Владимир Рыбальченко: Голос Апокалипсиса родом из Баку - ИНТЕРВЬЮ

Владимир Рыбальченко: Голос Апокалипсиса родом из Баку - ИНТЕРВЬЮ
10 мая 2024
# 20:00

Его голосом в русской версии кинопроката говорят Венсан Кассель, Оскар Айзек, Фрэнк Грилло, Венсан Перес, Ален Шаба и многие другие. Портфолио сегодняшнего визави Vesti.az насчитывает более 400 работ в качестве артиста озвучания и порядка 300 режиссерских.

Наш собеседник уже более 25 лет являлся официальным голосом программ Discovery Chanel (известно, что после начала СВО компания покинула РФ-ред.). Один из узнаваемых голосов кинопродукции Netflix (компания также ушла из страны в марте 2022 года-ред.). В настоящее время - федеральный голос российского телевидения.  

Коренной бакинец (что подчеркивает во всех своих интервью-ред.), российский актер и режиссер дубляжа Владимир Рыбальченко о ностальгии по Баку, работе в театрах, видеоиграх и любимых героях.

- Давай сразу проясним для читателя, что мы знакомы с далекой юности, потому я неплохо знала твоих родителей. Насколько я помню, они люди вполне «земных» профессий, мама вообще была главным бухгалтером известного в то время бакинского Военторга. С чего ты вообще решил, что тебе нужно поступать на актерский?

- Ну начнем с того, что мои «земные» родители буквально с шести лет сами же активно и провоцировали этот выбор: во-первых, музыкальная школа; во-вторых, всевозможные кружки и секции во дворце пионеров… А вообще до 5-го класса я мечтал быть летчиком, как дедушка. Но меня больше привлекала гражданская авиация.    

- Насколько я помню, дедушка был летчиком-испытателем?

- Да. Служил в Сальяне в УТАП – специальный летный полк. Дедушка был испытателем, разбился во время тестирования очередного самолета.  Как рассказывали родители, там смогли найти только палец. Но захоронен он был тоже в Сальяне с большими почестями. В детстве на меня история деда и его гибели производила, естественно, огромное впечатление. Но уже к 6-му классу стало понятно, что о небе мне можно не мечтать: слабое зрение, к тому же астигматизм…

А вообще в детстве и юности я объездил весь Азербайджан и ближний Кавказ. Ну, само собой, Сальяны, куда мы часто ездили. Потом Мингячевир, Грозный, в которых жили родственники.

К тому же, начиная с 1-го класса, я пел в хоре мальчиков при Центральном Дворце пионеров и школьников имени Гагарина, и мы постоянно выезжали на гастроли по всем районам тогдашней Азербайджанской ССР.

- То есть можно сказать, что ты на сцене с семи лет?

- Причем не только с хором. Я учился в 82-й средней школе на Монтино. Как ты помнишь, тогда многие школы были под патронажем предприятия или завода.  Так вот, нашим патроном был сам Бакинский завод кондиционеров. А в то время кондиционеры выпускали только у нас и в Японии, и соответственно в Баку часто приезжали всевозможные делегации, в том числе и гости на уровне правительств. После всех официальных протоколов полагался концерт, и с участием школьников. Меня на эти мероприятия «командировали» читать стихи. И несколько раз я выступал перед самим Гейдаром Алиевым…

 - Страшно было?

 - Да не очень. Я же был ребенком, не совсем осознавал масштабы личностей… Потом уже в подростковом возрасте были театр-студия «Романтик», театр-студия «Шанс» …

-  Подожди. Насколько помню, твое знакомство с озвучкой началось раньше?

- Где-то с 5-го класса. Тогда, если помнишь, на аудиокассетах стали выпускать различные учебные пособия для школьников. Условно, мы проходим «Евгения Онегина», и учительница вставляет кассету, на которой голосом известного актера читается произведение из программы. И все бы хорошо, но эти кассеты выпускались очень усеченным тиражом и, соответственно, на «черном» рынке они стоили недешево. Ну и я писал все эти программы не только для своей школы, но и для всего района, для старшеклассников. Начитывал их дома, у магнитофона, был неким учебным пособием…

- Хорошо платили?

- Преимущественно натурой (смеется-ред.). Естественно, что учителя проявляли лояльность, оценивая мои знания, и закрывали глаза на какие-то мелкие проказы.

А зарабатывать на озвучке я уже стал лет в 15-ть, когда после театра-студии «Романтик» попал в театр «Шанс», а там нужна была хоть какая-то корочка, согласно которой ты либо учишься, либо закончил то или иное актерское отделение.

- Я тебе напомню: театр «Шанс» работал при Доме творчества молодежи и являлся полупрофессиональным театром. Поэтому те, кто уже учился в вузах, пошли получать второе образование в Институт искусств, а ты поступил туда же на двухгодичные курсы актерского мастерства, куда брали школьников…

- Кстати, со мной вместе училась Юлия Высоцкая. У нее папа был военный, и они тогда жили в Баку. Потом, правда, став женой Кончаловского, бакинских друзей Юля «не узнавала» … Но речь не о ней. На этих курсах я познакомился и даже подружился с ныне покойным Иосифом Кошелевичем, который мне преподавал и, кстати, в тот период был одним из ведущих артистов Русского драматического театра имени Самеда Вургуна. После уехал в Москву, работал в театре Пушкина…

- Давай немного напомним читателю о Иосифе, еще одном нашем известном бакинце.

- Александринской сцене он посвятил почти 35 лет своей жизни, сколько я помню, всегда преподавал. А телезрителю он запомнился по своим ролям в «Ментовских войнах» и «Улицах разбитых фонарей». Хотя, конечно, Кошелевич это, прежде всего, театр, и его работы на сцене помнят до сих пор бакинские театралы.

Так вот именно Кошелевич и преподал мне первые уроки киноозвучки, причем весьма своеобразным образом. Актеры зарабатывали немного, в том числе и такие, как Иосиф, а потому подрабатывали как могли. Если помнишь, был тогда в Баку кинотеатр «Октябрь». А еще в то время часто привозили фестивальные фильмы, но не все они были продублированы на русский язык. Как правило кинотеатр заключал контракт с актером, которого сажали в будку, вручали ему листы с синхронным переводом и микрофон. Через маленькое окошечко ты видел происходящее на экране и пытался «попасть» в текст.

Иосифу нужно было уезжать на съемки, поэтому в «будку» он притащил меня, а мне тогда было 15 лет, пообещал денег и…убежал. Сказать, что было страшно, это вообще ничего не сказать… Это как кутенка кидают в середину моря: выплывет -хорошо, не выплывет – его проблемы. Я выплыл чудом. Коленки дрожали, руки тряслись, но зато уже через пару дней я сидел в этой будке, как дома, и даже пытался применять весь свой актерский талант, читая за героев. А это, кстати, делать категорически запрещено в синхронной озвучке, но меня никто не предупредил. К тому же я не был профессиональным актером. Зато директору кинотеатра моя самодеятельность очень нравилась, и он приходил на все мои сеансы. Фильмы шли пять раз в день, и я помню, что тогда в первый раз принес домой зарплату. Очень собой гордился.

- Много заплатили?

- Ой, не помню. Ну рублей 5-10…

- Кажется, покойный тебя «нагрел»?..

- Вполне может быть, но, согласись, какой опыт!

- И ты решил, что озвучка – это твое?

- Ну ты же знаешь, что тогда я еще ничего не решил. Я закончил школу и поехал поступать в Нижний Новгород. Учился на актера театра кукол и параллельно на радио 101 вещал новости в прямом эфире. Первый театр, куда меня позвали по окончании театрального института в Нижнем Новгороде, это был Театр комедии, в Тулу позвали в Театр кукол, а потом неожиданно позвонила однокурсница из Москвы, сказала, что в Московском театре кукол срочно «нужны мужики», и мы с товарищем собрались и отправились «покорять» столицу.

А еще через год, работая в театре, я поступил в ГИТИС на режиссуру, попутно работая не только в театре, потому что надо было как-то жить. Записывал аудио-программы и передачи для «Литреса», кстати, отличная школа; читал новости на радио «Культура», художественным руководителем которого был легендарный бакинец Виталий Вульф.

- Вы были знакомы?

- Нет. Он был среди «небожителей», высшее руководство, а я начинающий актеришка. До меня просто доносили его замечания и похвалу. И это было счастьем. Он прослушивал все и заочное общение конечно же было…  

Параллельно я снимался в каких-то ширпотребных сериалах, которые сегодня даже не включаю в свое портфолио. Хотя многие мои коллеги даже гордятся своим участием в них. А мне и говорить о них стыдно. Работал в телепроекте Нагиева «Окна» редактором, и до сих пор не понимаю, почему «Окна» считают проектом Дмитрия, хотя на самом деле его хозяином был Комиссаров. Был режиссером дубляжа в известном и многим полюбившемся проекте НТВ «Куклы»… Ну а в московском Театре кукол я в итоге проработал 15 лет и в результате ушел на «вольные хлеба».

- Но ты не был, насколько я знаю, за ширмой?

- Рост не позволил ( рост у В.Р. 187 см. – ред.). Поэтому я работал с ростовыми куклами на сцене.

- Не жалко было прощаться со сценой?

- Возможно, я ее перерос. Московский Театр кукол, несомненно, хорошая школа. Там служили Зиновий Герд, Валерий Гаркалин, Екатерина Деревщекова… Но театр привязывает, ты зависишь от репетиций и выступлений, не можешь свободно распоряжаться своим временем. Я его просто перерос, но такова судьба этого театра, он воспитал много хороших актеров, которые после покинули его стены.

- Театр кукол, дубляж… То есть, по большому счету, ты всегда где-то за кадром… А как же амбиции?

- Ну, если честно, в мои амбициозные планы никогда не входило «лицо», я вообще, если ты заметила, не сильно люблю пиариться. Как актер и режиссер я вполне реализован, дубляж и озвучка позволили мне сыграть те роли, которые мне вряд ли довелось бы когда-либо исполнить на сцене или в кино.

Для профессионалов мой голос узнаваем в кино, документалистике, анимации… Я - голос Венсана Переса в русском кинематографе, и для меня большая честь, что среди многих он лично выбрал меня.

- Но не только профессионалы тебя узнают. На канале Discovery постоянно «звучишь» ты. Как ты туда попал?

- Был кастинг, утвердили… Это было больше 20 лет назад, я работал на одной из московских студий, основной контент был Discovery, на озвучке программ нас было трое, канал принимал решение: этот голос не ставьте, а этот закрепите. В результате закрепили меня.

Одно время я озвучивал еще и межпрограммку, но меня оказалось слишком много. Было решено использовать меня в документалистике, так как это вообще мой «конек», и до самого ухода канала из России я оставался официальным голосом. В принципе и сейчас многие передачи в записи с моим голосом продолжают выходить. Их не удалили…

- Кто твои самые любимые из озвученных героев?

- Из крупных фильмов – это конечно же роль Рамзеса в фильме «Исход: цари и боги» - очень яркая и мощная. Вначале планировалась запись в одну смену – 5 часов, а ни я, ни Вася Дахненко – он делал Моисея, не уложились, и нам добавили еще по пять часов. Но я не могу сказать, что это была мучительная смена, она была интересная. Сейчас все делается на потоке, на конвейере, времени отпускается мало: если главная роль, то в лучшем случае 4-6 часов, максимально 8 часов. Записал и убежал. Не как раньше - были репетиции, люди готовились и дубляж писался месяцами.  Переводчики, укладчики… Тем не менее, Рамзес это одна из знаковых для меня ролей.

Ну и конечно же Апокалипсис в «Людях Х: Апокалипсис». Это одна из первых моих дубляжных работ.

Опять же не могу не отметить фильм «Нежданный принц» с Венсаном Пересом, после которого я «закрепился» за этим актером. Причем, это его выбор и, хотя Перес постарше меня, у нас схожие тембры, к тому же мы явно совпадаем по психофизике.

- Ты же озвучиваешь и компьютерные игры. Сам не подсел?

Честно скажу, я их даже не запоминаю. Не потому, что как-то несерьезно отношусь к этой работе. Безусловно, ты готовишься к образу, начинаешь присматриваться, но… Просто я, видимо, уже слишком большой мальчик, и в игры не играю.

- Есть интересные работы сейчас?

- Я бы ушел из дубляжа, если бы их не было. Недавно закончилась озвучка Николая II. Сейчас начинается 3-й сезон «Иисуса» кинокомпании Netfliх.

 - Они вроде ушли из России? А что в новом сезоне?

- Ну а озвучка идет. Я озвучиваю Иисуса, и сезонов вроде еще много. Я сам толком пока не знаю, что там, но ребята говорят, что в третьем сезоне его не распяли….

 - Скажи честно, скучаешь по Баку?

- Не то слово… Сама знаешь, приезжаю сюда на все свои юбилеи, вот был на 50-летие в этом августе. Меня встречают одноклассники – мы до сих пор дружим. Стараются разнообразить мой досуг поездками по районам, на море… Опять же у меня в Баку много друзей. С годами ностальгия охватывает все больше. Поэтому очень надеюсь приехать в этом году. Ну и, конечно, хотелось бы как-то творчески реализоваться и на родине. В конце концов у меня большой творческий опыт… Сейчас активно думаю про совместные проекты, хотелось бы оставить после себя что-то хорошее на азербайджанской земле.

# 9381
avatar

Алена Мясникова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#