Тбилиси вряд ли будет рисковать партнерством с Баку ради интересов Еревана

Тбилиси вряд ли <span style="color:red;">будет рисковать партнерством  с Баку ради интересов Еревана
15 января 2018
# 14:00

25-26 декабря 2017 года состоялся официальный визит президента Армении Сержа Саргсяна в Тбилиси, в ходе которого он встретился с грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили, премьер-министром Георгием Квирикашвили и председателем парламента Ираклием Кобахидзе, а также Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым. В ходе этих переговоров обсуждались ключевые вопросы двусторонних отношений в различных сферах, представляющих взаимный интерес.

Следует отметить, что уже третий год подряд перед новым годом президент Армении отправляется с визитом в Грузию. Поэтому подобные предпраздничные вояжи Саргсяна в Тбилиси стали обыденным явлением, и, как правило, не привлекают особого внимания экспертов и общественности, по крайней мере, за пределами этих двух стран.

В этом отношении последнее посещение Саргсяном грузинской столицы также осталось бы незамеченным для подавляющего большинства экспертов, если бы не предшествовавшие этому визиту события. Речь идет, прежде всего, о заключенном 19 декабря 2017 года контракте между Грузией и швейцарской компанией SGS (Societe Generale de Surveillance) о механизмах таможенного администрирования и мониторинга товаров на грузино-российской границе.

Этот контракт заключен в рамках реализации грузино-российского соглашения "Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли" от 2011 года. Напомним, что в 2011 году тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили снял вето на вступление России в ВТО лишь с тем условием, что маркировкой и контролем грузов, проходящих через коридоры на оккупированных грузинских территориях - Абхазии и Цхинвальского региона (Южная Осетия), будут заниматься международные посредники. Хотя в тот момент Россия вынуждена была принять условия грузинской стороны и подписать соответствующее соглашение, но явно не торопилась с его реализацией. И соглашение между Грузией и SGS стало первым шагом в данном направлении.

Ереван был особенно воодушевлен заключением данного контракта, и в частности, заявлением премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили о том, что теперь при форс-мажорных обстоятельствах Армения может воспользоваться транспортными коридорами через Абхазию и Цхинвальский регион для доставки грузов и товаров из России. Армянские и некоторые российские СМИ поторопились представить это заявление как прорыв Арменией транспортной блокады и кризис азербайджано-грузинского стратегического партнерства.

Дело в том, что на сегодняшний день единственным сухопутным транспортным коридором, связывающим Армению с Россией является Военно-Грузинская дорога через Верхний Ларс, которая в зимнее время периодически закрывается из-за тяжелых климатических условий. А морская транспортировка грузов слишком дорого обходится Армении. Исходя из этого, обеспечение устойчивого транзита армянских грузов и пассажиров в российском направлении является одним из главных задач Еревана. В этом смысле открытие транспортных коридоров через Абхазию и Цхинвальский регион помогли бы Еревану в частичном решении этой задачи. При этом армянская сторона особенно заинтересована в восстановлении движения по абхазской железной дороге.

По этой причине заявление грузинского премьер-министра Георгия Квирикашвили вызвало определенную обеспокоенность в Азербайджане. Ведь в Баку прекрасно осознают, что если предложение грузинского премьера осуществится, то это приведет к ослаблению транспортной блокады Армении и усилению транспортных связей этой страны с Россией, при поддержке которой она продолжает оккупацию азербайджанских территорий. Тем более что при желании ситуацию на Верхнем Ларсе каждый день можно назвать "форс-мажорной". А все эти факторы в совокупности объективно сделают позицию Еревана в карабахском урегулировании еще более бескомпромиссной. Имея в виду эти обстоятельства, многие армянские СМИ утверждали, что визит Саргсяна в Тбилиси "может стать прорывным, открывающим новую страницу в армяно-грузинских отношениях".

В свете вышеупомянутого заявления грузинского премьер-министра, армянская сторона надеялась, что данный визит конкретизирует возможность открытия транспортных коридоров для Армении через оккупированные грузинские территории.

Однако, как и следовало ожидать, визит Саргсяна в Грузию закончился явно не с теми результатами, на которые рассчитывали в Армении. В ходе визита армянского президента в Тбилиси было сказано много слов о взаимной дружбе и добрососедстве, но не удалось достичь конкретных результатов, в том числе по вопросу транспортных коммуникаций. Хотя не исключено, что данная проблема коммуникаций стала одной из основных тем обсуждения во время визита армянского президента в Тбилиси.

Безрезультативность обсуждений по данному вопросу большинство экспертов считают вполне естественным, поскольку, несмотря на недавно заключенный контракт между Грузией и швейцарской компанией SGS, перспективы реализации грузино-российского соглашения о механизмах мониторинга грузов от 2011 года остаются весьма туманными. А это делает открытие транспортных коридоров через Абхазию и Цхинвальский регион практически невозможным.

Для практической реализации грузино-российского соглашения от 2011 года необходимо, чтобы Россия также подписала аналогичный контракт с SGS. А это весьма маловероятно, поскольку в этом случае Россия должна будет представлять SGS всю информацию о грузах, вывозимых в Россию и ввозимых из России, в том числе в оккупированные грузинские территории. Хотя по соглашению 2011 года Кремль и пошел на косвенное признание российско-грузинской границы по реке Псоу (Абхазии) и Рокскому тоннелю (Цхинвальский регион), но в действительности она вряд ли допустит мониторинг швейцарцев на этих оккупированных территориях Грузии. Это подтверждается и откровением грузинского премьера Квирикашвили, который на днях признался в том, что Россия "выдвинула неприемлемые для Грузии условия и внесла неприемлемые технические поправки" для реализации соглашения 2011 года.

С другой стороны, открытие транспортных коридоров через Абхазию и Цхинвальский регион сопряжено с серьезными политическими проблемами для Грузии. Так, восстановление транзита через вышедшие из-под контроля Тбилиси территории станет шагом в направлении легитимизации существующего геополитического расклада и фактически будет равносильно признании независимости Абхазии и Цхинвальского региона (Южной Осетии). А на это не пойдет ни одно грузинское правительство. К тому же, заявление премьер-министра Грузии о том, что Армения при форс-мажорных обстоятельствах теоретически может воспользоваться транспортными коридорами через оккупированные территории, уже вызвало шквал критики у грузинской оппозиции, которая расценила это как капитуляцию перед Россией. Аналогичной позиции придерживается и большинство экспертов в Тбилиси.

В частности грузинский эксперт Тенгиз Аблотия на сайте "Грузия Online" назвал открытие данных коридоров "государственной изменой" и предупредил, что в "случае смены власти в стране вся правительственная верхушка "Грузинской мечты" пойдет на нары лет на 20".

Поэтому еще накануне визита президента Армении в Тбилиси, глава МИД Грузии Михаил Джанелидзе, пытаясь успокоить разыгравшиеся страсти, вынужден был заверить, что проблема транспортных коридоров, в частности, вопрос об открытии абхазского участка железной дороги не будет обсуждаться на предстоящих переговорах.

Говоря о возможности восстановления движения на абхазском участке железной дороги, не эксплуатирующейся четверть века, нельзя игнорировать и экономическую составляющую вопроса. Дело в том, что из-за наличия на этом участке значительного количества сложных инженерных сооружений (тоннелей, мостов и т.д.), восстановление движения на ней потребует немалых инвестиций.

А низкая пропускная способность и малые объемы возможных перевозок делает окупаемость этих инвестиций практически невозможной. В этих условиях вряд ли найдутся желающие инвестировать немалые средства в столь сомнительный проект, к тому же находящийся в зоне продолжающегося вооруженного конфликта. Все эти факторы в совокупности делают открытие транспортных коридоров, связывающих Армению с Россией через оккупированные грузинские территории в ближайшей перспективе практически невозможным. Поэтому, проект транзита армянских грузов через Абхазию и Южную Осетию, скорее всего, дальше разговоров не пойдет.

Подобными разговорами Армения и ее стратегическая союзница Россия, скорее всего, пытаются спровоцировать нервную реакцию Баку и заронить зерна недоверия к Грузии со стороны Азербайджана. Одновременно Армения и Россия, разыгрывая коммуникационные интриги, пытаются подорвать стратегическую ось "Баку-Тбилиси-Анкара". При этом Тбилиси, не желая озлоблять и превращать Ереван в откровенного врага, в определенном смысле подыгрывает армянской стороне в данном вопросе.

Но ради интересов Еревана Тбилиси вряд ли будет рисковать стратегическим партнерством с Баку. Случайно или нет, визит Сержа Саргсяна в Тбилиси проходил на фоне очередного приостановления движения на Военно-Грузинской дороге. 26 декабря Саргсян уже вернулся в Ереван, но утром 27 декабря на Верхнем Ларсе все еще стояли почти четыре сотни армянских фур, ожидавших открытия дороги в Россию.

# 9955
avatar

Тунал Азери

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#