Армянам и азербайджанцам еще долго придется гадать, кому же достанется Карабах

Армянам и азербайджанцам еще <span style="color:red;">долго придется гадать , кому же достанется Карабах
2 декабря 2017
# 17:30

Возможные геополитические и даже сугубо экономические последствия подписанного соглашения Армении с Европейским Союзом, особенно, его влияния на карабахскую проблему и в том числе, на армяно–российские отношения и по сей день продолжаются активно дискутироваться.

Высказываются разные мнения, кто-то ищет в этом признаков сверхскорых перемен в российско–армянских отношениях, другие пытаются обратить внимание на скудное содержание соглашения, третьи же даже призывают немедленно воспользоваться возможной «трещиной» в союзе Москва–Ереван.

Сперва заметим, что даже среди европейских стратегов нет единого мнения относительно концепции Восточного партнерства.

Сегодня вырисовываются контуры, как минимум, трех подходов к данному вопросу.

Некоторые представители европейских политических кругов на первый план выдвигают геополитические соображения и концепцию Восточного партнерства рассматривают, как попытку ослабить влияние России в некотором секторе бывшего советского пространства.

Другие придерживаются чуть иного мнения и рассматривают проблему с сугубо экономической точки зрения, но в то же время, и они делают акцент о необходимости уменьшения российского влияния, точнее, российского экономического присутствия в том же секторе бывшего советского пространства.

В принципе, эти два подхода достаточно близки друг другу, только приоритетным моментом в первом подходе являются геополитические ориентиры, во втором подходе же чувствуется стремление усилить роль европейской экономики в странах Восточной Европы и как можно, быстрее вытеснить оттуда российский капитал, и конечно, расширить границы европейского рынка.

Но есть и умеренное крыло, они не разделяют философию не первого и не второго подходов, наоборот, считают, что подписанное соглашение с Арменией можно рассматривать, как своеобразный «мост» между Европейским и Евразийским союзами.                      

Несомненно, в Азербайджане всех в первую же очередь, интересуют именно последствия подписанного соглашения для армяно–российских отношений.

Мы старались внимательно следить за этим процессом и надо отметить, что подписание соглашения вовсе не было сюрпризом для Кремля. Армения каждый его пункт согласовывала с Москвой, за это время Ереван посетили с официальными визитами премьер-министр и министр иностранных дел России.

Вдобавок, это было уже второй попыткой армян. В первый раз, когда подписывались первые договоры об ассоциации с ЕС, Ереван также пытался заложить основы новых «брачных уз» - на этот раз, уже с Европой.

Но тогда президента Армении срочно вызвали в Москву, и указали ему место.

Таким образом, в тот раз евронамерения армян не сбылись. Думается, что, если в Кремле были бы против подписания второго соглашения, могли бы и на этот раз без особых проблем как следует укротить «строптивых» армян…

Но, видимо, и в Кремле не против того, чтобы создавались «мосты» между Европейским и Евразийским союзами.

Во–первых; Москве не так уж просто остановить возрастающий натиск Европы.

Во-вторых; Евразийский Союз все больше напоминает мертворожденного ребенка, т.к. у Москвы нет никаких экономических мощностей, чтобы стать мотором крупного геоэкономического проекта, а ее сателлиты, в том числе, те же армяне требуют конкретных экономических дивидендов от ЕАЭС, а иногда, просто куска хлеба.

В-третьих; Кремль, по всей видимости, достаточно внимательно, как следует, «проработал» над очередным армянским соглашением, т.к. она напоминает больше политическую декларацию, нежели тщательно разработанное экономическое соглашение.

Поэтому, никакого гнева со стороны Кремля ожидать не следует, этот шаг согласован с Москвой, и Армению можно считать первым «десантом» России в ЕС.

Тут  было бы не лишним напомнить, что и Азербайджану следует всерьез задуматься о подписании соглашения с ЕС, т.к. в настоящее время только два государства – Азербайджан и Беларусь еще не подписали соответствующего соглашения. Если Армения, которая является членом ЕАЭС и ОКДБ, все же смогла реализовать это, значит, и нам нечего опасаться.

Но в связи с этим уже отмечают другую проблему Азербайджана – наша страна еще не является членом Всемирной Торговой Организации, переговоры с которой продолжаются уже свыше пятнадцати лет.

Признаться, аргументы наших чиновников в этом контексте не кажутся нам убедительными. Неужели наш внутренний рынок так «хрупок», чем рынки Грузии или Армении? Неужели существуют и в самом деле, серьезные аргументы в пользу проведения жесткой протекционистской политики?

Среди наших азербайджанцев есть одна интересная поговорка; чтобы почувствовать разницу, например, между Азербайджаном и Грузией, достаточно всего один раз побывать на «Красном мосту!».

И в связи с этим возникает один очень резонный вопрос: кто больше нуждается в протекции – наш внутренний рынок или же наши некоторые чиновники – олигархи?      

Что касается армяно–российских отношений, в политике определяющими факторами в первую очередь, являются интересы и искать какие–то сакральные мотивы в плоскости Москва-Ереван, вовсе, не стоит, – каждый имеет свои цели и намерения.

О причинах, связывающих Армению с Россией, мы не раз писали и нет смысла еще раз останавливаться на этом.          

Тут важнее совсем другое. Мы сами не раз писали, что «сила» Армении заключается только ее геополитическом союзе с Россией. И неоднократно отмечали, что этот союз по разным причинам, рано или поздно, даст «трещину».

Во–первых, политика президента Путина россиянам ничего хорошего не обещает, т.к. у России нет соответствующих экономических мощностей, чтобы соревноваться с США и Европой в военной плоскости; имперские амбиции Кремля вовсе, несоразмерны с его экономическими возможностями и истощение неизбежно.

Во-вторых, даже сами российские политологи, экономисты и аналитики постоянно пишут о неизбежности второй «перестройки», т.к. первая к сожалению, не привела к кардинальным переменам в жизни российского общества.

Поэтому рано или поздно, как минимум, по объективным причинам, и геополитический союз Россия–Армения потерпит кардинальные изменения. Когда в Кремле наконец–то поймут, что имперские амбиции им уже не по карману, тогда им больше не понадобится и «форпост» в Южном Кавказе.

Но в принципе, не исключены и более ранние «трещины» в отношениях двух союзников. Уже с начала 90-х годов в Баку часто звучат такие мысли, что мы должны внимательно следить за переменами в армяно–российских отношениях и выжидать подходящий момент.

И надо отметить, что Азербайджан постоянно регулировал свои отношения с Москвой, учитывая именно этот «ереванский фактор». Даже когда мы пытались проводить референдум о независимости,  краем глаза следили за политикой и Еревана, чтобы поспешными шагами не спровоцировать гнев Кремля.

И сейчас тоже некоторые думают, что долгожданный момент наконец–то наступил. Но правы ли они? Думается, что с выводами торопиться не стоит.

Как уже отметили, Армения свои еврострасти согласовала с Россией и поэтому еще рано искать «трещины» в их отношениях.

Кроме того, Кремль по-прежнему больше «доверяет» армянам, чем азербайджанцам. Дело в том, что Москва к их национальному бреду вовсе, серьезно не относится. Но другое дело, Азербайджан, другое дело, республики Центральной Азии! Да, они более реальные угрозы имперским амбициям России, нежели армянские национальные басни-сказки…

Вдобавок, у Москвы есть вполне конкретные условия: Азербайджан должен стать членом Евразийского и Таможенного союзов, членом ОКДБ! Она еще требует, чуть ли не максимального статуса для Нагорного Карабаха и размещения там своих миротворцев! Лишь после того, как Кремль будет уверен, что Азербайджан уже находится в его руках, тогда возможно, он наконец, что-то предпримет.

Поэтому видавшие виды Кремль не торопится с подарками, и армянам и азербайджанцам еще долго придется гадать, кому же достанется Карабах, т.к. это небольшая территория еще пригодится ему,- так же как, Абхазия или же Приднестровье.

Отсюда следует лишь один вывод: мы должны проложить свой путь в Карабах! Поверьте, он существует и не так долог, как кажется, на первый взгляд. Нам просто, стоит всерьез встать на этот путь и оставить иллюзии. Тогда наконец - то поймем, что десятилетиями «вращаясь» в российской орбите, попросту теряли время.

И не надо терзать себя с вопросами и сомнениями по поводу глобальных процессов. Да, в мире идут сложные процессы. Иногда возникает ощущение устрашающей пустоты–ведь, не совсем понятно, что будет даже с такими институтами, как НАТО ли ЕС, скажем, через двадцать лет?

Безусловно, и в этой плоскости вопросов предостаточно. Но ясно одно: все это, в каком–то смысле, естественные процессы.

В мире возникают все новые и новые экономические или политические центры, и они диктуют новые альянсы, коалиции или же союзы.

Вспомните, например, когда было создано НАТО? И что тогда представляли с собой эти европейские страны и чем же сейчас они являются?

Даже американский президент Д.Трамп, в каком-то смысле, прав, когда твердит, что господа, европейцы, сейчас не пятидесятые годы и вы уже не те послевоенные европейские государства - развалины, так, что увеличивайте свои военные расходы!

Правы и те европейцы, которые ищут альтернативы к НАТО – ведь, и они уже достаточно сильны и мощны, чтобы отказаться от американской опеки, самостоятельно вершить судьбу континента!

Во второй половине прошлого столетия в философию, вообще, в общественное сознание прочно вошли два понятия: сложность и неопределенность.

Они сперва возникли в лоно естественных наук, особенно, в синергетике, но быстро стали всеобщими парадигмами культуры. И мы должны привыкать к ним: да, в этом мире больше сложностей и неопределенностей.

И самое главное, в большой политике нет «точных указателей», показывающих куда идти или с кем дело иметь! Нет и «старших братьев» и должны уже сами ориентироваться. Да, будут ошибки и просчеты, но где они не бывают? В конце концов, и мы научимся,- если другие могли, значит и мы сможем.

# 13679
avatar

Гусейнбала Салимов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#