«На решение Конгресса США повлияло греческое лобби» - Турецкий политолог о запрете поставок F-16 - ИНТЕРВЬЮ

Энгин Озер

Энгин Озер

15 июля 2022
# 20:00

Как известно, в последние годы американо-турецкие отношение переживают сложный период, между союзниками по НАТО возникает немало противоречий. 

После Второй мировой войны американцы рассматривали турок как младших партнеров, которым можно диктовать, как им лучше поступать в разных ситуациях. Но постепенно Турция стала выстраивать политику, нацеленную на взаимодействие с разными странами мира, диверсифицировать свои внешнеполитические связи. И сегодняшняя сильная Турция проводит независимую политику, руководствуясь, в первую очередь, своими национальными интересами.

Своего пика напряженность в отношениях двух стран достигла после того, как Турция приобрела первую партию систем противоракетной обороны российского производства С-400. Стоит отметить, что Турция была вынуждена пойти на этот шаг, так как ранее США отказались продавать ей комплексы Patriot.

В ответ США в 2020 году ввели санкции против оборонной промышленности Турции, а в 2021 – окончательно исключили Турцию из программы совместной разработки и производства истребителя пятого поколения F-35, в которую турецкая сторона вложила огромные средства. Все это лишь ухудшило отношения между двумя странами. Взамен Анкара запросила у Соединенных Штатов 40 истребителей F-16 Block 70 и 80 комплектов модернизации Block 70 для уже имеющихся на вооружении Турции F-16.

Казалось, что в этом году в отношениях между двумя странами наметилось потепление. 4 апреля США и Турция запустили Совместный стратегический механизм, направленный на дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества между странами. А в мае Администрация президента США обратилась к Конгрессу с просьбой одобрить продажу Турции модернизированных F-16 и оборудования для модернизации уже имеющихся у Турции американских истребителей. 

Путем переговоров Соединенным Штатам даже удалось убедить Турцию одобрить вступление Финляндии и Швеции в НАТО, против которого Анкара изначально была категорически против.

Но вот, сегодня стало известно, что Палата представителей американского Конгресса проголосовала за поправку в одобренный ею проект военного бюджета на 2023 финансовый год, которая, фактически, запрещает продавать Турции новые истребители F-16.

Она запрещает продажу или передачу F-16 и комплектующих для модернизации этих истребителей Анкаре, если президент США не подтвердит, что передача «отвечает национальным интересам Соединенных Штатов, и не гарантирует Конгрессу, что за 120 дней до передачи турецкое правительство не нарушало суверенитет Греции, в том числе путем нарушения воздушного пространства.

Поправка была предложена демократом Крисом Паппасом – первым открытым геем, избранным в Палату представителей США от Нью-Гэмпшира, чей прадед по отцовской линии, эмигрировал из Греции. В числе инициаторов поправки также Фрэнк Паллоне и Роберт Менендес, отличающиеся своей открытой проармянской позицией. Стоит отметить, что Менендеса считают человеком, который «владеет ключами от F-16». Благодаря своей должности председатель комитета по международным отношениям он имеет право наложить вето на продажу американских систем вооружений.

Данное решение Конгресса может полностью перечеркнуть все приложенные до этого усилия по сближению США с Турцией. Кроме того, наблюдатели обращают внимание, что отказ от продажи F-16 может привести к тому, что турецкий парламент заблокирует ратификацию протокола о вступлении Финляндии и Швеции в альянс, мотивируя невыполнением условий и обещаний со стороны США.

Стоит отметить, что ранее турецкая сторона заявляла, что если Конгресс США откажет ей в продаже истребителей F-16, Анкара может рассмотреть возможность покупки российских самолетов пятого поколения Су-57. Командующий турецкими ВВС генерал Хасан Кючюкакюз также отмечал, что вместо F-16 страна может приобрести многоцелевые истребители четвёртого поколения Eurofighter Typhoon (серийное производство начато в 2003 году – ред.), которые могут заполнить пробел, пока у Турции не появятся истребители пятого поколения и собственные TF-X.

О том, как принятая Конгрессом поправка США может повлиять на турецко-американские отношения и вступление Финляндии и Швеции в НАТО корреспондент Vesti.az поговорил с турецким политологом, ведущим представителем экспертно-аналитической сети «Анкара-Москва» Энгином Озером.

- Энгин бей, как вы расцениваете данное решение Конгресса, чем оно, по-вашему вызвано? Ведь еще в мае Администрация Байдена направила письмо Конгрессу с просьбой одобрить поставки.

- Это была своеобразная игра Байдена для того, чтобы выиграть время и убедить Турцию одобрить вступление Финляндии и Швеции в НАТО. Теперь, когда уже турецкая сторона дала свое согласие, Байден в свое оправдание может сказать, что это решение не зависело от него, и тут сыграли роль оппозиционные силы в Конгрессе.

- Сыграло ли тут какую-то роль армянское лобби в США, стремясь испортить отношения между двумя странами? 

- Скорее всего, тут большую роль сыграло греческое лобби, которое, можно сказать, даже активнее и сильнее, чем армянская диаспора в США. И, очевидно, именно по их просьбе Конгресс принял данное решение. В настоящее время Соединенные Штаты активно сотрудничают с Грецией в военной сфере, в вопросе войны в Украине и т.д., и данное решение вполне могло быть принято, чтобы угодить греческой стороне. 

- Какие последствия это решение Конгресса может иметь для турецко-американских отношений? Какие шаги Турция может предпринять в ответ? Ведь продажа F-16 должна была компенсировать средства, вложенные турецкой стороной в программу производства истребителей пятого поколения, а теперь Соединенные Штаты от этого отказались.

- Я бы сказал, что тут надо говорить не об отношениях между США и Турцией, а об отношениях между США и действующим президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, здесь есть большая разница. Пока сложно говорить о том, как это повлияет в целом на турецко-американские отношения. 

Что касается F-16, Турция еще в 2007 году присоединилась к программе производства истребителей F-35 и вложила в нее с тех пор около 1 миллиарда 400 миллионов долларов. Почему мы присоединились к этой программе истребителей пятого поколения? Потому что указанные истребители F-16 были переданы в эксплуатацию американских ВВС еще в конце 70х годов прошлого века, и в турецких ВВС еще в начале 2000-х пришли к мнению, что они уже устаревают и нужно приобрести истребители пятого поколения. Чтобы обновить авиапарк и заменить F-16 на F-35 мы и присоединились к этой программе. Однако из-за решения приобрести российскую систему ПРО С-400 – которая до сих пор не используется и стоит в ангаре, и за которую было заплачено 2,5 млрд долларов, - мы остались без истребителей пятого поколения. 

Вместо них мы хотим приобрести опять F-16, которые давно посчитали устаревшими. Уже в этом году на вооружении ВВС Турции должны были стоять 100 истребителей F-35, а не F-16. Мир идет вперед, в Великобритании уже разрабатывают истребитель шестого поколения (Tempest), а мы говорим еще об F-16. 

- Хотелось бы уточнить касательно истребителей: в итоге Турция потратила почти полтора миллиарда долларов на эту программу, но не получила ни F-35, ни F-16. Да, эти истребители поступили в эксплуатацию еще в 70-х годах прошлого века, но есть их современная модернизированная версия, и именно ее хотела заполучить Турция, а также модернизировать уже имеющиеся F-16. Но в итоге выходит, что США просто обманули союзника. Вы считаете, что турецкая сторона закроет на это глаза, либо будет обсуждаться вопрос возвращения средств?

- Как я уже отметил, мир не стоит на месте, ВВС стран мира переходят на истребители пятого поколения, в разработке истребители шестого поколения. А F-16 – истребители четвертого поколения. И F-16 против F-35, это, грубо говоря, как вертолет против самолета. Модернизация особо ничего не решает, все равно технологически F-35 его превосходит, эти истребители наделены искусственным интеллектом, современными системами вооружения, которые нельзя даже сравнивать с F-16. 

Американская сторона сейчас вообще против того, чтобы предоставлять Турции какое-либо оружие после приобретения российских систем ПВО. На самом деле, надо просто добиться возвращения вложенных Турцией средств, либо путем переговоров, либо через суд, и приобрести на эти деньги «Еврофайтер» или другие истребители. 

Я думаю, что в конце-концов, Турцию вернут в программу поставок истребителей F-35, возможно, даже уже в следующем году, турецкая сторона этого так не оставит. 

- Может ли решение Конгресса привести к тому, что турецкая сторона откажется от ратификации протоколов, касательно вступления Финляндии и Швеции в НАТО? Ведь, по сути, Турцию в очередной раз вероломно обманули, после того, как получили ее согласие.

- Турция уже дала согласие на вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Эти страны подтвердили, что РПК является запрещенной террористической организацией, обязались предотвращать деятельность РПК и всех других террористических организаций. Даже начались переговоры об экстрадиции ее участников. Поэтому тут уже обратного пути не будет, считайте, что Финляндия и Швеция – уже члены НАТО. Несмотря на это решение Конгресса, Турция уже не сможет ничего сделать, потому что наша экономика сейчас сильно ослаблена, сейчас нет никаких возможностей, чтобы бороться с США. Надо называть вещи своими именами, и, к сожалению, сейчас у Турции нет такой мощи и возможностей, как раньше, чтобы диктовать Соединенным Штатам условия.

# 15504
avatar

Талех Агавердиев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#