«По нам вели огонь с четырех сторон: с тыла армяне, переодетые в черную форму…» - ФОТОСЕССИЯ

«По нам вели огонь с четырех сторон: с тыла армяне, переодетые в черную форму…» - <span style="color: red;">ФОТОСЕССИЯ
19 января 2013
# 16:00

В годы карабахской войны немало азербайджанских воинов проявили героизм и мужество во имя защиты своей Родины. Среди них были, как и добровольцы, устремившиеся на фронт по зову сердца, так и те, которые были призваны в ряды ВС Азербайджана. К сожалению, часть этих героев погибла, сражаясь за Родину. Но  есть и те, кто живы по сей день, но их имена, к сожалению, неизвестны широкой общественности. Для того, чтобы восполнить этот пробел, Vesti.Az открывает рубрику «Воины Карабаха», где наши защитники Родины поделятся своими впечатлениями  и воспоминаниями о тяжелых днях карабахской войны.

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с бывшим начальником штаба легендарной 701-й бригады Вооруженных сил Азербайджана, полковником-лейтенантом в отставке Айдыном Шириевым.

Для справки: Айдын Шириев, родился в 1959 году в Масаллы в семье служащего. Закончил школу N 56 в Баку. В 1976 году поступил в БГУ, по окончании II курса был призван в ряды Советской Армии. Во время службы принял решение стать офицером, в 1979 году поступил в Курганское высшее военно-политическое авиационное училище, которое закончил в 1983 году. С 1983 по 1992 годы служил в рядах бывшей СА в качестве офицера.

- Когда и при каких обстоятельствах Вы, кадровый советский офицер, оказались в рядах Вооруженных сил Азербайджана?

- В 1990 году, после событий «Черного января» я, уже будучи в звании капитана, получил перевод в Закавказский военный округ, попал служить в располагавшуюся в поселке Бина школу младших авиационных специалистов. В 1992 году я добровольно записался в ряды Вооруженных сил Азербайджана. С марта 1992 года на полигоне Учтепе я вместе с полковником Ганизаде начали формировать 771-й специальный рейдовый отряд.

- Что входило в функции этого отряда?

-  Наша основная задача заключалась в проникновении во вражеский тыл и совершении диверсионных действий. В принципе, с этой задачей отряд справлялся весьма успешно. Мы также провели удачные боевые действия в мае 1992 года в Геранбойском районе, а также в Физулинском, Лачинском и Агдамском районах.

Осенью 1992 года полковник Ганизаде был назначен командиром 701-й бригады, и он предложил мне стать начальником штаба бригады. С осени 1992 года по апрель 1993 года я был начальником штаба 701-й бригады.

- На каких участках фронта была задействована в то время 701-я бригада?    

- Осенью 1992 года 701-я бригада  дислоцировалась на севере Лачинского района. Когда в начале 1993 года началось наступление армян, в результате которого им удалось захватить Сарсанг и отбросить стоявшую там  703-ю бригаду в сторону Тертера, тылы нашей бригады оказались отрезанными от остальных подразделений Азербайджанской Армии.

В начале 1993 года мы могли обеспечивать себя лишь посредством воздушного транспорта, так как Муровский хребет зимой был практически недоступен. Вертолетами нам доставлялись боеприпасы и провизия, а обратно они возвращались с ранеными бойцами на борту. В то время наша бригада была практически обессилена. Летняя кампания 1992 года и зимняя кампания 1992/1993 года измотали бригаду. Мы не получали никакого пополнения, раненые, увезенные вертолетами в госпитали, после лечения к нам не возвращались. Весь личный состав в то время составлял около 2 000 человек.

- Какие задачи ставило перед 701-й бригадой Министерство обороны?

-  Перед нами ставилась задача обороны северной части Лачинского района, чтобы армянские войска не расширили коридор и не захватили весь район. Но тылы нашей бригады были оголены. В то же время, мы не ожидали никакого наступления с тыла, со стороны Кельбаджарского района. Единственный батальон, укомплектованный из ополченцев – жителей Кельбаджарского района – стоял на границе с Арменией. И все! Больше в Кельбаджаре никаких военных сил не было.

- Когда началось наступление армянских войск на Кельбаджар?

- Наступление началось в первых числах февраля 1993 года. Им удалось отбросить 703-ю бригаду, захватить Сарсангское водохранилище и отрезать дорогу Агдабан-Кельбаджар. В результате мы оказались в окружении. Единственный путь отхода – через Муров, который в условиях зимы был практически недоступен. Командир части был вынужден обратиться к Министерству обороны с просьбой доукомплектовать бригаду и прислать помощь, так как с трех сторон мы оказались в окружении. Мы рапортовали в Баку, что наша часть измотана 6-месячными боевыми действиями, что возникла угроза оккупации армянами Кельбаджара, что необходимо отвести бригаду из Лачинского района в Кельбаджар для организации там обороны. Ведь Лачин уже был пуст, а в Кельбаджаре продолжало жить мирное население. К сожалению,  в Баку лишь отмахивались от нас. Тогдашний президент Эльчибей утверждал, что армяне не посмеют сунуться в Кельбаджар, поскольку тогда разразится международный скандал. Из Минобороны прибыли какие-то представители, походили, посмотрели и вернулись обратно. Единственная «помощь», которую нам оказали – это создание на словах горно-пехотного полка, командиром которого был назначен бывший начальник милиции Кельбаджара. Повторюсь, что полк был создан на словах, в реальности же его не существовало. 

В конце концов, полковник Ганизаде вынужден был с небольшой группой выдвинуться в сторону Кельбаджара, где стал выстраивать оборону. Но мы уже знали о том, что армяне концентрируют свои силы на армяно-азербайджанской границе, и уже наступают со стороны Саргасанского водохранилища. Мы направили один наш батальон в сторону Чериктере, чтобы прикрыть тылы бригады со стороны Агдере.

Где-то в последних числах марта был получен приказ об отходе 701-й бригады из Лачинского района в Кельбаджар. И только тогда нам стали присылать пополнение. Хотя, пополнением это назвать можно с большой натяжкой. В часть стали прибывать молодые ребята. Необстрелянные юнцы, которые не могли отличить пули калибра 7.62 от калибра 5.45.  

- Как происходил отход бригады из Лачинского района в Кельбаджар? 

- Приказ об отходе был слишком запоздалым, так как наша бригада уже вела бои с армянскими войсками, наступавшими как со стороны Армении, так и со стороны Саргасанского водохранилища, и со стороны Лачинского коридора. То есть, мы вели бои в трех направлениях.

Еще вечером 25 марта я по приказу командира бригады во главе мобильного отряда выдвинулся в Кельбаджарский район, где мы начали сдерживать наступление армян. Командиром в бригаде остался Горхмаз Гараев, который после поступления приказа,  занялся эвакуацией бригады из Лачина в Кельбаджар.В условиях непрерывного наступления армян это было явно не в нашу пользу. Но, несмотря на это, бригада была успешно эвакуирована из Лачинского района. Благодаря упорным боям, которые вела наша бригада, мы дали возможность эвакуироваться мирному населению Кельбаджара.

- Когда Вам стало понятно, что удержать силами одной бригады Кельбаджарский район невозможно?

- После того, как мы не дождались от Баку никакой помощи, мы поняли, что и бригада, и Кельбаджар брошены на произвол судьбы. Но мы все равно продолжали оказывать сопротивление, чтобы дать возможность эвакуироваться мирному населению. Это удалось сделать ценой жизни наших товарищей и боевому духу личного состава 701-й бригады.

- Если бы Баку вовремя прислал помощь, удалось бы удержать Кельбаджар?

- Думаю, что да. Но у Министерства обороны не было ни одной резервной бригады, а с солдатами-новобранцами много не повоюешь. Но ведь могли хотя бы дать приказ выдвинуться к нам на помощь 706-й Губадлинской бригаде, стоявшей на юге Лачинского района, и тем самым отвлечь на себя часть вражеских сил, то мы могли бы держать оборону Кельбаджара. Оборона Кельбаджара осуществлялась исключительно на мужестве, патриотизме и энтузиазме личного состава 701-й бригады.  

- На одном из азербайджанских форумов я прочитал о том, что Вы с 30-ю бойцами пытались спасти попавшего в окружение командира 701-й бригады   Азизагу Ганизаде…  

- Да, это произошло 2 апреля 1993 года. Это был последний бой в моей военной карьере.   Нам стало известно о том, что наш командир вместе с небольшой группой военнослужащих оказался в окружении врага. С 30-ю бойцами на одном БМП и ЗИЛе-131 мы выдвинулись в сторону Камышлинского моста с целью  спасти своего командира. 

По дороге нам встретились несколько солдат в черной форме (накануне к нам прибыла группа спецназа из Гянджи в черной униформе, поэтому мы приняли их за своих), которые стали показывать нам, мол, езжайте вперед. И когда мы стали приближаться к мосту в тыл нам ударил шквальный огонь. Оказалось, что это были те самые солдаты – армяне, переодетые в черную форму. Наша группа оказалась в «огневом мешке» - по нам вели огонь с четырех сторон: с тыла, те самые армянские солдаты, переодетые в черную форму; спереди - со стороны Камышлинского моста; слева - с высот над рекой Лев; справа - с высоты Чичекли. С большим трудом, уничтожив стрелявшую по нам с тыла группу армянских солдат, нам удалось вырваться из кольца окружения и прорваться к своим. К сожалению, в результате погибла большая часть отряда, были уничтожены и БМП с ЗИЛом, а сам я получил ранение в правую руку. К счастью, командиру бригады удалось выбраться из окружения.

Потом меня отправили сначала в Гянджинский, а затем и в Бакинский госпиталь. 8 месяцев я провел в госпитале. Я получил II группу инвалидности, и меня назначили в тогдашнее Бакинское высшее военное училище, где прослужил на различных должностях с 1993 по 2000 годы. В 2000-м году я был уволен из рядов Вооруженных сил Азербайджанской Республики в звании полковника-лейтенанта.

- Вам не обидно, что впоследствии вину за сдачу Кельбаджара списали исключительно на командование 701-й бригады, а саму легендарную бригаду превратили в «штрафную»? 

- Обидно, конечно. 701-я бригада была создана 9 октября 1991 года и была первой воинской частью независимого Азербайджана. Эта бригада дала стране 4 Национальных героев, только в результате Кельбаджарской кампании более 300 ее бойцов пали смертью храбрых в боях с врагом. Армяне реально боялись эту бригаду. А в результате бригаду стали обвинять в том, что она, якобы, позорно бежала из Кельбаджара. Да, были и бежавшие с поля боя. Это были юнцы, которых поймали во время облав. Но основной костяк бригады проявил чудеса героизма. И мы хотим, чтобы доброе имя 701-й бригады было восстановлено. Пусть и поздно, но восстановлено. Вины бригады в падении Кельбаджара нет. Нас просто бросили на произвол судьбы…

Бахрам Батыев 

# 9993
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#