Политика
- Главная
- Политика
Две войны: сходства и различия. Прогноз и риски для Азербайджана - АНАЛИТИКА
В момент, когда в освобожденном Азербайджанской армией после почти тридцатилетней армянской оккупации городе Шуша проходит международная конференция на тему «Новый мировой порядок: геополитические аспекты и глобальные вызовы», самое время вновь обратить взоры на две региональные войны, являющиеся источником кризиса глобального порядка.
Тем более, что военные конфликты Россия–Украина и Иран–Израиль создают нестабильный стратегический фон и для Южного Кавказа, особенно с учетом наличия общих границ как с Россией, так и Ираном, а также проживающих в обоих странах миллионов соотечественников.
Россия и Украина, Иран и Израиль. Обе войны — симптомы сдвига общемировой безопасности и порядка. И хотя причины возникновения этих войн различны – Украина обороняется от имперской агрессии, Израиль действует на упреждение, однако, по сути, обе страны ведут войны за право на существование в зоне стратегического давления.
И Россия, и Иран хотят уничтожить своих противников, но с небольшим отличием:
- Приверженная имперскому реваншизму Россия стремится вернуть Украину в сферу влияния, не допустить её интеграции с Западом. Для этого она планирует сменить правительство Украины на лояльное себе, уничтожить национальную идентичность украинцев и вернуть «недогосударство» Украину в отчий дом - «русский мир».
- Иран же хочет вообще стереть с лица Земли государство Израиль, их противостояние более глубокое - идеологическое и геополитическое.
Правда, противостояние России с Украиной тоже можно отнести к тому же, но Украина, в отличие от Израиля, слишком велика по площади и по численности населения, и ее легче поглотить, чем уничтожить. Тем более, что украинцы тоже славяне и православные.
Существуют различия и в способах ведения войны и выборе целей. Война России с Украиной имеет характер конвенциональной, она полномасштабная и наземная, а Ирана с Израилем – с учетом отсутствия общих границ - гибридной с элементами асимметричной войны и массированных ударов.
Выбор целей у союзников по «оси зла» - России и Ирана - одинаков: они атакуют «шахедами» и баллистическими ракетами энергетику, гражданскую инфраструктуру и гражданское население, жилые кварталы.
А вот Украина и Израиль, в отличие от них, наносят высокоточные удары по военным целям: складам, штабам, аэродромам, военной логистике и проводят зачастую спецоперации спецназа, а Израиль, в частности, уничтожает ядерные объекты Ирана, специалистов, разрабатывающих ядерное оружие, и командование КСИР.
Тут следует провести аналогию между уникальной спецоперацией Службы безопасности Украины «Паутина» и израильского Моссада «Восходящий лев».
Обе операции были проведены спецслужбами в глубоком тылу врага и по задумке и исполнению не имели аналогов: они были дерзкими, масштабными и более чем результативными. Украина смогла повредить треть авиапарка стратегических бомбардировщиков врага, а Израиль – ликвидировать значительное число инженеров-ядерщиков и руководство иранской армии и КСИР, и даже советника самого Хаменеи, а также ядерные объекты.
Особо следует остановиться на отношении внешнего мира к обоим войнам. С первых дней вторжения российской армии в Украину и терактов 7 октября 2023 года против мирных жителей в Израиле, совершенных прокси-силами Ирана – ХАМАС, мировая общественность и международное политическое сообщество продемонстрировали однозначное сочувствие и Украине, и Израилю. Однако, подвергнувшейся масштабному нападению Украине открыто помогать оружием опасались из-за заведомо сделанных Владимиром Путиным предупреждений о последствиях для Запада, открыто намекая на ядерное оружие.
Правда, впоследствии, Запад, пусть и волнообразно, порционно, без предоставления всего спектра запрашиваемого вооружения, активно помогал Украине как оружием, так и финансами.
Израиль же, традиционно, имел самую высокую поддержку. Даже во время массированной ракетной апрельской атаки Ирана на Израиль американские авианосцы подплыли к берегам Израиля и помогали в отражении ударов.
Но впоследствии, в результате затянувшейся операции против террористов ХАМАС в секторе Газа и большого количества жертв среди гражданского населения по вине хамасовцев, прикрывающихся ими, и создавшегося на территории гуманитарного кризиса, в мире начали раздаваться голоса в защиту палестинского народа, особенно в либеральных сообществах, и даже в самой находящейся тогда у власти Демократической партии. Но с приходом к власти в США республиканцев во главе с Дональдом Трампом, имеющим хорошие отношения с премьером Израиля Нетаньяху, и инициатором Авраамовых соглашений, возникла надежда на более высокую поддержку со стороны Америки.
Трамп, сам же вышедший в свою первую каденцию в 2018 году из заключенной Обамой в 2015 году ядерной сделки с Ираном, решил вернуться к ней, но в обновленной форме, и вступил с ним переговоры. Одновременно Трамп всячески демонстрировал несогласие с позицией Нетаньяху по необходимости немедленных ударов по ядерным объектам Ирана по причине приближения иранских ученых к созданию ядерной бомбы. Однако, по факту оказалось, что Трамп и Нетаньяху ввели в заблуждение иранцев, и Израиль провел более чем успешную операцию с ведома, но без участия Трампа. Даже сторонник Трампа Такер Карлсон обвинил Трампа и назвал соучастником атаки Израиля на Иран.
Каковы же прогнозы касательно обоих войн?
Россия-Украина: ни одна сторона не может победить, эта война на истощение. Справедливого мира при Трампе быть не может, разве что в парламентских выборах ноября 2026 года Палата представителей перейдет под контроль демократов, или Трамп уйдет со сцены, вероятность чего нельзя исключать, судя по множеству его авантюрных и неудачных шагов, с импичментом. Но тогда на смену ему придет не менее склонный к России вице-президент Вэнс.
Иран–Израиль: Израиль способен нанести стратегический урон Ирану, но не уничтожить его влияние. Большой и длительной войны не предвидится из-за отсутствия сухопутных границ между странами, разве что в конфликт включатся другие государства региона. Возможно быстрое перемирие при посредничестве США или Китая – Трамп уже предложил Ирану подписать сделку, а Китай начал прилагать усилия для дипломатического решения конфликта, и глава МИД Ван И уже говорил как с иранским коллегой Аббасом Аракчи, так и израильским коллегой Гидеоном Сааром.
Свои услуги предложил и Путин, его влияние на процессы кажется маловероятным, пока он не согласится на прекращение огня в Украине.
Каков прогноз для Южного Кавказа на фоне этих конфликтов? Конфликты Россия–Украина и Иран–Израиль создают нестабильный стратегический фон, в который Южный Кавказ неизбежно вовлекается.
Азербайджан: возможности и риски
Возможности:
- Роль коридора: на фоне ирано-израильской войны возрастает значение сухопутного пути через Азербайджан (от Турции до Каспия и далее в Центральную Азию). Это усиливает позиции Баку как логистического узла и союзника Запада.
- Военно-политическое сближение с Израилем и НАТО: поставки беспилотников, разведданные, политическая координация на фоне общей угрозы со стороны Ирана.
- Ослабление Ирана и России может дать Баку больше свободы для продвижения интересов в Зангезуре.
Риски:
- Ответ Ирана на сотрудничество Азербайджана с Израилем (провокации на границе, активизация шиитских структур внутри страны).
- Транзит российских и иранских интересов через армянскую территорию может быть переформатирован с учетом желания Москвы и Тегерана сохранить коридоры к югу.
- Возможность гибридных провокаций и давления, в том числе информационных атак и саботажа.
Вероятна активизация давления со стороны Ирана, включая кибератаки, угрозы безопасности в южных районах. Однако параллельно будет усиливаться роль Азербайджана как союзника Запада и Израиля.
Регион — снова «шахматная доска». При правильной игре и умелой дипломатии Баку способен выйти из кризиса геополитически усиленным и превратиться в ключевого регионального игрока.
В Азербайджане представили портал для высококвалифицированных мигрантов
Алиев принял американскую делегацию Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
Первый Высокоуровневый диалог Бакинского Центра состоялся на COP30
План по увеличению семилетнего бюджета ЕС до 2 триллионов евро утверждён
Вице-премьер Армении сообщил о деловых контактах с Шахином Мустафаевым
Верховный Меджлис принял решение об освобождении премьер-министра Нахчывана