Из-за туркменского газа Баку вряд ли поддержит предложения Анкары

Из-за туркменского газа Баку вряд ли поддержит предложения Анкары
30 сентября 2016
# 13:36

В ближайшее время ожидаются встречи министров энергетики и иностранных дел Азербайджана, Туркменистана и Турции в трехстороннем формате, повестка дня которых была обсуждена главами МИД Азербайджана и Туркменистана 22 сентября в Нью-Йорке в рамках участия на очередной ежегодной сессии Генассамблеи ООН. Содержание переговоров Мамедъярова и Мередова указывает на значимость предстоящих встреч в контексте реализации проекта поставок туркменского газа в Европу по Южному газовому коридору. Стороны обсуждали вопросы, связанные с созданием благоприятных условий для развития сотрудничества в энергетических, транспортных и гуманитарных сферах и в этом контексте подчеркнули важность формата сотрудничества Азербайджан-Туркменистан-Турция.

Примечательно, что в ходе переговоров в конце августа в Берлине с канцлером Ангелой Меркель президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов обсуждал планы продаж природного газа в страны ЕС. При этом президент Туркменистана подчеркнул, что Ашхабад не намерен концентрироваться только на азиатском направлении, и заинтересован также в экспорте "голубого топлива" в страны ЕС. Обсуждения в Берлине вопросов поставок туркменского газа было воспринято как желание Туркменистана активизировать переговоры вокруг реализации Транскаспийского газопровода. Обсуждения этого вопроса именно в Берлине, не было случайным, поскольку Германия была одним из активных участников реализации проекта Nabbuco для поставок каспийского природного газа в Европу в обход России.

Напомним, что в мае прошлого года, по итогам четырехсторонних переговоров ЕС, Турции, Азербайджана и Туркменистана в Ашхабаде, была принята энергетическая декларация, подтверждающая готовность туркменской стороны поставлять газ в Европу по Южному газовому коридору посредством Транскаспийского газопровода и предусматривающая создание рабочей группы для изучения вопросов реализации этого проекта. Эта декларация стала первым политическим документом, в котором Туркменистан, после многолетних переговоров, инициированных ЕС с 2011 года, подтвердил серьезность намерений относительно проекта Транскаспийского газопровода. Уже в июле того же года в Брюсселе прошло первое заседание рабочей группы для изучения вопросов реализации проекта Транскаспийского газопровода. Такой прогресс обусловил оптимистические ожидания Еврокомиссии относительно возможности поставок туркменского газа в Европу по Южному газовому коридору в 2019 году.

Однако, обсуждения в рамках рабочей группы до сих пор не обеспечили конкретное решение относительно начала реализации Транскаспийского газопровода. Главная причина этого, судя по недавнему интервью министра энергетики Натига Алиева АПА-Экономикс, заключается в позиции Туркменистана, который, хотя и готов поставлять газ в Европу через Азербайджан, но не намерен участвовать в создании необходимой инфраструктуры. В этом вопросе существуют определенные колебания и со стороны ЕС, которые, видимо, помимо неопределенностей в позициях Ашхабада, связаны и с обстоятельствами вокруг определения нового правового статуса Каспия и наличием разногласий между Азербайджаном и Туркменистаном по разграничению морских границ.

Пока не ясно, связано ли стремление Туркменистана, в свете переговоров в Берлине, активизировать усилия ЕС в вопросе строительства Транскаспийского газопровода какими-то изменениями в подходах Ашхабада к реализации этого проекта. После визита президента Бердымухамедова в Германию, 14 сентября, Совет старейшин Туркменистана принял новую Конституцию страны, отменяющую возрастное ограничение в 70 лет для избрания президентом страны и увеличивающую сроки полномочий президента страны с 5 до 7 лет.

Эти изменения призваны обеспечить длительное нахождение у власти Бердымухамедова, поэтому некоторые эксперты полагают, что визит в Германию, состоявшийся по инициативе туркменской стороны, преследовал цель продемонстрировать наличие поддержки конституционным изменениям со стороны Запада. Акцент в ходе этого визита на проект Транскаспийского газопровода был продиктован стремлением показать важность Туркменистана для стратегии ЕС по усилению энергетической безопасности Европы. Но вряд ли тема поставок туркменского газа в Европу в обход России используется Ашхабадом только лишь в целях маневрирования в непростых отношениях с Евросоюзом и для решения внутриполитических задач.

Рекомендации Совета старейшин Туркменистана главе государства отменить льготы на бесплатные квоты по коммунальным услугам, считавшихся достижением независимости, являются следствием ухудшением экономической ситуации. Страна нуждается во внешних инвестициях, поскольку экспорт газа в Китай и Иран не приносит значительных доходов по причине снижение цен на энергоносители и погашения миллиардных кредитов. Поэтому, эксперты полагают, что, несмотря на формальность, определенные изменения в Конституции страны, в частности, касающиеся социальной защищенности граждан, разделения властей, прав молодежи и политического многообразия, имеют цели улучшения имиджа Туркменистана.

Отметим, что Европарламент по причине состояния прав и свобод человека уже много лет блокирует подписание ЕС соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Туркменистаном. В ходе визита в Германию президент Туркменистана, по всей видимости, предпринял очередные попытки продвинуть этот процесс. Соглашение с ЕС может способствовать увеличению потока инвестиций европейских стран в туркменскую экономику. В этом контексте для Ашхабада становится важным и реализация проекта по поставкам туркменского газа в страны ЕС и как источник новых доходов и как фактор, укрепляющие связи с ЕС.

Помимо экономических факторов, стремление Туркменистана активизировать процесс по реализации проекта поставок туркменского газа в Европу по Южному газовому коридору связан с возобновлением работ по реализации российского проекта "Турецкий поток" после встречи в начале августа президентов России и Турции. Проект "Турецкий поток" преследует достаточно амбициозные задачи. В случае реализации "Турецкий поток" способен умножить возможности России воздействовать на развития геополитических процессов в регионе наперекор своим интересам. С "Турецким потоком", инициированным в конце 2014 года после очевидного провала проекта "Южный поток", Россия рассчитывает решить несколько важных задач, в частности, помешать поставкам туркменского газа в Европу по Южному газовому коридору. В этой связи неожиданным для Туркменистана стало заявление главы МИД Турции о возможности транзита российского газа в Европу и по TANAP. Подобная кооперация между Турцией и Россией способна лишить возможности Ашхабада выйти на европейские газовые рынки посредством Южного газового коридора.

Проект "Турецкий поток", по всей видимости, беспокоит не только Туркменистан, но и Азербайджан. Так, на вопрос АПА-Экономикс, есть ли опасения по поводу возобновления российско-турецких отношений в контексте реализации "Турецкий поток", министр энергетики Натик Алиев поставил под сомнения целесообразности поставок газа по этому маршруту в столь больших объемах. Понятно, что по определенным причинам он не стал детализировать обеспокоенность азербайджанской стороны в связи с этим проектом. Иначе, использованный им аргумент по поводу целесообразности поставок российского газа в больших объемах почти по тому же маршруту, как и Южный газовый коридор, выглядит не убедительным. Если нет спроса на юге Европы на большие объемы газа, то почему ГНКАР заявляет о готовности осуществлять транзит по Южному газовому коридору природный газ из Туркменистана, Ирана и даже из Ирака? Отметим, что ЕС поддерживает Южный газовый коридор и по той причине, что этот проект будет способен осуществлять транзит не только азербайджанского газа, но и газа из третьих стран.

Интерес Баку к транзиту туркменского газа по Южному газовому коридору связан со стремлением укрепить статус Азербайджана как транзитной страны, а также диверсифицировать доходы от функционирования Южного газового коридора. Поэтому Баку вряд ли поддержит предложения Анкары по транзиту российского газа по TANAP.

Определенно возникла необходимость в уточнении позиций Турции, до сих пор стремившегося к продвижению проекта Транскаспийского газопровода. Так, что предстоящие встречи в формате Азербайджан-Туркменистан-Турция представляются важными в деле ускорения решений по проекту транзита туркменского газа по Южному газовому коридору.

Тунал Азери

# 15006
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#