Ученые NASA объяснили, почему на Марсе возникают оползни

6 мая 2022

Новое исследование, проведенное американскими учеными с использованием данных старейшего орбитального аппарата NASA Mars Odyssey, может объяснить, почему марсианский иней остается невидимым невооруженному глазу и почему на некоторых склонах проявляются полосы от пылевых лавин.

Как передает Vesti.az со ссылкой на Газета.ру, статья об этом опубликована Journal of Geophysical Research: Planets.

Марсианская поверхность ночами охлаждается до такой степени, что на ней образуется иней из углекислоты — то есть из сухого льда CO2. Mars Odyssey, запущенный в 2001 году и оснащенный системой тепловизионной визуализации (THEMIS) — чувствительной к температуре инфракрасной камерой, позволяет по утрам видеть интересные картины испаряющегося за считанные минуты инея. Поскольку на Марсе весьма разреженная атмосфера, по плотности уступающая земной на два порядка, перепад температур там наступает очень быстро, а сухой лед не тает, сразу испаряясь, — то есть происходит его сублимация за считанные минуты. Однако призрачное покрывало из бело-голубого утреннего инея, освещаемого восходящим солнцем, не всегда наблюдается в видимом свете, иногда его можно различить лишь с помощью теплочувствительной камеры орбитального аппарата.

«Нашей первой мыслью было, что в таких местах может быть зарыт обычный лед, — пояснил ведущий автор этой работы, стажер Лаборатории реактивного движения Лука Ланж. — Вблизи полюсов Марса много сухого льда, но мы изучали поверхность вблизи экватора планеты, где обычно слишком тепло для образования инея из сухого льда». Однако в результате в своей статье авторы все же делают вывод, что в таких случаях образуется «грязный иней» — иней из сухого льда, смешанный с мелкими крупинками пыли, которые скрывают его в видимом свете, но не в инфракрасных лучах.

Это явление привело ученых к мысли, что грязный иней может также объяснить происхождение километровых темных полос, простирающихся вдоль марсианских склонов. Они образуются в результате схода пылевых лавин, которые постепенно меняют форму горных склонов по всей планете. Нанеся на карту склоны с этими полосами и сопоставив их с местами из своего недавнего исследования, ученые обнаружили, что полосы, как правило, появляются в местах с утренними заморозками. Исследователи предполагают, что эти полосы образуются в результате испарения инея, создавшего достаточное давление для того, чтобы разрыхлить пылинки и вызвать сход лавин.