Россия вновь «хочет мира» на Южном Кавказе: «Господи, сохрани от таких друзей…» — ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Россия вновь «хочет мира» на Южном Кавказе: «Господи, сохрани от таких друзей…» — ТОЧКА ЗРЕНИЯ
14 июля 2025
# 17:00

Российский предприниматель армянского происхождения Самвел Карапетян, арестованный по обвинению в призывах к свержению конституционного строя Армении, заявил о намерении создать собственную политическую силу.

Заголовками подобного содержания пестрят армянские СМИ, словно возвещая о коренных переменах в идеологической парадигме армянской общественности. Подспудно, как бы увязывая «светлое будущее» под «российским зонтиком».

Казалось бы, новость из разряда проходных — бизнесменов с политическими амбициями в постсоветском пространстве всегда хватало. Но в данном случае не все так просто.

«Уши», которые торчат за Карапетяном, настолько очевидны, что даже знаменитая русская ушанка их не скроет.

Вполне очевидно, что создание очередного «армянского мессии» необходимо рассматривать в контексте попытки России сохранить хотя бы остатки влияния на Южном Кавказе.

Согласитесь, что Москва за последние годы сделала стратегическую ошибку: погнавшись за несколькими «зайцами» одновременно, она недооценила сложность региональных процессов.

Как известно, фантастический замысел России захватить Киев за три дня с оглушительным треском провалился. Мало того, Кремль умудрился свести на нет традиционную для России имперскую формулу: «разделяй и властвуй». До последнего времени эта политическая аксиома себя оправдывала. Однако в изменившейся системе геополитических координат она дала сбой.

И, пожалуй, наглядным примером того, что старыми методами ужиться в новых реалиях невозможно, стала встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в ОАЭ — без участия Москвы, без «старших» и без посредников.

Это был прямой вызов не только России, но и Западу, который тоже привык считать себя незаменимым арбитром в этом регионе. Алиев и Пашинян продемонстрировали, что могут обсуждать будущее Южного Кавказа без внешних игроков.

Тем не менее, Москва упорно делает вид, что все идет по четко намеченному ею сценарию.

Так, заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин вновь предлагает «sодействие в урегулировании».

«Россия готова внести вклад в урегулирование отношений Еревана и Баку. Мы полагаем, что по этим направлениям и надо двигаться: подготовка мирного договора, разблокирование экономических связей и транспортных коммуникаций в регионе, делимитация границ с последующей демаркацией, налаживание диалога между гражданскими обществами и парламентами Армении и Азербайджана.

И, конечно же, российская сторона, как один из участников трехсторонних договоренностей, готова и далее вносить свой вклад в их реализацию. Естественно, в той форме, в какой это будет удобно обеим сторонам», — заявил Галузин.

Нет уж, увольте. Как говорится, и Азербайджан, и Армения сыты по горло российским «миролюбием».

Излишне говорить о том, что сегодня Москва тщетно пытается играть роль «первой скрипки» на Южном Кавказе. Времена не те, и регион не тот. Ни армяне, а тем более азербайджанцы не спешат возвращаться под российский зонтик.

Напротив, каждый шаг Москвы воспринимается как попытка затянуть процесс, сохранить рычаги влияния или даже спровоцировать новый виток напряжения.

Впрочем, довольно лирики, и вернемся к фигуре Самвела Карапетяна с его инициативой создания новой политической силы.

Наверняка, ни для кого не секрет, что его «возрождение» на политическом поле — вовсе не случайность. Очевидно, что Кремль стремится найти новую точку опоры среди армянской элиты.

Если раньше ставка делалась на Рубена Варданяна — «патриота с печальными глазами», как его окрестили в медиа, — то теперь в фокусе оказался Карапетян.

Его партия — не более чем очередная попытка Кремля встроиться в армянскую внутреннюю политику с намерением «скинуть с кресла» непредсказуемого Пашиняна с его западными замашками и заменить его послушным Карапетяном.

И вроде Москва просчитала все политические ходы, но не учла главного. «Миацумский дух» армянского общества был сломлен после поражения в 44-дневной войне.

44-дневная война, а затем и контртеррористическая операция осенью 2023 года в Карабахе стали холодным душем для многих. Ставка на Москву не принесла ни безопасности, ни политических дивидендов.

Однако Россия с упрямством известного животного продолжает наступать на грабли, при этом не забывая защищать лоб. Но это лишь иллюзия.

Создание партии Карапетяна — это не внутренняя армянская история. Это продолжение геополитической борьбы за влияние в регионе.

Только теперь у России нет солидных козырей. Даже те, кто еще недавно поддерживал Москву, делают ставку на суверенные решения, пусть и с риском, пусть и без гарантий. А любая инициатива с российским «ароматом» сегодня вызывает скорее настороженность, чем интерес.

Таким образом, весь этот ажиотаж вокруг новоиспеченной политической силы во главе с Самвелом Карапетяном — пшик, мыльный пузырь российского производства.

То есть, Карапетян — не спаситель и не национальный лидер. Он — инструмент. Причем инструмент слишком знакомый, чтобы им снова заинтересовались всерьез.

При любом раскладе ясно одно: Москва, оперируя имперским мышлением прошлых веков, в очередной раз ошиблась в расчетах: ей кажется, что можно просто поменять игрока и начать партию заново.

Но правила изменились, и самое главное — изменилось мышление. Армянское общество уже не воспринимает политиков «из Москвы» как гарантов стабильности. Скорее наоборот — как признак того, что стабильность под угрозой.

Как говорится: «Господи, защити меня от друзей, а с врагами я сам справлюсь». Этот принцип сегодня как никогда актуален для стран Южного Кавказа, которые устали от посредников и навязанных решений. И чем раньше это поймут в Кремле, тем меньше будут потери, в том числе и для самих россиян.

# 1839
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА