Джовдет Гаджиев Тельману Гаджиеву: «Ты должен вернуться…»

<b>Джовдет Гаджиев Тельману  Гаджиеву: «Ты должен вернуться…»</b>
8 февраля 2017
# 10:17

 

Февраль , 1937 год , Баку.   Это дата может вызвать страшные ассоциации, засевшие где- то глубоко, в закоулках нашей генетической памяти – черные воронки, исчезающие соседи, объявленные на следующий день «врагами народа», расстрелы, ссылки. Но нет, именно в феврале  1937 года в городе Баку, в семье интеллигентов родился  Тельман Гаджиев – ныне профессор БМА и БГУ, доктор философских наук, Заслуженный деятель Искусств.

По иронии судьбы он шел по жизни, параллельно совмещая два призвания: философию и музыку - одновременно поступив и в Аз. Гос. Консерваторию и в Государственный университет. В день его юбилея, а именно 2 февраля 2017 года было интересно узнать, о чем думает, чем живет человек, столько повидавший на своем веку, и какой совет может дать нам, так непросто проживающим свой нынешний век.

- Жизнь тем и интересна, что каждый человек, живя на этом свете, может ее прожить по-своему. Он может радоваться или огорчаться, ему может быть плохо или хорошо, все это относительно.  Абсолютна только истина.  Если говорить о моем жизненном опыте, то где бы я ни жил - на родине, или в ближнем зарубежье в силу своей природы я везде себя комфортно чувствовал. Однако, должен признать, что все мои  жизненные победы приходили ко мне после усиленной борьбы. Ставить цели и достигать их - вот единственный  рецепт успеха в жизни. Иногда бывает так, что многосторонняя  деятельность не позволяет вам  в полной мере контролировать происходящие процессы, и не всегда можно определить, что в данный момент в вашу пользу, а что нет. Но в силу своего характера  я даже со своими недоброжелателями стараюсь найти общий язык и своим отношением изменяю их действия. Ведь вы, достигая определенных успехов в каком-то деле, изменяете реальное положение вещей, и невольно прежние ваши недруги  вынуждены если не быть вашими  друзьями, то как минимум считаться с вами.

Я всегда был лоялен к руководству, где бы ни работал. Я очень терпеливый человек. Приведу вам пример -  после защиты докторской и получения диплома мне довольно долго не удавалось получить звание профессора в стенах родной  Консерватории. Знаете,  ревность в искусстве страшная сила! (смеется. Ред)

- Московский период вашей жизни был весьма насыщен.

- В Москве я учился в аспирантуре и, заканчивая ее, довольно много выступал с концертами, кроме того, мой педагог Платонов поручил мне вести свои первый и второй курсы. Были перспективы остаться и работать в Московской Консерватории. Меня очень ценил и уважал преподавательский состав, а также ректор Московской Консерватории А.В. Свешников.  Но судьба распорядилась мною совершенно иначе.  Как то в Москве встречаю Джовдета Гаджиева и он уговаривает меня вернуться в Баку.  « Ты должен вернуться», - настаивал он, чего мне право, очень не хотелось. Но учитывая настойчивые уговоры,  поверив, что в Баку у меня будут более блистательные перспективы, я вернулся, и…. остался не у дел, так как для меня не хватало педагогической нагрузки, все уже было распределено. Мне помог случай. Как- то встречаю  Кара Абульфазовича у Консерватории, и он спрашивает меня: « Ну, как жизнь в Баку?» На что я вынужден был ответить, что пока нигде в Баку не востребован. Караев отвел  меня в кабинет к Джовдату Гаджиеву  и говорит ему: «Знаешь, после нас будет он, почему нет возможности дать ему часы?» Так мне дали одного ученика- заочника, который был на 15 лет старше меня и жил в Венгрии, где работал в военном оркестре, а  в Баку учился заочно. Моя консерваторская зарплата по этой нагрузке состояла из  шести рублей в месяц.  Спасибо большое Кара Караеву, он рекомендовал меня Анверу Алибейли, тогдашнему председателю Радио  и телевидения, взять меня на работу в камерный оркестр солистом. Этого времени я не забуду никогда. Было очень трудно, а у меня уже был сын- Вагиф. И я стал работать, где только мог. В то время жил на гонорары от  сольных выступлений на телевидении.

Интересно то, что трудности нас подталкивают к плодотворности, ведь благодаря тому времени сегодня практически ни у кого из наших музыкантов нет стольких часов  исполнения в  записях, сколько есть их у меня - до 400 записей! По линии ЦК комсомола меня посылают с концертами на Кубу. Гастроли продолжались два с половиной месяца. Это было незабываемое время! Незабываемый успех, восторг! Обо мне много писали в прессе, как в кубинской, так и в нашей. По приезду в Консерваторию меня отправляют на кафедру камерного ансамбля, где тогда был зав. кафедрой Владимир Цезаревич Аншелевич. И я с головой окунулся в работу. Давал студентам сложнейшие произведения Пуленка, Прокофьева, Гайдна, Моцарта и т.д. Аншелевич был очень мудрым человеком, он всегда мне говорил – твое главное оружие – игра, как бы, кто бы тебе в жизни не пакостил – никогда не отвечай, играй. И я играл, ездил,  10 лет гастролировал от Союза композиторов по всему Советскому Союзу, несколько раз мы  выступали в Европе. Позже стал самостоятельно давать концерты в различных городах СССР и Азербайджана.

- Кстати о философии, вы ведь много лет преподали философию и эстетику в Бакинском Государственном  Университете?

- Да и очень этим горжусь. Тридцать восемь лет я читал лекции на кафедре философии. Сопоставляя такие, как некоторым кажется, разные сферы как музыка, философия и эстетика я  имею возможность взглянуть на многие проблемы музыковедения под другим углом зрения. Мною был опубликован ряд работ по проблемам музыкальной эстетики, в том числе: "Социальная активность искусства" (1980), "От Авесты до наших дней" (1983) в соавторстве с членом-корреспондентом НАН Азербайджана Ф.Касимзаде.

- Вас можно, чем-нибудь удивить?

-Человека всегда можно удивить. Ведь человек стремится к прекрасному, хотя  никогда  не достигает совершенства. У меня всегда были жизненные цели и задачи, они и сейчас есть. И мне приходится прилагать немалые усилия для их достижения. Но главное тут движение, рост, которые и есть - ЖИЗНЬ.

# 3752
avatar

Мелек Велизаде

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#