Азербайджанские банки при составлении договоров идут на уловку с помощью этого метода

Азербайджанские банки при составлении договоров идут на уловку с помощью этого метода
28 ноября 2013
# 14:43

Вот уже несколько дней мой редактор ходил по коридорам редакции грустный. Когда окружающие пытались спросить у него причину столь гнетущего настроения, редактор протягивал им банковский договор на нескольких страницах и с нескрываемой грустью в глазах, повторял, как мантру, два слова: «Меня обманули».

Оказалось, что шрифт, которым банк посчитал нужным составить договор, был настолько мелким, что мой редактор не заметил, что отмеченные в документе условия заметно отличаются от зазывающей и вовлекающей в сети рекламы. И действительно, чтобы набраться терпения и прочесть хотя бы один пункт подписанного редактором договора, нужно быть или «Соколиным Глазом», либо иметь под рукой лупу.

Впрочем, мой редактор может особо не грустить. Как говорится, не он первый, не он последний. Кто бы подумал, что ситуация, в которую попал мой редактор, совпадет  по времени с рассмотрением Госдумы  РФ  целого законопроекта, касающегося именно этой проблеме. 

Да, господа. В российскую Государственную Думу внесли законопроект, который запретит банкам, страховым компаниям, автомобильным салонам, туристическим агентствам и другим компаниям прописывать важные условия договора мелким или трудночитаемым шрифтом.

«При составлении договоров недобросовестные компании часто пользуются юридической безграмотностью россиян и специально прописывают самые важные условия так, чтобы человек на них не обратил внимания. А когда клиент, получивший совсем не ту услугу, которую ожидал, возмущается, то его тыкают в «тайное» условие носом. Дескать, сам подписал — теперь и расплачивайся», — говорит автор законопроекта, депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Михеев.

Вопрос о мелком шрифте остро встал летом этого года. На всю Россию и не только прогремела история жителя Воронежа Дмитрия Агаркова, который использовал мелкий шрифт в свою пользу. Он отсканировал и направил в ТКС-банк (один из крупнейших в России) договор о предоставлении кредита, прописав мелким шрифтом нулевую ставку и крупные штрафы за расторжение или изменение условий договора. Когда четыре года спустя банк обнаружил подвох, он подал на Агаркова в суд, но тот признал договор действительным. В итоге дело закончилось мировой.

Говоря о необходимости принятия аналогичного закона в Азербайджане, экономист Ильхам Шабан отметил, что в Азербайджане ситуация с этим вопросом еще более удручающая, чем в России.

«В Азербайджане в этой части дело хуже. И до сих пор никакого порядка нет между банками и их клиентами. Например, клиент приходит в банк для получения кредита. В банке спрашивают: «Зачем тебе кредит? Он отвечает для покупки автомобиля. Ему говорят, что процентная ставка автокредита составляет -  20%». Клиенту становится плохо. Как только он встает, чтобы уйти, его останавливают и заявляют: «Мы сможем Вам помочь, если Вы приобретете новый авто или б\у авто в салоне, с кем банк сотрудничает и по низким кредитным ставкам. Клиент спрашивает: «А по какой ставке?» Ему тут же заявляют: «Всего 15%.». Естественно, клиент радуется. Ему опять заявляют: «Вот Вам адрес - идите и выбирайте, страховка автомобиля – бесплатная». Он просто в восторге, оформляет машину. Оказывается, страховку делает тот же филиал банка. Для оформления кредита же банк берет за банковские услуги 500 манатов. При, например, 10 тыс. манатов - это 5%. Этого клиент в договоре просто не замечает. Однако банк уже сделал свое и забрал то, что надо. Вот так работают наши банки», - подчеркнул он.

Бывший начальник отдела Кабинета Министров, экономист-эксперт Октай Ахвердиев считает необходимым и обязательным принятия аналогичного закона и в Азербайджане.

«Давайте зададимся вопросом: «Почему банки при составлении договоров используют мелкий шрифт?». Ответ очевиден – чтобы обманывать. Неоднократно бывали такие случаи, когда банки обманывали своих клиентов. Этому должен быть положен конец. Парламент Азербайджана должен принять такой закон, а руководство банков должно быть привлечено к уголовной ответственности»,  - считает О.Ахвердиев.

По его словам, зачастую сами дебиторы вообще не читают договор, а подписывают его только лишь потому, чтобы скорее получить кредит.

«Нужно смотреть на то, что ты подписываешь», - сказал бывший начальник отдела Кабинета министров.

Однако, юрист Эльман Османов считает, что прежде, чем обвинять банки, дебитору необходимо знать свои права.

«Если человек не может прочитать в тех или иных юридических документах пункты договора, написанного мелким шрифтом, он может попросить укрупнить его и дать новый вариант договора для ознакомления. В законодательстве есть специальные образцы для составления договора, но там ничего не написано про размер шрифта, при желании можно добавить этот пункт тоже», - заметил юрист, согласившись с мнением О.Ахвердиева о том, что большинство азербайджанского населения зачастую вообще не читает договор.

Честно говоря, специалисты правы в одном, что клиенты банков могут попросить увеличить шрифт и прочитать договор. Но это всего лишь теория. Ведь человек, который простоял 3 часа в очереди, чтобы получить долгожданный кредит, вряд ли будет требовать такое. А если редко кто и потребует, то ему, конечно, могут подготовить новый контракт, но и при этом ненароком могут добавить: «У нас принтер сломался, зайдите завтра».  Естественно, клиент не пойдет на это.

И руководство банков знают про это, вот и манипулируют. Думаем, только законодательным бичом можно остановить этот беспредел. Советами и рекомендациями в Азербайджане делу не поможешь.

Хотите доказательство, пожалуйста: вспомните рекомендации правительства всем СМИ печататься на латинице. Результат был почти нулевым. Лишь после того, как  Гейдар Алиев на законодательной основе указал конкретную дату, после чего, ни одно издательство не имеет права печатать местные газеты на кириллице, все стало на свои места.  А если никто в правительстве пока не ратует за этот вопрос, выводы делайте сами… 

Вугар Гасанов

# 4454
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#