«Россия не должна и не будет восприниматься в Азербайджане как враг»

«Россия не должна и не будет восприниматься в Азербайджане как враг»
6 декабря 2013
# 17:31

Интервью Vesti.Az с российским экспертом, директором Института демографии, миграции и регионального развития (РФ) Наданой  Фридрихсон:

 - Каким Вы видите судьбу азербайджанцев в России после событий вокруг Орхана Зейналова?

 - Вопрос поставлен так, словно дело Зейналова стало знаковым. Не думаю, что стоит подыгрывать подобным алармистским предположениям, которые распространяются отдельными группами, как в России, так и в Азербайджане.

На месте Зейналова мог быть как любой мигрант, так и гражданин России. В целом, позицию Азербайджана по этому делу озвучил посол АР в России Полад Бюльбюльоглу, заявивший о том, что убийца должен быть наказан согласно букве закона. Конечно, возникает вопрос об этике работы российских правоохранительных органов, однако – эта тема достойная отдельных дискуссий.

Россия для Азербайджана остается близким государством, куда по-прежнему направляется значительный поток азербайджанцев. Вопрос стоит в регламентировании этих потоков, все должно быть легально. Эта задача, которая находится в стадии разработки, и можно предположить, что на пути формирования новой миграционной системы, будут происходить разного рода социально-политические сбои. Тем не менее, Россия не должна и не будет восприниматься в Азербайджане как враг. Пока, по крайней мере, Владимир Путин и Ильхам Алиев будут занимать посты президентов двух стран.

 - По мнению Збигнева Бжезинского, следом за Украиной целью России будет Азербайджан, который не проявляет интерес к Таможенному союзу...

 - Украина не была объектом давления со стороны России. Вопрос заключался в конкурентном противостоянии России со странами Запада за формирование модели поставок энергоресурсов на европейские рынки.

Та модель, которую представляет себе Брюссель и Вашингтон по понятным причинам не устраивает Россию. Украина стала, во-первых, заложником этой ситуации, а, во-вторых, страной, которой необходимо было правильно расставить свои экономические

приоритеты.

Сближение Киева с ЕС ничего кроме пустого пафоса (мол, мы теперь часть Европы) не принесло бы стране. Взамен пострадало бы производство, увеличилась безработица и т.д. Эти вызовы не являются рычагом давления со стороны России, это объективная реальность, которую нельзя игнорировать.

Что же касается российско-азербайджанских отношений, Москва, конечно, стремится расширить свое влияние на энергетическую политику Баку. Тем не менее, этот процесс не происходит методом «кнута». Владимир Путин и Ильхам Алиев ищут компромисс и на сегодняшний день, можно говорить, что таковой найден.

- Насколько реален на сегодняшний день визовый режим в отношении азербайджанцев?

 - Я полагаю, что визовый режим в ближайшие два года точно не будет введен. Вопрос будет стоять ребром, с момента начала функционирования Евразийского Союза. Уже сегодня некоторые заявления российской правящей элиты наводят на мысль, что те, кто не будет в составе ЕАС, могут оказаться за барьером визового режима.

Тем не менее, не стоит забывать о позициях, которые занимает сегодня Азербайджан на постсоветском пространстве. Это не то государство, экономика которого всецело зависит от российских инвестиций. Более того, Баку формирует свою стратегию в отношении региона. В этом смысле, если в 2015 году вопрос о введении визового режима будет вращаться вокруг принадлежности страны к Евразийскому Союзу и Баку по-прежнему не даст своего согласия на вхождение в данный интеграционный проект, Россия и Азербайджан сядут за стол переговоров.

На мой взгляд, будут разработаны иные механизмы взаимодействия  стран с учетом новой конфигурации. Введение визового режима между Россией и Азербайджаном, на мой взгляд, станет крайней мерой, за ширмой которой должны будут кипеть нешуточные конфликтные сценарии, причем не полгода и даже не год.

На сегодняшний день российско-азербайджанские отношения находятся в фокусе интересов ряда игроков, которые, конечно, будут провоцировать стороны на конфликт. если они в итоге заработают, то первые маркеры охлаждения отношений будут видны – как общественности стран, так и экспертному сообществу. Тогда можно будет анализировать дальнейшее развитие событий. На сегодняшний день, Москва и Баку нацелены сохранить добрососедские отношения и прагматичное взаимовыгодное сотрудничество.

Вугар Гасанов 

# 8117
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#