Видимо, из-за этого представители оппозиции Азербайджана отсутствовали на встрече с «американским ястребом»

Видимо, из-за этого представители оппозиции Азербайджана отсутствовали на встрече с «американским ястребом»
15 марта 2015
# 13:56

Внешнеполитическая активность Азербайджана в феврале в западном направлении подтверждает ожидания по поводу углубления сотрудничества Баку с Западом в сфере безопасности. Знаковыми следует рассматривать визит в Баку 16 февраля замгоссекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд в рамках трехдневного турне по странам Южного Кавказа. Визит Нуланд в регион свидетельствует о не убывающем интересе США к Южному Кавказу. Это, видимо, вызвано стремлением США опровергнуть мнение о том, что американская внешняя политика отвлечена от Южного Кавказа в связи кризисом вокруг Украины, который может вынудить Вашингтон отказаться от конкуренции с Россией в зонах ее традиционного влияния. Последовательность посещения замгоссекретарем США стран Южного Кавказа, видимо, также имела определенный смысл. Первым Нуланд посетила Азербайджан и Грузию, которые, хотя и в разной степени, но, все же, вовлечены в реализацию американской стратегии на Южном Кавказе. Итоги пребывания Нуланд на Южном Кавказе позволяют говорить о том, что основное внимание этого турне все же было обращено на Азербайджан.

Южно-кавказское турне замгоссекретаря США стало неожиданным в том плане, что о нем стало известно только лишь за день до прибытия Нуланд в Азербайджан. Однако, такой визит был вполне ожидаем, если учитывать, что в последние месяцы политические и экспертные круги в Вашингтоне на нескольких слушаниях по Азербайджану с озабоченностью констатировали факт ухудшения американо-азербайджанских отношений и призывали Белый Дом предпринимать шаги для улучшения ситуации. Очередные такие слушания состоялись 12 февраля в Комитете по внешним делам Палаты представителей США. Некоторые американские политики предлагали администрации президента Обамы "жестко реагировать на нарушения прав человека в Азербайджане вплоть до применения санкций". Другие, говоря о значимости для США партнерства с Азербайджаном в вопросах безопасности, энергетики и борьбы с терроризмом, призывали администрацию Обамы меньше критиковать Баку из-за проблем с демократией. В разгар этих дискуссий в январе заместитель помощника госсекретаря США Томас Мелиа сообщил о предстоящей активизации политики США в азербайджанском направлении, отметив намерения Вашингтона начать новый диалог с Баку по вопросам развития гражданского общества в Азербайджане. В этом контексте визит Нуланд в Баку, помимо цели улучшения американо-азербайджанских отношений, должен был ответить и на вопрос по поводу дальнейшей стратегии США в отношении Азербайджана.

Заявления в Баку Нуланд, которую в Москве относят к числу ястребов, стремящихся к вытеснению России из постсоветского пространства, подтверждают важность Азербайджана в стратегии США в кавказско-каспийском регионе, с которой увязывается общеевропейская безопасность, в частности, в контексте энергобезопасности. Обозначив вопросы безопасности, энергетики и демократии приоритетными направлениями американо-азербайджанского сотрудничества, Нуланд фактически опровергла озвученные недавно на мероприятиях в Вашингтоне и Баку мнения об отсутствии у США стратегии в отношении Азербайджана. С приобретением Азербайджаном независимости сотрудничество Вашингтона с Баку строились на основе указанных Нуланд трех приоритетов. Эта стратегия, а также порядок приоритетов сотрудничества США с Азербайджаном, очевидно, не изменится и в ближайшие годы. Такая политика, хотя и не обеспечила глубокую интеграцию Азербайджана в евроатлантические структуры, однако, факт, что внешняя политика Баку в сфере безопасности и энергетики сегодня прозападная, нежели сбалансированная, и это в определенной мере способствует снижению влияния России в регионе.

Согласно заявлению Нуланд, ее визит в Баку в сопровождении представителей Пентагона и Европейского командования США был нацелен на углубление сотрудничества с Азербайджаном в сфере безопасности. Этот вопрос "актуализируется в свете проекта Южного газового коридора, который обеспечивает независимость стран Европы от одного источника газа". Ответ Баку на намерения Вашингтона, очевидно, позитивный. Хотя в последние месяцы в Баку и звучала жесткая критика и обвинения США в попытках вмешательства во внутренние дела Азербайджана, но в то же время были заметны и усилия азербайджанских властей, не допустить критического ухудшения отношений с Вашингтоном. Примечательным является встреча в Баку 2 февраля Ильхама Алиева с Дэвидом Харрисом, главой исполнительного директор Еврейского комитета США, лоббирующего интересы Азербайджана в Вашингтоне.

В этом контексте следует отметить и визиты в Вашингтон представителей еврейской общины Азербайджана, главы комитета международных отношений и межпарламентских связей парламента Самеда Сеидова и депутата Асим Моллазаде, которые на встречах с конгрессменами и представителями госдепа говорили о заинтересованности Баку в развитии сотрудничества со США вопросах безопасности и энергетики. За несколько дней до визита Нуланд в Милли Меджлисе состоялись дебаты на тему азербайджано-американских отношений, которые запомнились, не только смягчением антиамериканской риторики, но и заявлением представителей правящей партии "Ени Азербайджан" о позитивных сторонах сотрудничества Азербайджана со США. Такое поведение Баку, очевидно, обусловлено геополитическими реалиями, складывающимися в результате ужесточения конфронтации между Западом и Россией.

Заявления президента Алиева в начале февраля на Мюнхенской конференции безопасности по темам энергетической диверсификации и нерешенных конфликтов в Европе указывают на столкновение интересов Азербайджана с Россией по этим вопросам. Так, президент Алиев, назвав конфликт в Украине и карабахский конфликт "зеркальным отражением друг друга", фактически привлек внимание аудитории на причастность России в конфликте между Азербайджаном и Арменией. Говоря же о Южном газовом коридоре, он несколько раз подчеркнул, что этот проект на сегодня является единственным, который способен диверсифицировать для ЕС именно источники энергоресурсов. В этих высказываниях можно усмотреть недовольство Москвой, которая новым проектом "Турецкий поток" стремится решать не только геополитические проблемы России в Украине, но и создать определенные трудности на пути реализации Южного газового коридора. Пока конкуренция между Южным газовым коридором и "Турецким потоком" скрытая, но, в дальнейшем это может обернуться осложнением отношений между Москвой и Баку. Поэтому, для Баку актуально улучшение отношений с Вашингтоном, которые за последние несколько месяцев ухудшились из-за разногласий по вопросам демократии в Азербайджане.

Снижению напряженности в отношениях с Баку призвана способствовать договоренность Нуланд с президентом Алиевым о создании двухсторонней структуры "для усиления американо-азербайджанского диалога на тему гражданского общества и демократии". Подобная договоренность вроде подтверждает нежелание США поступаться своими основополагающими ценностями, которых должны придерживаться и их союзники. В то же время, в договоренностях по новому формату диалога с Баку наблюдатели усмотрели стремление Вашингтона показать отсутствие у США каких-либо планов по смене режима в Азербайджане. Этим, видимо, и следует объяснить отсутствие представителей оппозиции на встрече Нуланд с активистами гражданского общества. Инициатива по новому формату американо-азербайджанского диалога, видимо, имеет цель притупить разногласия Вашингтона с Баку в вопросах демократии, осложняющих двухсторонние отношения. Договоренности по новому формату американо-азербайджанского диалога подтверждают ожидания по поводу того, что на фоне жесткой конфронтации с Россией США могут пойти на снижение планки демократических требований к Баку для продвижения интересов Запада на Южном Кавказе.

Некоторые российские наблюдатели считают, что главной целью турне Нуланд все же была Армения, поскольку обострившаяся за последние месяцы ситуация в этой стране, на фоне резкого антироссийского всплеска в связи с убийством армянской семьи военнослужащим 102-ой российской базы в Гюмри, создают определенные возможности для США расшатать здесь влияние России. Хотя, очевидно, возможности США определять внутриполитический тренд в Армении несравнимы с возможностями России, установившей фактически военно-политический и экономический контроль над Ереваном. Российский фактор, видимо, сыграл свою роль в том, что основные противоборствующие в Армении силы после встречи президента Саргсяна с лидером партии "Процветающая Армения", олигархом Царукяном, состоявшейся накануне прибытия Нуланд, пошли на мировую, "поскольку усугубление противостояния гибельно для Армении". Поэтому, учитывая огромное влияние России на главных политических акторов в Ереване, вряд ли можно говорить о заинтересованности США в расшатывании ситуацию в Армении, последствия которого непредсказуемы для Южного Кавказа в целом. Так, сложная политическая ситуация в Ереване приводит к обострению ситуации в зоне карабахского конфликта, которой армянское руководство манипулирует для укрепления власти.

Российские наблюдатели и СМИ, надо полагать с подсказки Кремля, склонны трактовать происходящие в Армении и в целом в регионе события как козни США, стремящихся открыть на Южном Кавказе новый фронт противостояния с Россией после Украины. В такой информационной войне имеется скрытый намек Москвы на готовность дестабилизировать ситуацию в карабахском конфликте и в целом в регионе, если появится угроза российским интересам на Южном Кавказе. Потому, одна из основных целей южно-кавказского турне Нуланд заключалась в том, чтобы убедить и Баку и Ереван в необходимости придерживаться условий перемирия в зоне карабахского конфликта. Своим решением 16 февраля об отзыве из парламента протоколов о нормализации армяно-турецких отношений, президент Армении постарался повлиять на ход переговоров с замгоссекретарем США, сваливая всю ответственность за ситуацию в зоне карабахского конфликта на Азербайджан.

Тем самым, Ереван отмахнулся и от призывов Нуланд освободить азербайджанских заложников Дильгяма Аскерова и Шахбаза Гулиева в качестве гуманитарного жеста и для разрядки ситуации в зоне конфликта. Другого вряд ли можно было ожидать, поскольку успешность подобного призыва Вашингтона способствовала бы, прежде всего, укреплению американо-азербайджанских отношений. А этого не желает не только Армения, но и Россия.

Тунал Азери

# 4941
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#