Политика
- Главная
- Политика
Расим Мусабеков: Бардак в России – не проблема Азербайджана, а ответственность Москвы - КОММЕНТАРИЙ

Отношения между Азербайджаном и Россией летом 2025 года переживают заметное и системное охлаждение.
Еще год назад Баку и Москва демонстрировали союзническое единство, координировали действия в международных структурах, поддерживали активное экономическое сотрудничество. Сегодня же мы наблюдаем противоположную картину: накопленные противоречия перерастают в дипломатические конфликты, информационные войны и растущее взаимное недоверие.
Отправной точкой нынешней напряженности можно считать трагедию, произошедшую в декабре 2024 года, когда над акваторией Каспийского моря был сбит самолет азербайджанской авиакомпании AZAL. Москва отказалась признать ответственность за инцидент, не принесла извинений и не предложила никаких компенсаций.
Следующим этапом эскалации стало июньское обострение.
В Екатеринбурге российские силовики провели масштабный рейд против представителей азербайджанской диаспоры. В ходе операции были задержаны более 50 человек, двое из них - братья Сафаровы - погибли при невыясненных обстоятельствах. Эти события вызвали шок и глубокое возмущение в азербайджанском обществе, став основанием для официальной ноты протеста. В Баку действия российских правоохранителей были расценены как этнически мотивированное насилие. Однако ожидаемой реакции от российских властей так и не последовало: ни извинений, ни расследования, ни хотя бы публичного заявления от руководства Следственного комитета.
В ответ Азербайджан предпринял зеркальные, но институционально обоснованные меры.
Еще четыре месяца назад Министерство иностранных дел Азербайджана официально объявило о прекращении деятельности представительства «Sputnik-Азербайджан» — подразделения известной российской медиагруппы «Россия Сегодня». Решение было в целях восстановления баланса в условиях, в которых работают азербайджанские государственные издания за рубежом, и зарубежные журналисты в Баку. Число журналистов "Sputnik Азербайджан" в Баку должно было равняться числу журналистов государственного агентства Azertag в России. То есть сократитmся на сегодняшний день до одного корреспондента. Однако, агентство продолжало работать, словно никакого запрета и не было, а все сотрудники продолжали выходить на работу.
И вот 30 июня, в результате проведенных мероприятий со стороны правоохранительных органов Азербайджана и соответствующих обысков в самом филиале, были арестованы семь сотрудников. Им предъявлены обвинения в сотрудничестве с иностранными спецслужбами и попытках дестабилизации внутренней информационной среды. Также были отменены ранее запланированные российские культурные мероприятия. Министерство культуры Азербайджана официально объявило о приостановке всех гуманитарных инициатив с участием российских государственных институтов.
Также были отменены ранее запланированные российские культурные мероприятия. Министерство культуры Азербайджана официально объявило о приостановке всех гуманитарных инициатив с участием российских государственных институтов.
Россия, в свою очередь, реагирует в привычной для себя манере: обвинениями в «антироссийской кампании», упреками в «нелояльности» и риторикой о «братских связях». Однако реальных шагов, способных вернуть утраченное доверие: расследования екатеринбургского инцидента; признания вины в истории со сбитым самолётом; официальных дипломатических извинений - так и не последовало.
Депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков в комментарии для Vesti.az отметил, что на сегодняшний день ситуация в отношениях между Баку и Москвой более или менее стабилизировалась. Тем не менее, остается открытым ключевой вопрос: как они будут развиваться дальше?
«На мой взгляд, ущерб, нанесенный двусторонним отношениям, весьма значителен. Особенно с учетом отсутствия внятной и достойной реакции Москвы на инциденты, затрагивающие Азербайджан. Речь идет, в частности, о трагедии с нашим гражданским авиабортом. Вместо ожидаемой реакции, которая могла бы удовлетворить азербайджанскую сторону, мы не получили ничего, что можно было бы назвать адекватным ответом. А затем последовал новый инцидент», — подчеркнул он.
По словам Мусабекова, поведение российской власти в указанных ситуациях нельзя назвать ни цивилизованным, ни ответственным и это, безусловно, оставило серьезный негативный след в отношениях между странами.
«Углубление конфронтации, полагаю, не в интересах ни Баку, ни Москвы. Однако я также не вижу никаких признаков того, что со стороны России существует реальное стремление разобраться с накопившимися проблемами», — подчеркнул Мусабеков.
Мы задали следующий вопрос: почему российская сторона допустила столь неблагоприятное развитие отношений?
Отвечая, эксперт отметил, что во многом причина кроется во внутренних обстоятельствах. В частности, по словам Мусабекова, если говорить о расследовании трагедии с гражданским самолетом, ситуация там крайне запутанная.
«Один из элементов этого лабиринта - ракетный комплекс «Панцирь», который был доставлен в зону конфликта из Сирии лично Кадыровым, причем за счет собственных средств. Он передал его в состав воинской части, формально подчиненной Росгвардии. Однако фактический контроль за этой частью осуществляет Кадыров. Когда началось расследование, стало ясно, что его результаты могут затронуть интересы военных. Но армейская сторона заявила, что не принимала «Панцирь» на вооружение, поскольку отсутствовали средства связи и необходимая документация», — пояснил он.
По словам политолога, формально система числится в составе военной части, но ответственность за ее использование «размазана», и потому никто не решается напрямую возложить вину на Кадырова: все оказалось подвешено в воздухе.
«Но если в России внутренний бардак, это не наша проблема. Есть государственная власть, и именно она обязана принести официальные извинения, выплатить компенсации и урегулировать ситуацию. Но этого не происходит. Все просто поставлено на паузу», — подчеркнул он.
Депутат отметил, что аналогичная логика прослеживается и в других инцидентах. В частности, в событиях в Екатеринбурге. По его словам, можно допустить, что имел место эксцесс исполнителя: группа людей, у которых «скудела кормовая база», решила «пощипать» что-то за пределами правового поля.
«В результате были убиты люди, возник общественный резонанс, но никакой официальной реакции на уровне Следственного комитета не последовало. Не было ни отстранений, ни заявлений о наказании виновных. Минимум, что должны были сделать власти - взять расследование под контроль на федеральном уровне, дать четкий сигнал обществу и партнерам, что подобное недопустимо», — подчеркнул эксперт.
Вместо этого, по словам Мусабекова, мы слышим: «все сделано правильно», «это были преступники», «они — граждане России»...
«А теперь представьте, если бы в Азербайджане арестовали 50 граждан России и, к примеру, пятерых забили бы до смерти. Какой бы тогда поднялся визг в Москве, какой бы ажиотаж стоял... А в отношении к нам — глухое молчание», - сказал он.
«Да, Азербайджан отвечает зеркально. Но, подчеркну, без тех уродливых методов, к которым прибегают в России. Не думаю, что мы заинтересованы в дальнейшем ухудшении. Хотя очевидно, что между сторонами накапливается устойчивый холод, постепенно перерастающий в стабильную отчужденность», - отметил аналитик.
Отвечая на вопрос о перспективах возвращения к прежнему уровню отношений, который наблюдался еще год назад, политолог высказался без особого оптимизма.
«Честно говоря, представить это крайне сложно. Пока мы наблюдаем, что траектория развития отношений с Россией идет не в сторону улучшения, а, скорее, в сторону деградации. Это общая тенденция российской внешней политики по отношению к соседям. И Азербайджан здесь, увы, не исключение», — подытожил Расим Мусабеков.
Ахмед Алили: Азербайджан — не транзит, а дипломатический проводник Узбекистана в Европу

Сержант ВСУ Сара Чирилло: Россия провалила летное наступление и теперь бомбит мирные города

В Ханкенди прошла встреча Алиева и Пезешкиана-ОБНОВЛЕНО

Эрдоган и Алиев провели встречу в Ханкенди

Завершился визит президента Узбекистана в Азербайджан

Великобритания поддержала Азербайджан в споре с Россией