Малейка Аббасзаде: Некоторые вузы хотят отказаться от приема суббакалавров, потому что они плохо учатся и нарушают учебный процесс

Малейке Аббасзаде

Малейке Аббасзаде

6 марта 2023
# 18:00

Председатель Совета директоров Государственного экзаменационного центра (ГЭЦ) Азербайджана Малейка Аббасзаде дала обширное интервью агентству АПА, в котором затронула ряд актуальных и волнующих многих абитуриентов и их родителей вопросы.

Как передает Vesti.az, в ходе интервью, в том числе, был затронут вопрос касательно того, насколько оправдал себя подход, при котором суббакалавры на протяжении последних нескольких лет могут поступать в вузы, не сдавая вступительные экзамены. 

Комментируя этот момент, Малейка Аббасзаде отметила, что уровень знаний суббакалавров и их отношение к учебному процессу не устраивают высшие учебные заведения. По ее словам, ректоры жалуются на то, что они нарушают учебный процесс на первом курсе. 

«Они поступают, а потом приходят и заявляют: «Я работаю, и не смогу посещать занятия» или «Хочу просто числиться и получить диплом». Такое недопустимо. Если суббакалавр -ответственный человек, и, если он хочет получить высшее образование, зная, что будет работать, он должен при выборе специальности выбирать только заочные места. Некоторые вузы хотят вообще отказаться от приема суббакалавров, потому что они плохо учатся и нарушают учебный процесс», - сказала Аббасзаде.

При этом сам по себе этот подход, подобную систему приема в вузы она назвала прогрессивным шагом:

«Ведь молодые люди приобретают определенную специальность в ссузах в течение нескольких лет, а затем приобретают возможность получить высшее образование по своей специальности в вузе без сдачи вступительных экзаменов. Проблема не в правилах, а в том, что учебный процесс в некоторых вузах и ссузах организован недостаточно эффективно», - сказала Малейка Аббасзаде. 

Она отметила, что рейтинг учебного заведения зарабатывается не только количеством студентов, но, в первую очередь, качеством учебного процесса. 

«Уже сейчас некоторые вузы уделяют особое внимание суббакалаврам, стараясь сделать учебный процесс более эффективным для этого контингента. В последние годы многие средние специальные учебные заведения стали функционировать при вузах, и я думаю, что это позволит эффективно наладить преподавание в средних ссузах, поможет в ближайшее время улучшить ситуацию в этой сфере».

Что касается вопроса превращения тестовой системы в традиционную модель экзамена, при том, что увеличивается количество открытых вопросов, Малейка Аббасзаде сказала, что в настоящее время ГЭЦ, насколько возможно, проверяет способности, которые можно проверить, с помощью тестов.  

«Мы начали довольно широко использовать открытые вопросы, эссе и письменные работы для более обширного выявления знаний, компетентности. Здесь есть определенный баланс. Мы вносим это изменение не для того, чтобы усложнить себе работу или усложнить ее кому-то другому».

Она сообщила, что ГЭЦ проводит экзамен по иностранному языку, проверяет навыки восприятия и понимания, проверяет навыки письма, но пока еще не проверяет разговорные навыки. 

По ее словам, их также следует проверять, ведь иностранный язык состоит из 4 важных компонентов. 
Малейка Аббасзаде сообщила, что ГЭЦ также будет тестировать разговорные навыки. 

«Хотя определенные критерии оценивания знаний и способностей предусмотрены в государственных стандартах, мы пока не можем проверить их с помощью экзамена. И это не так важно, ведь в соответствии с этими критериями в школе также проводится внутреннее оценивание, и в аттестате указывается годовая оценка. Эти способности должны оцениваться также и в школах. Но какие способности будут проверяться и где - это вопрос, который должен обсуждаться между нами и Министерством науки и образования. Исходя из этого, мы определяем структуру этих вопросов к экзаменам. Мы способны проверить и оценить все виды знаний, навыков и способностей благодаря внедрению новых технологий», - сказала она.

Комментируя критику некоторыми экспертами в области образования подхода, при котором на вступительном экзамене в высшие учебные заведения за 4 неправильных ответа не засчитывается один правильный ответ, председатель Совета директоров

ГЭЦ посоветовала этим специалистам ознакомиться немного с теорией вероятностей. 

«Есть такие абитуриенты, которые в ответах на все вопросы отмечают только один вариант, например, выбирают только пункт А или Б. Таким образом они могут набрать 1/5 баллов. Вот почему это правило важно. Есть популярная среди детей игра - «Морской бой». Они, выбирая различные варианты А-А или В-В, уничтожают корабли друг друга. Экзамен не должен превращаться в такую игру». 

Она указала, что на экзамене люди должны осознанно писать и выбирать ответы. 

«Нельзя приходить на экзамен с мыслью «пиши все, что придет в голову, может быть прокатит». Я не знаю, почему эксперты берут на себя такую ответственность и говорят, что это будет отменено. Я не понимаю, на чем основаны их доводы и почему они делают такие заявления», - добавила Аббасзаде.

Председатель ГЭЦ прокомментировала и мнение о том, что централизованная система экзаменов приводит к возникновению альтернативного сектора образования, и в результате школьное образование остается в его тени. По ее словам, не только централизованные, но и все экзамены создают возможность для альтернативного образования не только у нас, но и во всем мире.

«Репетиторство и курсы предназначены не только для подготовки к экзаменам. Родители нанимают репетитора даже до школы, чтобы их дети изучали иностранные языки, занимались музыкой, или отдают детей в различные кружки и на курсы, для того чтобы они могли заниматься рисованием или танцами. И это нормально. Человек, который учит предмет только ради экзамена, завтра его забудет. Это совершенно неправильный подход. 

По ее мнению, есть еще одна причина появления альтернативного образования. 

«Наши экзамены обеспечивают полностью прозрачное и основанное на знаниях оценивание. Если бы не было обеспечено оценивание на основе знаний и были бы какие-то другие обходные пути, многие люди не стали бы пытаться получить альтернативное образование. Разве мы этого хотим?!», - сказала она.

Малейка Аббасзаде подчеркнула и другой момент: по ее словам, преподаватели, которые преподают на этих курсах, мелкие и средние предприниматели, которые создают курсы, нашли свое место на рынке труда и предоставляют эти услуги: 

«Если они предоставляют эти услуги, не обманывая людей, это очень хорошо. Это означает, что здесь нет никакой монополии, никто их не ограничивает, никто не требует у них лицензию, и никакие государственные органы их не притесняют. Если кто-то передает свои знания молодому поколению и зарабатывает на этом какие-то деньги, в этом нет ничего плохого, потому что они сами учились и приобретали знания в этой области. Чем более образованными и квалифицированными будут граждане, тем больше выиграет наша страна. Это приводит к обогащению человеческого капитала»

Что касается жалоб родителей на то, что репетиторство превратилось в альтернативу школе, что в школах не дают образование или дают плохое образование, председатель ГЭЦ сказала, что это неверное рассуждение. 
Малейка Аббасзаде заявила, что ответственность за результаты детей несет не только школа, но и родители. 

«Проверяют ли родители каждый вечер домашнюю работу своего ребенка? Сколько часов в неделю они разговаривают с ребенком, интересуются ли они его учебой, спрашивают ли у ребенка, что ему непонятно, что ему нужно?», - отметила глава ГЭЦ. 

Руководитель центра подчеркнула, что в интернете есть достаточно дешевые и даже бесплатные материалы, по которым ученик может сам заниматься и если родитель сядет вместе с ребенком и направит его, они могут найти необходимые материалы вместе. 

«Репетиторы и курсы - это своего рода простой способ для родителей избавить себя от ответственности. Конечно, это требует дополнительных финансовых средств, в результате чего может возникнуть недовольство. Раньше, когда в азербайджанской семье рождалась девочка, для нее с детства начинали собирать приданое. Для покупки этого приданого также необходимы финансовые средства. Что важнее - потратить деньги на приданое или дать образование, изучить разные языки, чтобы в будущем ребенок смог реализовать себя в жизни как самостоятельный человек? Родители знают, что для того, чтобы дать качественное образование, они должны либо самим тратить время, либо тратить дополнительные средства. Так происходит во всем мире», - отметила она.

При этом Аббасзаде добавила, что ничто и никто не может помешать студенту, желающему учиться.

«Чем больше внимания родитель уделит обучению и воспитанию своего ребенка в течение 11 лет, тем меньше будет необходимость в репетиторах. Когда учащиеся, показавшие самые высокие результаты на экзаменах рассказывают о периоде подготовки, мы видим, что большинство из них занимались самостоятельно, и, возможно, лишь в последние месяцы занимались дополнительно с каким-то учителем», - сказала председатель ГЭЦ.

# 5340
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#