. Дети не бросили меня, часто навещают.

-Как вам здесь живется?

-Неплохо. Слава Богу, жаловаться не на что. Кормят хорошо, одежду дают, у меня самой тоже были вещи, которые с собой прихватила, когда пришла сюда. Отношения с другими постояльцами хорошие…


Зайдя в библиотеку пансионата я встретила там еще одного постояльца, сидевшего с аккордеоном. 84-летний Григорий Сапунов, так он мне представился, живет здесь уже 29 лет.

«Я инвалид по здоровью, страдаю полиомиелитом, в 2-летнем возрасте переболел. До смерти матери я был у нее на попечении. После ее смерти я остался один, вот и пришлось поселиться в пансионате. Пять лет жил в пансионате в Мардякане, потом сюда перевели. Мне было 50 лет, когда я потерял мать»,- рассказывает наш собеседник.

Кстати, как оказалось, в свое время он печатался в отечественных СМИ. Он также пишет рассказы. Когда- то одно из произведений, в котором вкратце отражена автобиография автора, было одобрено великим азербайджанским поэтом Самедом Вургуном.

По его словам, в пансионате он познакомился со своей женой, «моей Верочкой», как он нежно и с любовью называет свою супругу. Они знакомы 25 лет, а 17 лет как состоят в официальном браке.

«В этом месяце мы намерены отметить свой юбилей нашего знакомства. Люди ставят мне в укор, что я намного старше моей Верочки. И что же в этом зазорного? Нам же не рожать детей, мы просто нужны друг другу»,- добавил он.

Он также доволен своей жизнью в этом доме. «На жизнь не жалуюсь. Раньше у меня пенсия была 94 маната, потом прибавили, сейчас 152 манатов получаю, и работаю на пол-ставки. Я универсал. Я и музыкант, и фотограф. Раньше машинка была, печатал на ней. Когда к нам приходят гости, я и для них играю. Для вас тоже могу исполнить фокстрот на аккордеоне, когда-то на свадьбах играл песню «Розамунда», здесь тоже играю. Я человек веселой натуры, и если кому-то грустно, то идут ко мне. К примеру, придет к нам новая старушка, я ее «сватаю». Говорю, бабуленька вы новая, да, отвечает она. Я ей говорю: «Знаете, у нас один старичок приличный такой есть, жениться хочет. А какой он из себя, спрашивает она, а я в ответ: «Он денежный». А она, тоже, шутя: «Ой, хорошо, подумаю».

-И скольких вы так поженили?

-Почти что всех, кто всерьез воспринимает мои шутки (смеется)…

Кстати, следует отметить, что в библиотеке, где я беседовала с Г.Сапуновым, собраны книги советского периода. Дело в том, подавляющее большинство постояльцев не знают латиницу, и поэтому все собранные книги напечатаны на кириллице.

Во время посещения пансионата я побывала в гостях у вынужденной переселенки из Джабраильского района Рахили Алекберовой.

«После оккупации родных земель я вместе с родными поселилась в доме у родственников, но потом мне пришлось переселиться в пансионат. Вот уже 7 лет как я здесь. Этот пансионат стал для меня родным домом. Моя соседка по комнате Миная из Габалинского района. Она пришла сюда в сентябре прошлого года. Мы с ней как сестры сблизились»,- сказала Рахиля хала.

А Минайе хала из-за стесненных жилищных условий пришлось покинуть родной очаг и приютиться в пансионате. «Нас в семье 8 человек. А жилплощадь небольшая, вот и пришлось мне искать приют в этом пансионате. Кстати, совсем недавно я, спасаясь от бакинской жары побывала в гостях у своих близких в Габале», - сказала она.

Сафура хала, беженка из Армении, жила в Ереване, но после начала армяно-азербайджанского конфликта она, обменяв свою ереванскую квартиру на бакинскую, переехала в столицу.

«Племянники путем обмана переписали мою квартиру на себя и продали, а меня бросили на произвол судьбы»,- говорит Сафура хала.

В конце концов, она оказалась в доме престарелых, где немало таких же обездоленных как она.

Порой, к пристани дома престарелых причаливают не только лодки одиноких и обманутых родственниками и близкими людей. Среди них встречаются и те, кто не выдерживают «счастья» семейной жизни. К таким относится и Рамиз дайы – Захидов Рамиз, 1941 года рождения, который из-за семейных проблем оказался среди постояльцев. Ведь мегеры встречаются и сегодня, несмотря на мифический образ этого персонажа, давно уже ставший именем нарицательным.

«Я родился в семье интеллигентов, отец был врачом, мать – учительницей. Я сам инженер по образованию, окончил АЗИ (АГНА-ред.), долгое время проработал на различных ответственных должностях. В годы перестройки работал на Нефтяных камнях. У меня трое сыновей, славные парни, но жаль, им не повезло с матерью.
В 2005 году благодаря матери своих детей я оказался здесь.

У нас с ней разный уровень интеллекта. За все годы супружества она не проявляла любви и уважения ко мне как к главе семьи, отцу ее сыновей и спутнику жизни. Если бы не мои сыновья, я давно ушел бы, но не мог этого сделать, не обустроив своих сыновей.

Прошли годы, я, выполнив свой отцовский долг, покинул свой дом»,- рассказал Рамиз дайы. Но как говорится, нет худа без добра, здесь Рамиз дайы нашел свою половину, Лену ханым, которая вот уже 4 года живет в пансионате.

«Она привлекла меня своей скромностью, застенчивостью. Этими и другими положительными качествами завоевала мое сердце. И мы связали свои судьбы. Я не собираюсь покидать ни ее, ни этот дом, где мы встретились»,- сказал Рамиз дайы.

Следующей моей собеседницей была Мария Ивановна Апол, которая в пансионате проживает 3,5 года. «У меня в семье два инвалида, сын и невестка глухонемые. В 35 лет я его женила, у него I группа инвалидности, у снохи – II группа. Жили мы в 1-комнатной квартире, когда у них родилась дочь, я себе дала слово, что когда девочка пойдет в 1-ый класс, чтоб не стеснять их, я уйду. Пусть они будут жить своей жизнью, а я здесь доживу свои дни. Моя внучка Маша, ее назвали в мою честь, не знает, что я живу в доме престарелых. Я ей обещала, что когда ей исполнится 12 лет, все расскажу.

Я не хочу травмировать свою внучку. Но я хожу к ним, иногда с ночевкой, невестка часто в гости зовет. Я ветеран труда, имею более 47 лет трудового стажа. В 1993 году, после закрытия обувной фабрики, вышла на пенсию. Моя соседка по комнате и подруга, Наталья Гасановна, она преподавала в университете.

Во время нашей беседы к нам присоединилась и Наталья Гасановна.

«15 сентября прошлого года я попала сюда. Я бывший преподаватель, доцент кафедры общего русского языкознания, 45 лет проработала в Славянском университете, за что и получаю неплохую хорошую пенсию. Мой муж Вагиф Гасанович Садыхлы, в бытность свою работал начальником Управления гражданской авиации Азербайджана. У меня есть дочь, которая живет и работает в Турции. Я не хочу говорить о причинах и обстоятельствах, побудивших меня прийти сюда.
Меня часто навещают мои студенты, и даже купили мне в подарок телевизор»,- рассказала она.

Но среди постояльцев есть и такая семья, которая оказалась без крыши над головой не по своей воле, а в результате обмана руководства одной из строительных компаний.

Супружеская пара Талыбовых стала жертвой аферы строительной компании «Супер иншаат».

Как рассказал Мирабуталыб Талыбов, эта компания заплатила небольшую часть денег за то, чтобы они продали свой отцовский дом, но остальную львиную долю сумму выдать отказалась. Вскоре деньги закончились, и у него не осталось средств платить за съемную квартиру. Тогда М.Талыбову со своей женой пришлось обратить взор в дом престарелых...

Я покидала этот уголок, в котором нашли свое последнее прибежище люди по той или иной причине оказавшиеся на обочине жизни, с противоречивыми чувствами, клокочущими у меня в груди. Действительно, очень сложно определить, счастливы эти люди, вынужденные доживать свои годы в пансионате, а не в собственном доме, или нет. Никто из моих собеседников не жаловался на жизнь в пансионате, но, честно говоря, я лично думаю, что никакой второй дом, как бы в нем не было хорошо и уютно, не заменит первый. Это все равно, что заменить Родину второй.

Вафа Фараджова
# 14801
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#