Эхо встречи генералов: политику Баку ожидают серьезные испытания

Эхо встречи генералов: политику Баку ожидают серьезные испытания
16 марта 2017
# 20:00

Событием февраля стал выбор Вашингтоном и Москвой местом встречи глав Генштабов США и России столицы Азербайджана. Встреча 16 февраля в Баку председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США, генерала Джозефа Данфорда и начальника Генштаба ВС России, генерала армии Валерия Герасимова стала первым военным контактом на самом высоком уровне, прерванных после аннексии 2014 году Россией Крыма. В ходе этой встречи высокопоставленные американские и российские военные обсудили вопросы "по повышению безопасности военных действий с целью уменьшения риска непреднамеренных инцидентов". В тот же день в Бонне состоялся первый политический диалог между главой МИД России Сергеем Лавровым и новым Госсекретарем США Рексом Тиллерсоном.

Американо-российские контакты подразумевают поиск точек совпадения интересов по проблемам международной безопасности, сотрудничества по которым можно остановить тенденции усиления конфронтации между США и Россией. В этой связи многие эксперты заговорили о возможности налаживания между США и Россией сотрудничества в совместной борьбе с ИГ и взаимодействию в Сирии. Однако, на фоне наличия острых противоречий не только по решению проблем на Ближнем Востоке, но и проблем Европейской безопасности, порожденных агрессивностью России по отношению политики расширения НАТО на Восток, европейскому выбору Украины, Грузии, сделать это будет трудно.

Хотя в контактах Вашингтона и Москвы не затрагивались вопросы, касающиеся Южного Кавказа, в том числе и Азербайджана, однако в Баку стали связывать с ними определенные ожидания. Такие ожидания связаны с тем, что местом для контактов в военной области между Вашингтоном и Москвой был выбран именно Баку. Президент Ильхам Алиев, 18 февраля на круглом столе "Скрытые проблемы Евразии" на Мюнхенской конференции по безопасности, объяснил выбор Баку местом встречи глав Генштабов США и России "равно удаленностью Азербайджана от ключевых военно-политических объединений и положительными отношениями с обеими странами". Такое объяснение практически доминировало во всех комментариях, как официальных азербайджанских лиц, так и подконтрольных властям СМИ.

Выбор Баку Вашингтоном и Москвой местом для встречи глав Генштабов ВС указывает на их доверительные отношения к руководству Азербайджана, которое оправдала это доверие соблюдением конфиденциальности. Так, хотя встреча в Баку готовилась более месяца, однако о ней стала известно буквально накануне и только из американских СМИ. Но это еще не основание полагать, что состоявшаяся в Баку встреча, укрепив региональные позиции Азербайджана, придаст ему некий привилегированный статус. Выбор Баку местом встречи состоялось по стечению ряд обстоятельств, в том числе и в связи с наличием запрета въезда в Европу Герасимова и планирующейся поездкой по странам Ближнего Востока Данфорда. Тем не менее, американо-российские военные контакты в Баку, в определенной степени, позволили азербайджанским властям занести их в позитив проводимой ими политики баланса между интересами Запада и России в регионе. Этот факт, очевидно, будет использоваться азербайджанским руководством для дальнейшего уклонения от интеграционных инициатив Евросоюза.

Накануне, в ходе визита президента Алиева 6 февраля в Брюссель по приглашению президента Совета Евросоюза Туска, был дан старт переговорам между Азербайджаном и ЕС по разработке соглашения о стратегическом партнерстве. На первой встрече главные переговорщики по разработке соглашения о будущем характере сотрудничества между Азербайджаном и ЕС обсуждали технические аспекты переговоров, и, по словам замглавы МИД Махмуда Мамедгудиева, на ней "не обсуждалось ничего субстантивного". Обращает на себя внимание то, что, говоря о новом соглашении с Брюсселем на встречах с руководством ЕС, Ильхам Алиев несколько раз указывал на установление равноправного стратегического партнерства Азербайджаном с ряда странами Евросоюза.

Ожидания в Баку в связи со встречей глав Генштабов США и России связаны с тем, что улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой может привести к подвижкам в урегулировании карабахского конфликта с учетом интересов Азербайджана. Но подобные ожидания вряд ли оправданы. В поисках недопущения дальнейшего обострения отношений с Россией администрация президента Трампа в вопросе карабахского урегулирования, скорее, склонна придерживаться согласованных с Россией "мадридских принципов" и поэтому выступает против изменения статус-кво в карабахском конфликте. На это указывает и совместное заявление сопредседателей МГ ОБСЕ с призывом сторон к сдержанности после встречи с главами МИД Азербайджана и Армении 16 февраля в Берлине. Баку явно недоволен позицией посредников, считая, что сопредседатели МГ ОБСЕ должны оказывать давление на Армению с целью освобождения азербайджанских территорий без предусловий. Критика президентом Алиевым на Мюнхенской конференции по безопасности сверхдержав в имплементации международного права и норм в своих интересах указывает на то, что Баку увязывает нерешенность карабахского конфликта именно с соперничеством Запада и России за влияния на Южном Кавказе.

Некоторые обстоятельства указывают на то, что администрация Трампа будет проводить достаточно активную политику в южно-кавказском направлении. Накануне встречи в Баку глав Генштабов ВС США и России между Вашингтоном и Тбилиси была достигнута договоренность об открытии "в ближайшее время" под Тбилиси центра военной подготовки, аналогичного тренировочной базе ВС США в немецком городе Хоэнфельс в Баварии. Одновременно в Вашингтоне прошли переговоры между госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и главой МИД Грузии Михаилом Джанелидзе, в ходе которых глава американской дипломатии назвал Грузию "одним из самых близких друзей и надежным партнером США". Хотя создание центра военной подготовки не означает, что в Грузии появится полноценная американская военная база, но это значительно повышает уровень военного присутствия США в регионе. Подобные шаги указывают на то, что и администрация нового президента США, не ожидает снижения агрессивности России и не питает иллюзий по поводу возможности скорой нормализации американо-российских отношений. В этой связи обострение ситуации в сепаратистских регионах Украины, а также очередная эскалация военной обстановки в зоне карабахского конфликта можно объяснить и попыткой России диктовать свои условия в начавшемся военно-политическом диалоге со США. В Москве, по всей видимости, обеспокоены тем, что в контексте объявленной президентом Трампом политики в отношении Ирана США захотят еще более укрепиться на Южном Кавказе, углубляя военное сотрудничество, помимо Грузии, и с Азербайджаном.

Хотя первые контакты новой администрации Вашингтона с Москвой не обещают снижения соперничества между ними на Южном Кавказе, встреча глав Генштабов США и России в Баку может способствовать тесному диалогу между администрациями президентов Трампа и Алиева. Но, такие контакты могут навредить отношениям Баку с Тегераном из-за жесткой позиции президента Трампа в отношении Ирана. Новая администрация в Вашингтоне, обещая отказаться от критики властей Азербайджана, может захотеть от азербайджанского руководства большей лояльности своей политики в отношении Ирана. В этой связи политику Баку по соблюдению баланса интересов между геополитическим     игроками в регионе ожидают серьезные испытания.

# 11443
avatar

Тунал Азери

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#