ДНК трески помогла ученым раскрыть один из секретов успеха викингов

8 августа 2017

Анализ ДНК, извлеченной из костей средневековой трески, помог ученым выяснить, что викинги торговали рыбой фактически по всей Европе более тысячи лет назад. Как передает Vesti.Az со ссылкой на РИА Новости, об этом говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

"Торговля рыбой была одной из тех вещей, которая начала связывать между собой разные части Европы в средние века. Хедебю был одним из важнейших торговых центров в начале средневековья. Это было место, где север встречался с югом, христианин – с язычником, и цивилизованные народы — с варварами, не признававшими денег", — рассказывает Джеймс Барретт (James Barrett) из Кембриджского университета (Великобритания).

За последние годы ученые многое узнали о жизни Европы и других уголков мира в доисторические эпохи, когда письменность еще не была изобретена, благодаря открытию методик извлечения ДНК из останков людей и животных, и своеобразному "слиянию" химии и археологии.

Генетики, археологи и химики узнали, когда люди научились пить молоко и начали держать домашний скот, когда первые европейцы начали варить и хранить пищу в горшках, изобрели сыр, пиво и другие продукты, а также выяснили, что первые викинги появились в Скандинавии как минимум 10 тысяч лет назад.

Барретт и его коллеги раскрыли еще один секрет древней истории, касающийся появления первых викингов и подтверждающий популярную сегодня теорию о том, что скандинавы изначально были торговцами и лишь потом примерили на себя роль завоевателей и пиратов. Ученые пришли к такому выводу, изучив ДНК трески, чьи останки были найдены в Хедебю – крупнейшем центре торговли на севере Европы, расположенном на юге средневекового Королевства данов, государства викингов в современной Дании и северной Германии.

Благодаря холодному климату и другим благоприятным условиям, ДНК в останках рыбы неплохо сохранилась, что помогло ученым восстановить не только митохондриальную ДНК, позволяющую проследить родословную ее обладателя, но и весь остальной геном трески. Это позволило историкам выяснить, где была выловлена эта рыба и к какому "племени" она относилась.

К большому удивлению ученых, почти вся рыба, попавшая в Хедебю и другие торговые центры в будущих Германии и Дании, была выловлена почти за тысячу километров от этих древних городов, в окрестностях современных норвежских Лофотенских островов и в антарктических водах Атлантики.

Это открытие, как отмечает Барретт, является интересным сразу по нескольким причинам. Во-первых, оно означает, что первые викинги сушили треску на продажу и проплывали огромные расстояния для того, чтобы продать или обменять ее на другие интересные им товары на юге. Это говорит о том, что первые торговые сети появились в Европе гораздо раньше, чем думали ученые.

Во-вторых, данное открытие свидетельствует о том, что традиции по производству знаменитой норвежской сушеной трески появились на Лофотенских островах как минимум тысячу лет назад, дожив до наших времен практически в первозданном виде.

Более того, хроники раннего средневековья указывают на то, что викинги могли начать готовить и продавать сушеную рыбу уже в 5 веке нашей эры.

Все это делает историю превращения жителей Скандинавии из мирных торговцев в грозных разбойников еще более интересной, заключают ученые.