Прощайте, поблажки: как окончание налоговых каникул ударит по кошельку - АНАЛИТИКА

Прощайте, поблажки: как окончание налоговых каникул ударит по кошельку - АНАЛИТИКА
7 октября 2025
# 12:25

Новый год обещает не только привычные праздничные хлопоты, но и серьезные перемены в финансовой жизни страны. Семилетний мораторий на подоходный налог для работников негосударственного ненефтяного сектора подходит к концу. Все указывает на то, что введенные в 2019 году налоговые льготы либо не будут продлены вовсе, либо сохранятся в существенно сокращенном виде.

Первые ориентиры бюджета на 2026 год уже дают повод для размышлений. Из представленных документов следует, что поступления от подоходного налога планируется увеличить сразу на 29,05%. Такой резкий рост трудно объяснить лишь повышением зарплат или созданием новых рабочих мест. Гораздо вероятнее, что причиной станет завершение действия семилетних налоговых каникул.

Окончательного решения по этому вопросу пока нет: власти официально не сообщили, планируется ли продление льготы хотя бы частично. Последние заявления налоговой службы также не прояснили ситуацию — ведомство лишь пообещало дать разъяснения после рассмотрения парламентом обновленного Налогового кодекса.

Напомним, что льготный режим по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) начал действовать в 2019 году. Он распространялся на работников частного ненефтяного сектора и давал им значительное послабление: доход до 8 тысяч манатов в месяц не облагался налогом вовсе, а все, что превышало этот порог, облагается по ставке 14%. При этом речь шла только о компаниях, не связанных с государством и нефтегазовой отраслью. Сама по себе эта мера стала значительной поддержкой для бизнеса и позволила тысячам сотрудников официально оформить трудовые отношения.

Между тем в проекте бюджета на будущий год скрыт любопытный нюанс, отмечает финансист Акрам Гасанов: государственная казна должна пополниться за счет подоходного налога с граждан значительно больше, чем прежде. «Сумма внушительная, но причина такого скачка пока доподлинно неизвестна, - отмечает он. – Словом, пока еще сложно сказать, отменят ли мораторий полностью или льготы свернут частично и власти решат ограничиться косметическими правками Налогового кодекса. Сейчас перед обществом только сухие цифры и предварительные расчеты, а не полный пакет документов».

Тем не менее специалисты ясно читают тенденцию: налоговые каникулы либо завершаются, либо их действие заметно урежут. Иначе столь резкое увеличение поступлений объяснить невозможно. По предварительным расчетам, уже в новом году в госказну поступит 2 млрд 567 млн манатов подоходного налога — это на 29,05% больше, чем в нынешнем, отмечает экономист Эльданиз Амиров.

«Иными словами, - заметил он, - вместо каждых 100 манатов, собираемых в качестве подоходного налога с физических лиц, будет взиматься 129 манатов 50 гяпиков».

По мнению эксперта, первая возможная причина роста поступлений по налогу на добавленную стоимость от физических лиц — повышение заработных плат. Однако столь значительный рост доходов населения в обозримом будущем представляется маловероятным.

Второе возможное объяснение — расширение числа рабочих мест. Но даже в случае оживления рынка труда масштабы создаваемых вакансий вряд ли обеспечат столь заметное увеличение налоговых сборов.

Третьим фактором может быть инфляция, однако и она неспособна вызвать прирост почти на треть.

Остается четвертая версия — пересмотр налоговых ставок. Но правительство пока не демонстрирует намерений идти на столь радикальные шаги в налоговой политике.

Пятый вариант, и именно он, по мнению Амирова, выглядит наиболее реалистичным: завершение действия налоговой льготы. Она распространялась на зарплаты до 8 тысяч манатов в ненефтегазовом негосударственном секторе и позволяла упомянутым категориям работников платить меньше подоходного налога. Но срок в семь лет подходит к концу, и с 1 января 2026 года льгота перестанет действовать.

«Именно это и объясняет ожидаемый рост налоговых сборов, — подчеркивает Амиров. — Но вместе с тем налоговая нагрузка на значительную часть работников вырастет. Если кто-то спросит, зачем вообще в 2019 году была сделана такая уступка, ответ очевиден: главной целью было стимулировать занятость и развитие ненефтяного сектора экономики».

Если налоговые каникулы действительно завершатся, новая нагрузка неизбежно ляжет на плечи граждан и бизнеса. С зарплат работников начнут удерживать подоходный налог, а компании, чтобы сгладить последствия, в некоторых случаях, возможно, решатся на повышение окладов. И это будет выглядеть как попытка компенсировать людям потерю части дохода, чтобы они не почувствовали резкого удара по семейному бюджету.

Однако у этой истории есть и другая, менее приятная сторона. Многие предприятия, особенно те, что и без того испытывают финансовые трудности, могут выбрать иной путь. Вместо того чтобы наращивать фонд заработной платы, они предпочтут заняться так называемой «оптимизацией». А за этим благозвучным словом нередко скрываются банальные сокращения — как в открытой форме, с уведомлениями и приказами, так и в завуалированной, когда сотрудник формально числится в штате, но фактически остается без работы и дохода.

В таких условиях прогнозируемый рост поступлений в бюджет может оказаться куда скромнее ожиданий. Ведь одно дело — увеличить налоговую нагрузку на бумаге, и совсем другое — реально собрать эти деньги, когда часть рабочих мест исчезает, а бизнес вынужден экономить на каждом шаге. Именно поэтому эксперты предупреждают: запланированные доходы бюджета могут так и не поступить, зато риск роста социальной напряженности — вполне реален.

Таким образом, вокруг предстоящих изменений сохраняется элемент неопределенности, отмечает депутат и экономический эксперт Вугар Байрамов.

«По этой причине, - подчеркивает парламентарий, - подоходный налог должен быть рассчитан так, чтобы ни граждане, ни бизнес не оказались вынуждены снова уходить в «тень». Семь лет налоговая льгота действовала для работников частного сектора и стала для них серьезной поддержкой. Она не только облегчила нагрузку на компании, но и сыграла важную роль в легализации занятости: за это время количество официальных трудовых договоров заметно выросло».

По словам Байрамова, государство вправе рассчитывать, что теперь честный труд будет приносить бюджету стабильный доход. Но с окончанием срока действия льготы возникает необходимость поиска новых, более взвешенных решений. «Если мораторий не будет продлен, - говорит депутат, - то правильнее всего установить более низкие налоговые ставки и повышать их постепенно. Такой подход не станет непосильным бременем для предпринимателей, а вместе с тем сохранит стимул для легальной занятости и обеспечит устойчивый рост поступлений в бюджет».

Судя по расчетным показателям, рост поступлений от НДФЛ, НДС и ряда других налогов в проекте бюджета на следующий год выглядит следствие оживления экономики. Однако, как предупреждает экономист Натиг Джафарли, эти же налоги могут сыграть обратную роль и затормозить экономический рост.

«Если правительство решит отменить налоговые льготы для работников негосударственного и ненефтяного секторов и вернется к прежней системе — 14% с каждой зарплаты, — это будет двойной ошибкой, — уверен он. — В этом случае снова начнет расти «серая» занятость, сократится число официальных трудовых договоров, а разрыв между реальной и «бумажной» зарплатой станет еще глубже. Малые и средние предприниматели окажутся вынуждены увольнять работников».

Поступления в Государственный фонд социальной защиты, по мнению экономиста, неизбежно сократятся. А это значит, что государству придется восполнять образовавшийся дефицит за счет увеличения субсидий.
Выход, считает эксперт, только один — продлить действие налоговых льгот как минимум на семь лет и одновременно расширить экономические свободы. Лишь так можно сохранить стимулы для легальной занятости и поддержать частный сектор, не нарушая хрупкий баланс между бюджетом и реальной экономикой.

 

# 1362
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА