Июньские загадки турецкой политики – ПЕРЕД ВЫБОРАМИ

Июньские загадки турецкой политики – ПЕРЕД ВЫБОРАМИ
23 июня 2018
# 16:10

В нормальных политических ситуациях, как правило, страны к внеочередным выборам обращаются в двух случаях; либо этого требуют общество и оппозиционные силы, либо сама правящая партия по тем или иным соображениям считает, что их проведение больше соответствует их интересам.     

В этом отношении, безусловно, если бы политическая ситуация и «общественная температура» в Турции не были бы благоприятными с точки зрения проведения внеочередных выборов, то ни правящая партия, ни сам президент Р.Т.Эрдоган наверное, не решились бы на такое. Так как само предложение о внеочередных выборах поступило из правящего крыла турецкой политической палитры,- его впервые озвучил глава партии Националистического Движения Д.Бахчалы, который и на сей день поддерживает кандидатуру Р.Т.Эрдогана и является союзником правящей партии.

Но несмотря на это, наверное, июнь  нам запомнится не только благодаря чемпионату мира по футболу, но и в связи с парламентскими и президентскими выборами в Турции, потому что во выборах адреналина и «экстрима» не меньше, чем в спорте.

Следует отметить и такое обстоятельство, что из всего избирательного марафона в Турции всех особенно интересуют именно президентские выборы, потому что страна давно уже переориентировалась и стала президентской республикой и поэтому и внимание наблюдателей прикованы в первую очередь к центру тяжести политической власти, т.к. именно институт президентства сегодня является носителем основной части политической власти в братской стране.             

Но есть и другие мнения. Некоторые наблюдатели отмечают явное преимущество действующего президента Р.Т.Эрдогана по сравнению с другими кандидатами, поэтому, по их мнению, вопрос о президентстве почти решен, и лучше было бы, если мы следили за ходом парламентских выборов.         

Но основная масса политических экспертов и наблюдателей в самой Турции и в соседних странах не совсем разделяют подобные поспешные заявления.

Они даже утверждают, что второй тур президентских выборов в любом случае, неизбежен, т.к., по их мнению, как минимум, один из представителей оппозиционного политического крыла страны М. Индже создаст достаточно серьезные проблемы для Эрдогана.

Безусловно, подобные оценки не являются совсем уж беспочвенными. Если отбросить в сторону общие соображения такого рода, как предупреждения политологов о том, что длительное пребывание во власти начинает работать против самой власти, т.к. избиратели и вообще, общество стремятся увидеть в политическом олимпе новых фигур, то станет ясным, что без сюрпризов не обойтись.    

Но в настоящее время в турецкой политической сцене заметны и иные элементы. То, что один из основных оппозиционных политических партий страны - партия Националистического Движения поддерживает Р.Т.Эрдогана, безусловно, увеличивает шансов правящей политической силы.

Но, как уже заметили, у правящих партий бывают свои плюсы и минусы. Касательно новых политических фигур электорат, как правило, рассуждает в контексте будущего, мол, что же он сделает для нас?

А в отношении правящей политической элиты этот вопрос в основном обращается в прошлое: например, что же Эрдоган сделал за эти годы?  

Признаться, даже нам самим не так уж легко ответить на этот вопрос. Потому что на этот счет даже в самой Турции существуют довольно противоречивые оценки.

Конечно, в годы правления президента Р.Т.Эрдогана заметно усилился турецкий вектор в региональной и глобальной политических плоскостях. Но то, что название той или иной страны начало все чаще склоняться в медиа – пространстве, это еще не считается показателем ее развития и мощи.         

Да, за эти годы, как говорили в старину, утекло много воды, но стала ли она достаточно питьевой? Сирийский кризис, арабо -израильский конфликт и соответственно, палестинский вопрос, военные операции в Африне, тесное сближение с Россией, и конечно же, то, что открытие и ТАNAP тоже пришлось на июнь месяц – безусловно, все это, как минимум, с точки зрения внешней политики довольно заметные события.

Но и в политике определяющим фактором всегда является конечный результат. Если попытаться расценивать политику и Эрдогана с этой призмы, то приходится констатировать, что даже отношение к афринским операциям не является однозначным, т.к. до сих пор непонятно: насколько удалось достигнуть поставленной цели по обеспечению пояса безопасности вдоль сирийско – турецкой границы?

Ведь, несмотря на громкие заявления, не удалось расширить границы антитеррористических операций и взять под контроль такой важный сирийский участок, как Манджиб. Только наконец-то недавно премьер – министр Б.Йылдырым заявил, что якобы уже достигнуто соглашение о выходе курдских боевиков из этого важного региона.   

Вдобавок, и сирийский альянс (Турция-Иран-Россия) несмотря на первичные обнадеживающие шаги, ничего существенного не достиг – с одной стороны противоречия внутри самого альянса, с другой, вмешательство США, фактически парализовали процесс, хотя с самого начала политические наблюдатели отмечали, что без США невозможно будет урегулировать сирийский конфликт.              

Безусловно, антитеррористические операции в Африне принесли кое-какие политические дивиденды Р.Т.Эрдогану, но думается, это ограничится лишь поддержкой партии Д.Бахчалы.

С одной стороны, реализация инициатив по поводу перехода страны в президентскую форму правления (партия Националистического Движения, особенно, ее основатель А.Туркеш были ярыми сторонниками этой идеи), с другой, конечно же, названные антитеррористические операции, и безусловно, и попытки противопоставить  гюленовской религиозной сети националистов – «серых волков», объединили правящую партию с турецкими националистами, но временами и даже в этом союзе чувствуются определенные трения.

Но приходится заметить, что с большой вероятностью Эрдоган потерял голоса курдских избирателей – они безусловно, поддержат С.Демирташа, а в случае второго тура отдадут свои голоса за соперника Эрдогана.    

Стоит сказать пару слов и об отношениях с США. И они стали довольно тернистыми. Безусловно, в США не практикуется электронное вмешательство в процесс выборов в других странах.

Но есть другие, т.н. побочные способы влияния на ход выборов в той или иной стране – например, США могут поддержать того или другого кандидата.

Сейчас в отношениях двух государств одним из главных проблематичных моментов является конечно же, комплексы С-400.

Заметим, что США уже предлагают свои альтернативы, но и президент Р.Т. Эрдоган правильно отметил, что именно отказ западных союзников продать подобных систем вынудил Анкару искать их у России.         

Конечно, в США очень хотели бы, что эти выборы стали последними и неудачными для Эрдогана, но это не им решать – для этого существует турецкий электорат. Но, к сожалению, в последнее время и его внимание в большей степени, приковано к курсу национальной валюты, что является дополнительным тревожным моментом.

Что же касается влияния всех этих процессов на Азербайджан, надо заметить, что отношения между двумя странами настолько прочны, что оно не зависит от политической конъюнктуры.

Примечательно, что президент Эрдоган в свою избирательную программу включил пункт и о карабахской проблеме, что является еще одним, дополнительным показателем взаимопонимания между двумя странами.

# 3746
avatar

Гусейнбала Салимов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#