ОЛЕГ АМИРБЕКОВ: Крадущийся тигр, затаившийся стрелец БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ

<span style="color:red;">ОЛЕГ АМИРБЕКОВ : <b>Крадущийся тигр, затаившийся стрелец</b> –<span style="color:red;"> БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ
23 апреля 2018
# 08:30

Если вы любите  театр, то вам будет интересно встретиться с молодым, но очень талантливым артистом Олегом Амирбековым. Его актерские работы  только на первый взгляд  кажутся строгими и эмоционально выдержанными.  На самом же деле  переживания и размышления сложнейшего внутреннего мира Олега, пройдя сквозь  сердце  артиста,  становятся его личной интерпретацией сценической реальности и наотмашь бьют по зрительским душам. 

 Когда я готовился к интервью, то с удивлением обнаружил  список  артистов,  которых  я знаю и люблю, но никогда не задумывался об одной особенности – их всех зовут Олег!    Янковский, Анофриев, Видов, Табаков, Стриженов,  Даль, Ефремов, Борисов,   Басилашвили,  Меньшиков… Родители решили вам дать имя в честь кого-то из них?

 - Нет,  бабушка хотела  назвать Олегом  своего сына, но не получилось. А когда родился я,  она попросила, чтобы Олегом назвали ее внука,  и это предложение было поддержано.  Так что, это чисто семейное предпочтение, не связанное с этим списком действительно  хороших артистов. 

 - С какого возраста вы себя помните?

 - Мне было годика два или три. В  то время  театр часто  выезжал на гастроли,  и  мама уехала на неделю или чуть больше. Однажды я проснулся в своей детской кроватке, а рядом  стоит мама… Спросонья  я не сразу понял, что это она, а потом  очень обрадовался. Правда, мама до сих пор не верит, что такое возможно, слишком уж я был маленький…

 - Самое яркое впечатление детства?

 - Удивительно, но оно тоже связано с мамой… Помню, как с очередных гастролей она привезла  мне  большую металлическую машину с педалями, на которой можно было кататься. 

 - Представляю, как  вы обрадовались  такому подарку!

- Это было очень  круто, ведь  у меня у единственного из всего двора была такая машина и все ребята относились ко мне с огромным пиететом. Это происходило на Монтино, где жили  бабушка с дедушкой. Папы к этому времени уже не стало, мама была очень занята, и я постоянно пропадал на Монтино. Иногда меня спрашивают, что я помню о том времени? Это было ощущение огромной  любви...  Бабушка с дедушкой очень меня любили, я же был их единственный  внук в Баку, потому что другая их внучка жила на Украине. Но она была далеко, а я рядом, да еше мальчик! 

Мы с дедом каждый год ходили ко Дворцу  Ленина, и  фотографировались на фоне  металлических фонтанов, которые в 90-х годах покрылись камышами и мхом. А на оборотной стороне  фотографии дедушка  аккуратно вписывал дату – «1990 год. Джамильке 4 года»…  Тогда они меня называли Джамиль, а сегодня так зовут моего сына в честь деда.

 - И куда  делась  та машина?

 - Не помню… Я из нее вырос и, наверное, ее  отдали друзьям  или соседям.

А своему сыну вы не купили такую  машину?

 - Нет, но  когда ему еще не было годика, мы были на гастролях в Москве, и жена написала мне большой список. До самолета было время, я  накупил ему каких-то развивающих ковриков, игрушек, погремушек, которые мы тащили втроем с коллегами из театра. 

Конечно, мы стали  опаздывать, и  решили  доехать на метро до аэроэкспресса, но когда поняли, что уже не успеваем, мы куда-то бежали по переходам с огромным количеством пакетов, коробок и кульков. Но все эти муки компенсировались тем, что я  везу  эти подарки  любимому и на тот момент единственному сыну. 

Зато сейчас у вас  есть и дочка. Уверен, что вы смотрите  на них не только глазами любящего папы, но и артиста.  Какие они, чем отличаются друг от друга?

 - Они очень разные! Девочка невероятно  самостоятельная и выдержанная, правда, сын время от времени  пытается сбить ее с пути истинного,  и иногда у него это получается.  Он по характеру шалопай, активный, увлекающийся, любящий чем-то заниматься, его  слышно, когда он бывает дома.

Дочка полная его противоположность – она может залезть на  диван, принять изящную позу и смотреть свои любимые каналы.  Девочка пошла в меня, ведь я всегда был очень спокойным, а сын, видимо, в супругу  - она признается, что  в детстве была озорной девочкой.

 - Когда вы поняли, что хотите стать артистом и насколько осознанным был этот выбор? Это же тяжелейшая  профессия, в которой  каждый день приходится расщеплять свою нервную систему на атомы!

 - Спасибо за такую точную характеристику…  Обычно, люди думают, что быть артистом  просто и весело, и не всегда есть понимание,  что это долгие месяцы поиска,  репетиций, обсуждений.  Но  мне было сложно и легко одновременно.  Легко, потому что я с детства рос в этой атмосфере и театр был для меня абсолютно родной средой.  Я помню, как у нас дома  собирались большие компании, поэтому всех  артистов и режиссеров я знаю очень много лет…

 - Как артистичность уживается в вас со спокойствием? Разве артист не должен быть импульсивными, эксцентричным, на грани нервного срыва? 

 - Это еще один стереотип об артистах! Мы все разные… Когда я работаю над ролью, сначала мне надо все понять, задать вопросы, получить  ответы, осмыслить и тогда будет результат.   Однажды к нам в театр приехал Искандер Сакаев, который, видимо, думал, что в Баку живут сплошь  горячие итальянские ребята.  Как-то мы прогуливались по старому городу с Искандером, много разговаривали и вдруг он воскликнул: «Я   тебя раскусил! Ты - немец, тебе надо все сначала  взвесить, чтобы все сложилось». 

 - Кто вы по гороскопу?

 - Стрелец и Тигр. Про Тигра  мне однажды попался  гениальный детский гороскоп! Стоят мальчик с девочкой и  восхищаются красотой тигра: «Посмотри, какой он красивый, какой он важный, как спокойно сидит в клетке». А тигр смотрел  на детей и думал: «Все равно убегу»!

Тигриная натура дает о себе знать?

 - Конечно!  Китайский гороскоп вообще очень точно описывает характер людей, поэтому, несмотря на внешнее  спокойствие,  я всегда готов к прыжку. Однажды  я пришел на репетицию  немного простуженным, и вдруг  режиссер мне  говорит: «А здесь взорвись на нее!» И в этот момент мне стало так лень  что-то переосмысливать, взвешивать, что я буквально попер на нашу бедную актрису, которая  ошалела от такой неожиданности.  «Какой ты, оказывается… А  играешь таких взвешенных, спокойных героев», - резюмировал режиссер. 

 - Театр и кино хотя и родственные, но  все-таки  разные  виды  искусства с точки зрения  артиста.    Что вам  в юности  было ближе?

 - Безусловно, театр…  Но я не помню, чтобы в детстве я особенно актерствовал. Наоборот, я все время режиссировал  -  собирал на Монтино ребят, и распределял между ними роли из спектакля, который тогда шел у родителей в театре, по-моему, он назывался  «В городе ужасно неспокойно». И мне вполне  это удавалось.

- Вы же по образованию режиссер, есть вероятность, что однажды вы вернетесь к своей профессии? 

- Очень хотелось бы…

 - Театра или кино? Все-таки,  сейчас век кино…

Сколько бы театру не предрекали смерть, он вечен.  В Москве я имел такое счастье попасть в театр Вахтангова на совместный  российско-греческий  спектакль  «Царь Эдип», в котором режиссер Туминас  использовал настоящий греческий хор из Афин, потому что в  древние времена основным действующим  лицом был именно хор. 

 - И как впечатления?

Потрясающий спектакль! Текст, размер стиха,  ритмика – все сохранено в первозданном виде, и, тем не менее, постановка получилась замечательная.

- А как зрители воспринимают этот непривычный формат древнегреческой трагедии?

 - Сегодня это спектакль из номеров один в Москве, на который невозможно попасть. Безусловно,  кино более массовый вид искусства, но театр, все же, уникален своей неповторимостью… Невозможно прийти  и купить билет на спектакль, который снят с репертуара. К тому же, их  редко снимают на пленку, и  они растворяются во времени. 

- В кино вам играть так же интересно, как в театре?

Это несравнимые ипостаси, но сниматься в кино мне нравится, особенно когда подбирается хорошая съемочная группа.

- А какой жанр  вам ближе?

 - Я снимался в серьезных картинах,  а вот в комедиях  пока не довелось. Возможно, это прозвучит нескромно, но я считаю себя неплохим комедийным артистом, потому что когда мне в театре даю комедийные роли, получается  очень смешно. И пошутить я люблю.

- На сцене или в  жизни?  Разыгрываете друзей на 1 апреля?

  - Постоянно, и в этом я, наверное, пошел в папу - про его розыгрыши ходят легенды.

- Расскажите хотя бы одну!

Это же театр, надо вспомнить что-то печатное… Папа блестящее владел искусством пародии. Однажды они с театром были на гастролях в Нахчыване. Он пришел в  номер к актрисам попить кофе, внимательно все осмотрел, а потом позвонил им по телефону и с типично нахчыванским акцентом начал описывать, что и где у них находится. 

Потом, конечно же, он признавался,  но дамы испугались не на шутку.  Ну и мы тоже пытаемся шутить, и не только на 1 апреля. Этот день,  как правило, проходит буднично.

- А вас когда-нибудь разыгрывали?

- Нет, это сложно, я всегда чувствую подвох. Хотя, возможно, у меня все впереди…

- Без правильно настроенного чувствительного аппарата невозможно быть  убедительным.  Что служит пищей для вашей артистической души – книги, музыка, наблюдения  за другими людьми?

- Наверное, все вышеперечисленное…  Никогда не забуду мамин рассказ,  как она была на похоронах своего дедушки. Вокруг все плакали, а  она поймала себя на мысли, что за кем-то   наблюдает, чтобы запомнить, как себя вести,  если  придется играть подобную сцену. Несмотря на трагизм момента, в ней включился профессиональный  «глаз»… То же самое происходит и со мной. Я очень люблю путешествовать, и как-то раз я был в Светлогорске на международном  форуме «Команда будущего».

Там было  много ярких  типажей, но  особенно мне запомнился один  гид, который очень оригинально  проводил  экскурсии. У него были заранее заготовленные слова и фразы, и, слушая его, я понимал, что это целая  драматургия. Естественно,  я это запомнил и отложил в  памяти.

С режиссерами решаетесь спорить, когда не согласны с их видением роли?

 - Это больше счастье, когда режиссер  что-то «видит»  и рассказывает об этом артисту…

 - По вашему последнему спектаклю «Церемония» можно сказать, что режиссер  видит! Я два часа рыдал, и жду, когда снова попаду на этот спектакль,  и  хочу приобрести много билетов, чтобы пригласить всех друзей и  родных, а потом долго-долго  обсуждать увиденное…

Это очень приятно слышать,  но «Церемония» стоит особняком от всего репертуара. Там совершенно  другая эстетика, другое решение, к сожалению, не свойственное нам.  Режиссер Аршад Алекперов очень талантливый человек,  с ним комфортно  работать, потому что ты, как артист,  понимаешь,  что он от тебя хочет. Для актера очень важно действие,  понимание того,  что происходит, кто ты такой и так далее, и когда вы находите  решение  вместе с режиссером, это бывает потрясающе.  

Аршад  нам все время говорил: «Я могу вам рассказать, как я это вижу, а как играть,  будете решать сами, по своей психофизике».  Спектакль получился в том числе  благодаря  очень удачному распределению  ролей и хорошему   составу. Понятно, что речь  идет о короле,  но  в спектакле важны все персонажи. Причем,  реален только король, а все остальные  - это Смерть, Долг, Жизнь, Любовь. Главное, мы все поняли идею режиссера, про что мы ставим  и о чем  рассказываем, поэтому  и эмоциональный  отклик получился таким ярким.  На мой взгляд, каждая постановка  должна быть успешной. Сегодня непозволительная роскошь ставить  спектакль, про который  заранее известно, что он  будет слабым или провальным.

 - И тогда люди снова придут в театр…

- Зрителя невозможно обмануть!  Лукавят те, кто говорит, что зритель уже не тот, он не ходит в театр и ничего не понимает в этом искусстве. 

 - Но на «Церемонию» же зритель пришел?!

 - Это  капля в море, хотя,  «что есть океан, как не множество капель»?  Таких капель должно быть много… 

 - Какие еще спектакли стали для вас запоминающимися?

 - «Волки и овцы», который поставил Теймур Насиров, бакинец, который переехал в Питер, я  сейчас работает  где-то в Сибири. Я получил огромное удовольствие от этой постановки именно потому,  что это была совместная работа артиста и режиссера.  «Хочешь  сыграть безбашенного героя,  которого руки не слушаются?» - спросил он меня.  «Очень хочу», - ответил я и  он мне дал роль Клавдия Горецкого. И мы из этой крохотной роли  сделали супергероя, значительно расширив его присутствие на сцене. Мой герой ходил в галифе,  грязных сапогах и с синяком под глазом, который я себе придумал, причем, не  сказав об этом режиссеру. 

Он  сидел на репетиции в третьем ряду, и когда увидел у меня  огромный фингал, долго хохотал.  Это была совместная работа, мы оба были заинтересованы в успехе, поэтому она  и «выстрелила».  После этого  спектакля обратили внимание, что я  могу  играть не только бронзовых героев.

 - А женщину вам было бы интересно сыграть?

 - Это всегда смешно,  когда мужчина  наряжается в женщину. У нас есть один спектакль -  «Судьба артиста»,  где   играю усатого актера,  который  в свою очередь играет  Эмилию, жену  Яго. Он выходил в  женском наряде,  усы  чем-то заклеены,  потом эта конструкция отваливается. Но не это главное!

Играя эту роль, я мучительно думал – как женщины ходят на каблуках?!   Пришлось осваивать это искусство, мне  целые мастер-классы  устроили!

 - То есть, сейчас для вас не проблема  носить каблуки?

 - Вполне могу пройтись и даже бегаю на них, когда опаздываю на сцену…

На этой веселой ноте я хотел бы поблагодарить вас за беседу. И  хотя  в Баку  мужчинам  не принято говорить  такие слова, но в мире  людей творческих  возможно все!  Поэтому я вас люблю и очень уважаю, и хочу чтобы, вы об этом знали. Каждый раз,  когда вы появляетесь на  AzTv  или  канале  Mədəniyyət, я усаживаю своих детей перед телевизором и говорю, что современный  азербайджанский мужчина, бакинец,  молодой артист и, надеюсь, в будущем режиссер, должен быть таким,  как  Олег Амирбеков. Огромное вам спасибо за интервью!

Рубрика "БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ" выходит на Vesti.Az при поддержке популярной сети книжных магазинов LIBRAFF

# 5497
avatar

Бахрам Багирзаде

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#