«Я видел сгоревшую церковь в Шуше, нам казалось, что именно армяне являются потерпевшей стороной»

«Я видел сгоревшую церковь в Шуше, нам казалось, что именно армяне являются потерпевшей стороной»
8 мая 2014
# 20:00

Эксклюзивное интервью Vesti.Az c известным участником правозащитного движения в Советском Союзе Виктором Сокирко.

- Виктор Владимирович,  в начале 90-х годов в Москве при участии печально известного Зория Балаяна был создан «Комитет российской интеллигенции «Карабах» (КРИК). Члены «КРИК»а, хорошенько заправленные армянским коньяком и деньгами армянской диаспоры, выступали в защиту карабахских сепаратистов, обличали Азербайджан. Но были в те времена и такие, кто, не вступая в «КРИК», тем не менее, открыто поддерживал сепаратизм в Нагорном Карабахе. Среди них были и Вы. На Вашем сайте, кстати, имеется подписанное Вами письмо армянской журналистке Мэри Юзбашян, в котором вы делитесь своими впечатлениями о поездке в Нагорный Карабах и пишите такие строчки: «…эти встречи только укрепили уверенность в справедливости требований карабахского народа о выходе из-под диктата Баку». Вы можете вспомнить, почему сепаратизм карабахских армян вызвал у Вас симпатию и понимание?

- Впервые с трагической историей армян я ознакомился в 60-70-е годы. Я тогда активно участвовал в самиздате, занимался литературой, близко общался с армянскими писателями, которые и рассказывали мне о трагической судьбе армянского народа, пережившего «геноцид» в Османской империи. Чисто по-человечески я им сочувствовал.  Даже снял несколько диафильмов об Армении и истории армянского народа.

А потом грянули события 1988 года в Карабахе и Сумгайыте. В то время в Москве только и говорили про выступления армян в Нагорном Карабахе. И тогда было принято решение посетить Нагорный Карабах, посмотреть своими глазами, что же там все-таки происходит. Мы с супругой находились в отпуске в Грузии, и оттуда решили поехать в Карабах. Кажется, это был уже сентябрь 1988 года.

В Карабах мы ехали через Азербайджан. Хочу сказать, уже тогда у меня вызывала горечь недоброжелательность армян к азербайджанцам. Но в целом, я все равно продолжал сочувствовать армянскому народу.  Я видел сгоревшую армянскую церковь в Шуше, нам казалось, что во всех этих событиях именно армяне являются потерпевшей, гонимой  стороной. Все это вызывало во мне чувство сострадания к армянам.

- Однако, спустя 4 года, из армянофила Вы превратились в ярого армянофоба. 24 мая 1992 года Вы написали письмо-обращение к российской армянофильской интеллигенции по случаю падения азербайджанской Шуши и Лачина «Будь я проклят» (http://victor.sokirko.com/Tom18/letter7.html ), в котором Вы взяли на себя часть вины за кровавые события. Вот Ваши слова: «И не надо прятать голову в песок: большой частью своей сознательной жизни я к нему причастен, фактически стал одним из русских виновников убийства жителей Ходжалы и предстоящего уничтожения азербайджанской культуры Шуши -  в неизбежности уничтожения Шуши, если она останется под армянами, насмотревшись на отсутствие мусульманской культуры в Армении, я теперь не сомневаюсь». Что подтолкнуло Вас пересмотреть свою позицию?

- Если вы читали то письмо, то в нем я все подробно изложил. Что я могу добавить? На меня неизгладимое впечатление произвели полное изгнание азербайджанцев из Армении, убийство большого количества мирного населения в азербайджанском городке Ходжалы, захват исконно азербайджанского города Шуша. Мы узнали о том, что жители Ходжалы - женщины, дети и старики  - босые шли по снегу, пытаясь спастись, а их безжалостно расстреливали. Все это раскрыло мне глаза на Карабахский конфликт. Я понял, что не осудить эти ужасы я не могу. И я составил то письмо-обращение. Увы, на мое письмо никто даже не ответил – ни армяне, ни российская интеллигенция, продолжавшая сочувствовавшая армянам.

- Каково, на Ваш взгляд, решение армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха?

- До 1992 года я считал, что для урегулирования конфликта необходимо создание армяно-азербайджанской автономной республики.

- В составе Азербайджана?

- Не важно, в составе какого государства – азербайджанского или армянского. Главное, чтобы было обоюдное согласие. Можно и под совместным управлением Еревана и Баку. Но после трагедии в Ходжалы, я понял, что это уже невозможно, и  я вовсе оставил попытки примирить два народа. 

Бахрам Батыев 

# 8078
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#