Отец шехида : с его телефона говорили на русском и армянском

Отец <span style="color:red;"> шехида  : с его телефона говорили на <span style="color:red;"> русском и армянском
13 января 2018
# 17:30

Один из павших во время апрельских боев 2016 года азербайджанских военнослужащих, Турал Гурбанов родился в 1992 году в селе Сыгырлы Кюрдамирского района Азербайджана. Еще учась в школе, испытывал тягу к военной форме, и стоило кому-то из соседей или родных приехать в отпуск с военной службы, как Турал неизменно отправлялся к ним, а то и просил дать форму «напрокат» - надеть хоть на несколько минут. И когда в 2010 году он «срезался» на приемных экзаменах, недобрав положенный балл, то особого огорчения не испытал, поскольку 25 октября, спустя два дня после своего 18-летия примерил ту самую заветную военную форму – в этот день он пошел в армию. А спустя ровно 6 месяцев сообщил отцу, что принял решение записаться в спецназ. Турал был парень рослый и крепкого сложения, за полгода службы не нашлось в их части никого, кто на занятиях по борьбе смог бы повалить его на лопатки. И в боевой подготовке никому не уступал. Собственно, и Гуршад Гурбанов был рад стремлению сына идти военной стезей.

В 2011 году Турал начал служить прапорщиком в N-ской воинской части. Спустя два года – в 2013-м сыграли свадьбу с любимой девушкой, его двоюродной сестрой Афаг. В 2014-15-е годы у них родились две дочери.

Вдова Турала Афаг Гурбанова заметила, что отрезок своей жизни до Турала даже не отложился в ее памяти:

- Как ни тяжело теперь жить с сознанием утраты, могу сказать, что если бы он чудесным образом вернулся, я опять вышла бы за него. В сущности, мы разлучены только телесно, а духовно, в помыслах остаемся вместе. Наш дом находится поблизости от воинской части, и поэтому он очень часто приходил к нам пополудни. Когда же он отлучался на несколько дней, на задание или маневры, меня охватывал страх. Видя мое беспокойство, в утешение мне говорил, что в конце года его срок кончается, демобилизуется и займется на «гражданке» чем-нибудь другим. Но я-то знала, что никуда он из армии не уйдет, так привязан был к военному делу. Каждый день во время молитвы непременно просил Всевышнего, чтобы ниспослал нам победу, чтобы наши земли были освобождены….

Афаг рассказала, что март 2016 года был отмечен резким обострением на фронте, вследствие армянских провокаций азербайджанская армия понесла потери:

- Последние числа марта Турал был заметно не в духе. 27-го числа пришел и наказал готовиться в дорогу – решил отвезти нас в отчий дом, а сам отправляется на маневры. Я приготовила ему поесть, а также сумку в дорогу. Доехали уже поздно ночью, а рано утром мы с дядей Гуршадом проводили его. Сказал, что вернется дней через десять, может, через месяц. Напоследок произнес «прощай» - никогда такого не бывало…

Рассказывает Гуршад Гурбанов, отец Турала:

- 27 марта вечером к нам приехал Турал вместе с детьми. Сказал, что привез их, чтобы не скучно было дома, поскольку ему на маневры. Их возили на маневры каждый месяц, и поэтому никакого беспокойства не было, мы побеседовали, как всегда. Рано утром мы поднялись, чтобы проводить его, как это было много раз за последние пять лет.

Турал звонил и просил подкинуть ребятам еды и фруктов на дорогу. И я, сделав это, всегда чувствовал внутреннее удовлетворение оттого, что чем-то помог защитникам нашей страны. Садясь в машину, Турал обернулся к нам; в его взгляде было что-то необычное, от него меня словно кольнуло в сердце…

Гуршад вспомнил, что в последующие дни они перезванивались с Туралом. Последний телефонный разговор был 2 апреля около полудня:

- Он говорил с сестрой и попросил не поминать лихом. Спустя некоторое время мне откуда-то послали фотографии Мурада Мирзоева и Турала. Но ведь надежда умирает последней, говорят. И родственникам я говорил, что Турал жив, на задании. Третьего мне позвонили с номера Турала; кто-то поздоровался на чистом азербайджанском языке, а потом спросил, говорю ли по-русски. И я насторожился. На том конце сказали несколько слов по-русски, а потом по-армянски. Я немедленно отправился в военкомат, но там сказали, что им ничего не известно. Тогда я наутро поехал в Тертер, в отделение МНБ, тамошний начальник сказал, что пока точных сведений не имеем, так что не будем думать о плохом, обещал известить, если что…

В том бою у села Талыш близ Агдере группа под командованием Мурада Мирзоева, в которой Турал был сапером, уничтожила до 70 неприятельских солдат.

- Заметив там женщин и детей, Мурад приказал не стрелять в ту сторону, - говорит отец Турала. – Спустя некоторое время по ним стали бить из артиллерии, «градами». Только убедившись, что все убиты, армяне пришли и забрали тела. Те, кто участвовал в том бою, рассказывали, что ребята сражались геройски под ураганным артиллерийским обстрелом и отбили у армян несколько постов, уже заранее отомстив за свою кровь. Когда Мурад заявил, что идет вперед, а остальным наказал возвращаться, пятеро бойцов сказали: куда командир, туда и мы. Я воспитывал Турала бесстрашным, чтобы достойно защищал Родину. Но я никогда не думал, что так рано потеряю его. В нашей семье всегда царил дух патриотизма, и я каждый год 20 января справлял поминки. В итоге мой собственный сын вошел в число шехидов.

Афаг вспоминает, что последнее послание по телефону Турал отправил ей 2 апреля утром:

- Писал, что обстановка здесь неважная, так что не поминайте лихом, если что. И добавил, что через несколько минут обо всем узнаете. После этого я писала несколько раз – не дошло, звонили – ответа нет. Оказалось, в это время его уже не было в живых, об этом знали все, кроме нас. В полдень у моей дочери вдруг отнялся язык, и никто не понял, в чем тут дело. Только 11-го на рассвете сообщили, что к нам привезут гроб с телом Турала… Кто-то наказал мне не кричать и не плакать при людях, Туралу это не понравится. И тогда до меня дошло, что в том гробу мой Турал. Некоторые сказали: радуйтесь, что хоть мертвого вернули, армяне могли и не выдать тела…

# 33584
avatar

Аида Эйвазлы

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#