Шекинка, победив министра, вынудила чиновника станцевать с ней «Сулеймани» - ФОТО

Шекинка, победив министра, вынудила чиновника станцевать с ней «Сулеймани» - <span style="color:red;">ФОТО
27 мая 2016
# 14:31

В силу разных причин и обстоятельств эти люди вынуждены встречать свою старость в доме престарелых. Так называют  пансионат для ветеранов войны и труда в поселке Бильгях сами постояльцы. У немалой части пожилых постояльцев пансионата есть детей, которым родители стали в тягость и передали их на попечение государства. Есть и такие, которые сами изъявили желание завершить свой жизненный путь в этом пансионате, дабы  не стеснять своих детей. Они периодически поддерживают отношения с близкими, их навещают родные.

Но  всех их объединяет одно – этот пансионат стал для них родным домом, где они делят и радость, и горе.

В пансионате проживают 211 постояльцев, из них 97 мужчин. Большая часть из них имеют проблемы со здоровьем. Несмотря на то, что здесь созданы все условия для их комфортного проживания, единственный и, пожалуй, главный недостаток - это отсутствие внимания  близких и родных.

Наш первый собеседник 80-летний дядя Аббас. Несмотря на столь преклонный возраст, он выглядит моложе своих лет.  Дядя Аббас родом из Марнеульского района Грузии.

«Я 10 лет как  живу здесь. У меня два сына, брат окончил в Новосибирске  вуз, 4 года проработал председателем колхоза  в Сабирабадском районе.  Я  сам жил в Курске, занимался торговлей.  Был женат. Слава Богу жил хорошо. Но  тоска по Родине заставила вернуться обратно. Вот теперь живу в доме престарелых. Было время, когда  мой земляк работал директором дома престарелых. Я как узнал об этом, собрал необходимые документы,  пришел к нему.  Спасибо ему, посодействовал. С тех  пор живу здесь...», - с грустью в глазах рассказывает мой собеседник, опираясь на костыль.

- А с ногой что случилось?

- Это я упал во время езды на коне. Тогда в Курске я не обратился в больницу, так со сломанной ногой и приехал в Азербайджан. А здесь никто не берется за лечение. Врачи говорят, что после перелома между костями образовалась масса. Я пять лет назад и в Иран съездил,  но все старания напрасны. Уже 15 лет как нога не дает мне покоя», - жалуется он.

Пансионат для ветеранов войны и труда стал местом встречи давних соседей - тети Гюльсюм и тети Раи, которых судьба  вновь свела.

«Мы 20 лет были соседями, жили в одном дворе на Монтино. Очень близки, дружны были. Рая меня увидела  по ТВ, и  после этого тоже решила прийти сюда. Я уже третий год как нашла здесь приют. После смерти дочери вынуждена была поселиться здесь.

Мой зять лишил меня дома, уюта, радости общения с внуками. Он занимает высокую должность в  правоохранительных структурах. Я восемь лет боролась за жизнь дочери, она болела раком. Куда только я ее не возила. Но два года назад ее не стало.

У меня еще был сын, но его убили в России. Моя дочь, когда вышла замуж жила в маленькой однокомнатной квартире. Я, можно сказать, их семью поставила на ноги, продала свою квартиру и купила им 4-комнатную, чтобы они не жили в тесноте. Я внуков нянчила,  посвятила свою жизнь ей и ее семье, детям. За два-три дня до смерти дочери зять своих родственников привез и поселил в доме. А через некоторое время меня выгнал из дома.

У меня один внук учится на первом курсе юридического факультета в Москве, а младший здесь в Баку учится в средней школе. Но их отец не разрешает мне с внуками видеться, он даже запретил мне во двор приходить, близко к ребенку подходить. А ведь они выросли у меня на руках, они же единственная память о дочери.

Я зятю не была в тягость. Он при моей поддержке стал влиятельным лицом, но видать забыл свое прошлое, раз так поступил со мной. После смерти дочери мне не оставалось иного выхода, как поселиться здесь. И спустя два с небольшим года я здесь повстречала свою соседку Раю. Я заплакала, когда увидела ее здесь. Она тоже как и я пожертвовала собой ради дочери, но  как видите осталась ни с чем», - говорит тетя Гюльсум, пытаясь сдержать слезы.   

Соседка тети Гюльсум - Рая ханум родом из Бейлаганского района. После того как в 1966 году в поступила в институт, переехала в Баку.

«После  учебы осталась жить в Баку, создала семью, долгие годы работала  на различных должностях. Все время была на хорошем счету. Но, как видите, судьба сыграла со мной злую шутку...

Вначале я работала в Институте географии под руководством академика Гасана Алиева, затем в министерстве транспорта.

У меня сахарный диабет и  из-за болезни мне отрезали два пальца. Мой зять меня довел до такого состояния.  С 1998 года я и работала,  и ухаживала за больной дочерью, которой в настоящее время 39 лет. Я выдала ее  замуж рано, в 17 лет, она полюбила и вышла замуж по любви. Я 21 год помогала своей дочери. 

К сожалению, муж оказался никудышным, который думает только о себе. Семья для него не представляет особую важность. Купила квартиру в новостройке, но ее прибрала к  рукам моя невеста.

В 1998 году моя дочь родила  второго ребенка, и  после этого ее здоровье ухудшилось. Врачи поставили диагноз - остеосклероз. Я все эти годы с ней, как с ребенком нянчилась. Она была прикована к постели. Все эти годы дочь проходила лечение. Последние три года, каждые три месяца я ее возила в Иран. Ее лечащий врач был очень опытным, он помог ей. В настоящее время она может передвигаться с помощью коляски.

За дочерью сейчас ухаживает моя внучка, студентка, сын в армии. Я, чтобы моей внучке не было тяжело ухаживать за двумя больными, решила поселиться здесь. Моя дочь инвалид первой группы, и она нуждается в помощи. Буду признательна, если поможете мне решить этот вопрос»,-  рассказывает Рая ханум.

Одним из постояльцев является 75- летний дядя Халид.

 После тяжелой аварии он не может обходиться без костылей.

«Я  Гусейнов Халид  Беюкага оглу, мне 75 лет», - начал рассказывать о себе дядя Халид, но слезы помешали ему договорить.  Но, собравшись силами, он продолжил свой рассказ.

«Я сам крепостной, в Ичери Шехер родился и вырос, и жил там.  Я уже два года и 11 месяцев  как нахожусь здесь. Меня сюда привезли мои друзья, которые по сей день не забывают меня. Они отправляют за  мной машину, сами тоже приезжают, часто навещают меня. Я был женат, двое детей у меня. И   все они в Швеции. 

Я в  декабре 2012 году попал в аварию, очень плохо было мне, три месяца пролежал в больнице. Но мои друзья помогли», -  говорит про друзей дядя Халид, показывая поднятый вверх большой палец правой руки.

« Я по специальности товаровед, на хороших должностях работал, друзья у меня в отличие от семьи, оказались верными. Мои друзья тоже обеспеченные. Мои друзья дорожат дружбой и меня никогда не забывают.

Мои дети –сын с дочкой вот уже 12 лет как за рубежом. Я вначале сына отправил, потом сыграл свадьбу дочке, она тоже с мужем уехала в Швецию. С их матерью мы задолго до этого развелись,  для меня супруга умерла, но я своим детям говорил всегда, что мы с вашей  матерью  расстались, это ничего не меняет.

Наш развод  не касается вас, она ваша мать, чтобы ни было помогайте ей.

Впервые я травму ноги получил в 1988 году,  когда получил перелом шейки бедра. Но Слава Богу вылечился. Я прихрамывал, но  это были пустяки, я даже бегал после  производственной травмы. В то время залечили  эту травму. Но три года назад произошла автоавария. Я сидел рядом с водителем, который врезался в бетонную плиту. Я  получил серьезные травмы. 

После аварии я не смог встать на ноги. Без костылей ходить не могу. 

Мне здесь отлично живется, директор пансионата Гатиба очень хороший человек. У нас у каждого отдельная комната. За нами хорошо ухаживают.  Я со многими постояльцами подружился, мы по вечерам в домино играем. Мои друзья, как уже сказал, часто звонят, и приезжают за мной. А сын с дочкой ни разу не позвонили за все эти дни, даже  по дням рождения не вспоминают. У меня 19 марта день рождения. Вот столько людей, которые меня окружают, заботятся, все делим с ними.

А дети... В 2010 году сын, якобы, собирался забрать меня к себе.  Готовили документы, но он потом мне сказал, что папа, ты еще  чуток подожди, у меня возникли проблемы.

А потом перестал звонить. Я потом узнал,  что бывшая жена  вышла замуж  и переехала тоже в Швецию. Я ради детей продал две квартиры и жил на съемной квартире. Я  для них все сделал и они меня вот так «отблагодарили».

В это время к нам подошла милая  женщина, которая пыталась успокоить  дядю Халида. Своим шекинским акцентом она справилась о его здоровье  и попросила сфотографировать с ним. После чего она поведала нам свою историю. . 

 «Я родом из Шеки. И вот уже 15 лет как  живу здесь. У меня кроме сына из родных никого нет, мои три брата, мать, тети, все умерли. Из близких никого не остались, двоюродные, троюродные родственники остались. После землетрясения на севере страны, наш дом был разрушен. Я после этого с детьми переехала в Баку, два года жили на квартире.

В 2001 году  по ТВ показывали сюжет о посещении Гейдара Алиева дом престарелых. После этого я решила переселиться сюда, чтобы не быть в тягость сыну. Он итак с трудом кормил свою семью. Я  ветеран труда и сестра шехида. Я приехала сюда, встретилась с тогдашним директором Бахруз муаллимом.

Он  отказался, сославшись на то, что я выгляжу моложе своих лет. А я в ответ: « Посмотрите, пожалуйста, мой паспорт. Я 6 месяцев как вышла на пенсию». А он ни в какую,  и говорит мне, что вы же не будете с документом ходить повсюду чтобы доказать  свой возраст». Я в конце концов его уговорила, и он согласился на мое проживание здесь, но при одном условии, что я не буду оформлена. Мне не оставалось иного выхода, я согласилась.  Но я же не зря шекинка.

Как раз приближались мартовские праздники. На Новруз байрам устроили веселье, приехал сам министр труда и  социальной защиты.

Бахруз муаллим строго настрого наказал мне, чтобы я не появлялась на виду.  А я нарядившись выжидала момент, чтобы зайти в зал, у дверей которого стоял сам директор. И  вдруг увидела, что его нет.

Я быстро прошла в зал, уселась за стол. Спустя немного начались игры. А у нас принято на Новруз байрам, разбивать яйца. Я взяла два яйца и встала перед министром, и сказала ему : «А вам слабо?». Он не спросив даже кто я , как меня зовут,  согласился. Это же ведь тоже везение. Он начал первым и разбил яйцо.

Я не сдалась,  и сказала, что у меня есть второе яйцо. Министр улыбнулся и сказал, хорошо, побьемся. Я его выиграла. Он спросил у меня: «А что вы  хотите в подарок?». Я же ответила: «Потанцевать с вами». И он  попросил музыкантов играть «Сулеймани».

Я  не ожидала, что он закажет музыку. Но больше меня удивил  Бахруз муаллим, который, зайдя в зал увидел меня, танцующую  с министром.

Мы без устали танцевали с министром. Бахруз муаллим потом мне сказал, что я оставлю тебя здесь за твою смелость. После этого даже меня избрали председателем Совета старейшин. Так и пошло поехало», -  сказала наша жизнерадостная собеседница.

Поблагодарив своих собеседников за беседу и пожелав им здоровья – самого дорогого,  что есть  в жизни человека, я перед уходом  расспросила о своей давней знакомой Наталье Гасановой, с которой я познакомилась в 2011 году во время приезда в пансионат. (http://www.vesti.az/news/85476).

Наталья ханум бывший преподаватель, доцент кафедры общего русского языкознания, 45 лет проработала в Бакинском славянском университете.

Она супруга покойного  Вагифа Гасановича Садыхлы, который в свое время работал  начальником Управления гражданской авиации Азербайджана. Пять лет назад моя немногословная  собеседница благо согласилась сфотографироваться на память, которое по сей день держу в своем архиве.

Узнав , что она все еще находится здесь, я попросила работницу пансионата отвести меня к ней. Но перед тем пойти к Наталье ханум, работница учреждения предупредила меня о том, что  состояние Натальи Гасановой оставляет желать лучшего. Она пару лет назад пережила стресс, долгое время лечилась в больнице.

«К сожалению, она не помнит ничего, у нее проблемы как со здоровьем, так и  с памятью. Дочь Натальи ханум, проживающая в Турции, хоть и отдаленно, но  интересуется самочувствием матери, периодически звонит. Она только приходит в себя, поправляется, вы ее увидите, не узнаете, он совсем исхудала,  меня директор специально определила, чтоб я за ней ухаживала. Она никого не помнит. Нам так больно ее видеть в таком положении. Она добрейiей души человек. Очень жаль, что с ней такая  беда случилась», -  рассказала работница пансионата, пока мы поднимались на пятый этаж, где живет Наталья Гасанова.

Услышанное огорчило меня, я взволнованно ожидала Наталью ханум в холле. Работница взяв  под ручку вела женщину, одетую в длинный теплый халат с покрытой головой.  Я подошла близко. Я обняла ее и пожала ее исхудалые руки. От былой привлекательности ничего не осталось. На меня смотрела очень бледная и ужасно постаревшая за эти годы  женщина. Испытанное нервное потрясение окончательно подорвало здоровье Натальи ханум.

«Я знала, что ты придешь. Я дождалась. Спасибо, что не забыла меня», - повторяла она, прижавшись ко мне.  Ее состояние потрясло меня до глубины души, мне больно было видеть ее такой. Поцеловав и обняв ее на прощание, я пожелала ей скорейшего выздоровления. А она просила ее не забывать ... 

Вафа Фараджова

P.S.  При очередной встрече я не стала фотографировать Наталью Гасанову. Я хотела, чтобы в памяти читателей она осталась такой, какой была 5 лет назад ...  

# 12854
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#