Самороспуск РПК и удары дронов: почему конфликт не затихает? - АНАЛИТИКА

Самороспуск РПК и удары дронов: почему конфликт не затихает? - АНАЛИТИКА
26 мая 2025
# 12:00

Хотя Рабочая партия Курдистана (РПК) формально объявила о самороспуске, на практике это не привело к заметным изменениям. Сторонники Курдистана создали разветвленную сеть организаций — своего рода систему сообщающихся сосудов, охватывающую Ирак, Турцию, Сирию, Иран и другие страны Ближнего Востока, что позволяет им сохранять присутствие, свободно перемещаясь между регионами.

На днях турецкий военный контр-адмирал Зеки Актюрк, советник по связям с общественностью и официальный представитель Министерства национальной обороны Турции, провел пресс-конференцию в здании ведомства. Он прокомментировал действия турецких вооруженных сил после очередного (XII) съезда Курдской рабочей партии (РПК).

Эта партия запрещена и признана в Турции террористической организацией.  Официально она ведет борьбу за автономию курдов на территории Турции, что выражается в требованиях введения курдского языка наряду с турецким в государственных школах, в местах компактного проживания курдов, и предоставлении курдским партиям возможности участвовать в выборах в местные муниципалитеты (на практике многие избранные курдские мэры были отстранены из-за их связей с РПК, как было официально объявлено властями Турции). На съезде партия приняла официальное решение о самороспуске. Это случилось после призыва ее лидера, Абдуллы Оджалана, который находится в турецкой тюрьме на острове Имралы.

Однако, судя по всему, РПК сохраняет свои структуры. Речь идет прежде всего о горах Кандиль в Северном Ираке, откуда боевики ведут партизанские и диверсионные действия против турецкой армии. В свою очередь, турецкие войска давно действуют на территории Ирака и атакуют сторонников РПК в этой стране.

От лица турецкого Минобороны Актюрк сообщил, что турецкие «операции, а также мероприятия по поиску и зачистке продолжаются с целью полного обнуления боевых возможностей и возможностей перемещения» боевиков. Отметив, что действия турецкой стороны обусловлены необходимостью «обеспечения безопасности границ Турции», он подтвердил, что удары по позициям РПК продолжаются. Таким образом, ни о каком прекращении огня нет и речи.

В то же время, представители боевого крыла РПК, или Народные силы самообороны (НСС), в недавнем заявлении подтвердили, что удары со стороны Турции продолжаются. Их руководитель Мурат Карайылан сказал, что за последние пять лет НСС овладели искусством подземной войны, применением дронов и специальных действий малых боевых групп, и что они намерены отвечать на военные действия Турции.

Вооруженные операции между РПК и правительством Турции происходят на протяжении почти 40 лет. Сегодня НСС насчитывают, по разным оценкам, от 6 до 12 тысяч боевиков. В то же время, союзные РПК и управляемые их партийными кадрами Сирийские демократические силы (СДС), контролируют около трети территории Сирии, а их численность достигает от 50 до 100 тыс. Они так же известны тем, что широко применяют разведывательные и ударные дроны против своих противников. Эти силы находятся под управлением «кадро» - партийных офицеров РПК, включая их руководителя, Мазлума Абди.

Однако, боевики могут перемещаться из одних региональных объединений в другие. Кроме того, РПК располагают соединениями иранских курдов из аффилированной с ними ПСЖК (Партии свободной жизни Курдистана) и близкими к ним ополчениями некоторой части иракских езидов. На стороне курдов также выступают некоторые арабские племена в Сирии, отдельные ополчения ассирийцев и других нацменьшинств.

Сами РПК и НСС получают финансирование от части курдcкой буржуазии, которая заинтересована в усилении влияния внутри Турции, и кроме того, они получают пополнение от молодежи из семей курдской бедноты.

Турция обвиняет Иран в том, что он оказывает поддержку РПК и СДС, курдские партии это отрицают. Однако, в любом случае, СДС пользуются военной помощью США, которые поставили им оружие на миллиарды долларов, включая джипы, стрелковое оружие и противотанковые управляемые ракеты. Кроме того, американские компании помогли наладить добычу и переработку нефти на скважинах, которые находятся на контролируемых сирийскими курдами территориях Сирии. Там сосредоточены основные запасы сирийской нефти. В лучшие времена Сирия добывала в среднем 400 тысяч баррелей нефти в день. Там же расположены американские военные базы и до 4-х тысяч американских военных. США ведут вместе с СДС охоту на остатки ИГИЛ. Кроме того, на этих территориях находятся лагеря для пленных боевиков ИГИЛ (около 12 тыс.) и членов их семей (около 80 тыс). Вашингтон пока хочет, чтобы они находились под охраной курдов. 

Хотя администрация Трампа время от времени заявляет о своем намерении вывести войска из Северной Сирии, пока что этого не происходит.

Как уже отмечалось выше, СДС, РПК, НСС, ПСЖК  и другие структуры представляют собой огромную сеть - целую систему раскинувшихся по всему Ближнему Востоку вооруженных и гражданских структур. Они похожи на систему тоннелей, которыми сегодня изрыты горы Кандиль в северном Ираке и подземелья Северной Сирии.  Официальный роспуск одной из них может не иметь никаких реальных последствий, поскольку все это - сообщающиеся сосуды. Боевики или гражданские администраторы просто переедут в другие регионы.

Тем не менее, урегулирование курдского вопроса в Турции возможно.  Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана нуждается в голосах миллионов турецких курдов, чтобы добиться победы на следующих выборах. А РПК понесла, по ее собственному признанию, тяжелые потери от турецких дронов и других технических новинок, и потому заинтересована в том, чтобы превратиться в обычную легальную партию (во всяком случае, так думает часть ее сторонников).

Могут ли стороны договориться о реальном прекращении огня, мире и умеренной автономии? В принципе это возможно, и первые шаги в этом направлении сделаны. Но до окончательного результата пока еще очень далеко.

# 2754
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА