«Реформы» в Армении: Саргсян остается, Карапетян… не уходит

<span style="color:red;">«Реформы» в Армении : Саргсян остается, Карапетян… не уходит
31 января 2018
# 08:48

Накануне на уровне законодательных регулировок, по сути, стала ясной та государственная структура, которая будет управлять Арменией после апреля, иными словами – была начерчена государственная структура парламентской Армении. Первое обстоятельство, которое бросается в глаза после даже мимолетного ознакомления с проектом закона «Об органах системы государственного управления», это то, что не изменится философия управления.

И это – несмотря на то обстоятельство, что переход к парламентской модели должен был предполагать формирование многополярной системы – даже в институциональной, формальной плоскости. Однако в случае законодательных регулировок мы имеем дела не только с формальными формулировками, а, быть может в самую первую очередь – с влиянием политической культуры. Даже в 1995 году, когда содержание власти было несравнимо более политическим, элита не выдержала структуры советского управления и искушения цивилизационной реставрации.

Изменились названия государственных органов, а может и адреса, однако осью формирования, деятельности власти осталась личность, лидер, которого вчера называли первым секретарем, а сегодня – президентом. Завтра, судя по проекту закона «Об органах системы государственного управления», его будут называть премьер-министром, однако от этого, по сути, в содержательном смысле ничего не изменится, потому что характер управления останется авторитарным, эгоцентричным. Может быть, даже большим, нежели сегодняшняя президентская модель, потому что проект не меняет, например, содержание Полиции, СНБ, не увеличивает политическую, общественную подотчетность их деятельности, и делает их подчиненными даже не исполнительного коллегиального органа, а одного человека – премьер-министра. Это так и сегодня, но этот один человек имеет президентский статус.

Меняется система управления, однако это не приводит даже к пересмотру числа министерств или их полномочий, функциональной роли. Мы опять имеем дело с механическими изменениями, которые ни в коем случае не поспособствуют повышению качества, эффективности управления. Пожалуй, новостью будет статусное, структурное изменение Совета безопасности, который станет больше походить на небольшой или параллельный кабинет, однако даже в этом случае мы имеем дело не с внедрением культуры многополярного управления в госсистеме, а с увеличением возможности маневра Первого лица – премьер-министра, потому что он, по необходимости, может сыграть на объективных или субъективных противоречиях управляемых им структур – с целью усиления, увеличения собственной власти.

Проект закона «Об органах системы государственного управления» – не об эффективном управлении, а вероятной договоренности Серж Саргсян-Карен Карапетян, иными словами – о новом системном статусе-кво. Цена договоренности – должность первого вице-премьера, которая словно специально создается в угоду Карена Карапетяна или же в случае его премьерства – для того, чтобы связать его по рукам и ногам. В РПА должность первого вице-председателя констатирует особый статус Карена Карапетяна.

Сейчас это будет закреплено должностью первого вице-премьера, что предполагает большую договоренность Серж Саргсян - Карен Карапетян – с перспективой премьерства первого. Но также и на институциональном уровне закладывается и внутривластное противостояние – с одной стороны сохраняется власть Сержа Саргсяна, а с другой – формализуются амбиции Карена Карапетяна.

1in

# 3231
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#