15 мгновений октября: армянам всегда уютнее там, где плохо тюркам

15 мгновений октября: <span style="color:red;">армянам всегда уютнее  там, где плохо тюркам
14 октября 2017
# 13:10

Ожидалось, что президент Турции Эрдоган еще в сентябре посетит Баку с официальным визитом. Но тогда из–за насыщенности графика турецкого президента визит был перенесен. Сейчас называется новая дата – 30 октября.

Надеемся, что на этот раз не возникнут проблемы в графике турецкого президента, т.к. в рамках бакинского визита Эрдоган намерен участвовать и на церемонии открытия железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс.

Отметим, что визит Эрдогана приходится на очень сложное время не только для всего региона, но и для самой Турции. Особую тревогу вызывают, как ни странно, в первую же очередь отношения между Турцией и США.

Сейчас между двумя очень близкими военно–политическими союзниками идет настоящая «визовая война» - без преувеличения можно сказать, что средства массовой информации почти каждый день сообщают новые и новые подробности этого процесса.

Следует отметить, что отношения между двумя государствами стали заметно похолодеть еще при администрации Обамы. До сих пор помнится его слова о турецком лидере: «Эрдоган был хорошим мусульманином…» …

Да, вся проблема именно в том, что был, а теперь же им не является, - сейчас роль «хорошего мусульманина» для США играет Фетуллах Гюлен, благодаря которому отношения между двумя союзниками по НАТО в последнее время, вообще, стали сильно натянутыми.

Дело в том, что США вовсе не собираются экстрадировать Ф.Гюлена и используют его как фактор давления на турецкое правительство.

Понятно, что большая политика всегда и всюду строится по принципу «Доверяй, но проверяй!» и не удивительно, что и США не прочь иметь определенные рычаги воздействия на турецкую политику.

Но степень напряженности в отношениях слишком высока и подобное дипломатическое противостояние между двумя очень давними и близкими военно–политическими союзниками, мягко говоря, не является привычным и не укладывается в рамки не только обычной аристотелевской, даже нечеткой логики всеми нами уважаемого и почитаемого Лютфи Заде.

Начиная с Афганистана американские военные, и политические инструкторы продолжают разрабатывать различные модификации или же варианты политического ислама, одним из новейших разновидностей которого является безусловно и «гюленовское течение».

Да, в принципе, с этим можно спорить, но, к сожалению, следы многих радикальных исламских группировок ведут именно к тому периоду.

Ведь, всем известно, что афганские «моджахеды» и присоединившиеся к ним другие мусульманские радикалы в специальных лагерях США обучались не только чисто военному делу, но проходили определенную идеологическую подготовку…      

Когда я впервые прочитал слова одного американского политического деятеля о том, что многие террористы являются выпускниками американских университетов, конечно, первым же делом вспомнил выпускника университета Беркли, армянского террориста и военного преступника, т. н. «героя» карабахской войны Монте Мелконяна.

Но вышеупомянутое признание одного из американских политических деятелей создают определенные ассоциации и с «гюленовским течением» политического ислама.

Конечно, дело ни в университетах и ни в их характере – всем хорошо известно, что американская система образования является одной из лучших в мире. С этим очень трудно спорить. Просто, дело в том, что наука, вообще, все знания в каком-то смысле похожи на обычный кухонный нож – к сожалению, с его помощью можно не только хлеб резать, но и кому-то горло…                           

Долгое время Турция была политическим ориентиром, своеобразным маяком для демократов всего исламского мира – ведь, она фактически была единственным светским и демократическим государством этого сектора мира.

Да, сейчас ситуация отнюдь не является такой уж однозначной, как прежде.

Можно без преувеличения сказать, что, во–первых, отчуждение и открытое недоверие между демократическим Западом и Турцией с каждым годом растет.

Во–вторых, в самой Турции усиливается консервативный ревизионизм, идеалы же либерализма и секуляризма уже не так популярны, как раньше. Даже отношение к великому Ататюрку и его политическому наследию становится сложным и неоднозначным.       

Я не буду вдаваться подробнейшим образом во все детали этого сложного процесса. Конечно, в этом есть вина и турецких лидеров. Напомню, что даже в свое время у Турции были реальные шансы стать полноправным членом Европейского Союза.

В самом начале евро-интеграции, когда еще логика «холодной войны» верховенствовала (именно благодаря ей Турция стала членом НАТО!), европейцы пытались привлечь в этот процесс и Турцию, как полноправного участника интеграционного процесса, но «близорукость» тогдашних лидеров этой страны привела к тому, что Анкара упустила исторический шанс.

Как уже отметили, в Турции и в настоящее время идут очень сложные и неоднозначные процессы. В этот процесс определенный «вклад» вносит и политика, проводимая самим Эрдоганом. Не стоит забывать и такой факт, что в свое время Эрдоган и Гюлен были даже политическими союзниками и их отношения стали ухудшаться именно тогда, когда последний стал наступать на пятки турецкому президенту.

Короче говоря, ситуация не внушает оптимизма. Не понятно, в каком же направлении будут развиваться отношения Турции и США? Да, можно и с этим спорить, напомнить, что, ведь в вопросе о курдском референдуме стороны все–таки смогли найти общий знаменатель. Может быть и так…

С другой стороны, кто знает, может, США недовольны как раз с этим обстоятельством и на этот раз решили всерьез научить своего непокорного союзника, как говорится, уму-разуму? Ведь, «курдский вектор» является очень важным компонентом в ближневосточных сценариях США.     

Да, в качестве официальной версии о причине «визовой войны» приводится совсем иная трактовка, но трактовки в политике всего лишь условности, и они в большей степени предназначены для лиц далеких от настоящей большой политики – как говорится, для широкой публики.

Приходится заметить, что и «слишком тесное» сближение эрдогановской Турции с Россией, в том числе, недавний визит Путина также вносят свою «лепту» в этот сложный процесс похолодания отношений между Вашингтоном и Анкарой.

Наверное, то же самое вызывает тревогу и в политических кругах соседней Армении. Не исключено, что желание последней «дрейфовать» чуть в сторону Европы также связано с этим. Ведь не прекращаются слухи о возможном вступлении Азербайджана (даже Турции!) в ЕАЭС! А армянам всегда уютнее там, где плохо тюркам.   

Да, приходится, утешить себя только с тем, что до 30-го октября осталось не так уж много времени - чуть больше половины месяца.

Возможно, во время долгожданного визита услышим кое–какие заявления, которые помогут нам прояснить ситуацию для себя и сделать соответствующие выводы о тех «новых красках» в этом сложном «политическом пейзаже», которые не только интересны сами по себе, но и очень тревожны…   

В любом случае, Анкара есть наш естественный союзник, поэтому сильная и процветающая Турция является и нашим национальным приоритетом.

Надеемся, что визит президента Эрдогана очередной раз докажет правоту нашего геополитического выбора, и снимет тревогу и беспокойство, вызванные с последними событиями в регионе и мире…

# 9389
avatar

Гусейнбала Салимов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#