«Взамен на присоединение к ТС, Москва может предложить Баку возвращение районов «пояса безопасности»

«Взамен на присоединение к ТС, Москва может предложить Баку возвращение районов «пояса безопасности»
31 октября 2013
# 14:13

Блиц-интервью Vesti.Az с российским политологом, экспертом по международной политике, руководителем центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаилом Нейжмаковым.

 - Возможно ли вхождение Турции в Таможенный Союз, где предположительно будет состоять и Армения?

 - Для начала отметим, что по итогам заседания Высшего евразийского экономического совета в Минске заявление Армении о вступлении евразийские структуры было поддержано. То есть Ереван стал еще на шаг ближе к вхождению в ТС и, если бы Турция действительно захотела вступить в этот Союз, к тому моменту там и правда уже состояла бы Армения.

Заявление Александра Лукашенко  о том, что у Еревана есть «один нерешенный территориальный вопрос с Азербайджаном» было просто жестом вежливости в сторону Баку и еще одним возможным поводом для торга с Россией (активно поддерживающей расширение ТС), но не более. Для Белоруссии очень важен Азербайджан – в Минске вряд ли забыли, как летом 2010 года средства для расчетов с «Газпромом» белорусская сторона одолжила именно в Баку. Но все же вряд ли Лукашенко будет вступать в конфликт с Москвой исключительно по поводу Карабахской проблемы.

А вот с вступлением Турции в ТС все гораздо туманнее. И это, мягко говоря. Действительно, об участии Анкары в Таможенном Союзе говорится не впервые. Так, еще в декабре 2012 года, после визита Владимира Путина в Турцию, его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявлял, что Москва с радостью отреагировала бы на желание Анкары присоединиться к этому Союзу.

Действительно, в интеллектуальной среде Турции есть сторонники участия в евразийских проектах вместе с Россией. При желании, можно найти и аргументы, почему Турция могла бы переориентироваться с ЕС на ТС. Перспективы вступления  Анкары в Евросоюз по-прежнему расплывчаты. Это не может не раздражать Турцию, откуда периодически звучат заявления о «расставании» с ЕС. Например, в марте 2013 года глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу сказал, что в случае отказа Евросоюза открыть двери для его страны «наши пути разойдутся, и посмотрим, кого и куда приведут эти пути».

Для правящей в Турции Партии справедливости и развития вступление в ЕС в первые годы пребывания у власти рассматривалось, как способ защититься от очередного военного переворота. Но оппозиция в среде турецких военных в итоге оказалось серьезно ослаблена, а летом 2013 года проблемы у правящих турецких кругов появились совсем с другой стороны – из-за уличных протестов, к которым европейские политики отнеслись как раз сочувственно. Доля экспорта в страны ЕС из Турции в последние годы также снижалась. Союз же с Россией – это энергоносители, технологии и еще одна опора для проведения куда более независимой внешней политики.

 - И каким Вы представляете членство Турции в Таможенном Союзе, когда братская для него страна – Азербайджан относится к нему скептически? Выходит Турция может отказаться от Азербайджана ради проекта Кремля? 

 - Безусловно, вступление Турции в ТС означало бы открытие турецко-армянской границы. И наверняка это вызвало бы непонимание в Баку в условиях нерешенности Карабахской проблемы. Впрочем, возможно именно уступки со стороны Армении Анкара и сделала бы одним из условий участия в евразийской интеграции.

Однако все это абстрактные рассуждения. На деле Турция вряд ли собирается делать резкие внешнеполитические развороты в ближайшем будущем. Нурсултан Назарбаев, от которого мир и узнал о намерениях Турции сблизиться с ТС, сослался на турецкого президента Абдуллу Гюля (в некоторых источниках и на премьера Эрдогана).

Гюль действительно иногда допускал скептические высказывания о Евросоюзе, но в целом всегда был настроен на европейскую интеграцию. Так, в апреле 2013 года, накануне визитов в Литву и Латвию, он особо обратил внимание, что власти этих стран обещали поддержать просьбу Анкары о вступлении в ЕС. Летом 2013 года Гюль призвал к «концентрации на цели членства Турции в Европейском Союзе». Вряд ли он изменил бы свою позицию так быстро. Турецкий министр по вопросам ЕС Эгемен Багиш  также еще в сентябре 2013 года призывал Европу «оставить предрассудки и принять в Евросоюз Украину и Турцию». Еще 9 октября 2013 года турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган  приветствовал «процесс реформ в Украине, который был направлен на заключение Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом». Было бы странно приветствовать сближение с проектом, к которому сам готовишься повернуться спиной. Кстати, и с европейской стороны переговоры о вступлении Турции в ЕС возобновятся уже 5 ноября 2013 года. 

Отказу Турции от стремления интегрироваться в ЕС сейчас препятствуют ориентация заметной доли турецкого экспорта именно на европейские рынки, потоки турецких мигрантов именно в страны Евросоюза и ряд других факторов. Поэтому вступление Турции в Таможенный Союз – вопрос не ближайшего будущего.

- Как Азербайджан могут заставить войти в Таможенный Союз, и заставят ли?

- Вряд ли Баку будут именно «заставлять» присоединиться к Таможенному Союзу. Азербайджан сейчас достаточно независим в экономическом и военно-политическом отношении, чтобы от него можно было добиться чего-то грубым давлением. Скорее, ему будут предлагать различные преференции. Например, прогресс в разрешении карабахской проблемы – хотя бы в вопросе возвращения под фактический контроль Баку районов так называемого «пояса безопасности».

Благо у Москвы есть средства влияния на Ереван. Возможно, посредничество в урегулировании вопросов с Ираном. Различные совместные экономические проекты и указания на выгоды от членства в ТС как такового. Ведь Азербайджан – важное звено для западного маршрута коридора «Север-Юг», на развитие которого уповают в России, а ведь ТС всегда позиционировался, как выгодный проект для стран-транзитеров.

Вугар Гасанов

# 5712
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#